Для изучения стрессоустойчивости и уровня притязаний студентов были использованы следующие методы исследования: «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности», экспресс диагностика самооценки, методика определения нервно – психической устойчивости «Прогноз», опросник на определение уровня притязаний В.К. Гербачевского; статистические методы: метод «Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова», метод ранговой корреляции Спирмена.
В результате исследования было выявлено, что студентам в большей степени характерен средний уровень стрессоустойчивости, реалистический уровень притязаний и самооценки. Это означает, что в целом они способны переносить негативное воздействие внешних факторов, но при длительном воздействии отрицательного раздражителя и стрессоров могут проявлять реакции стресса. Они адекватно оценивают свои возможности и выбирают те цели, которые могут реально достичь, которые соответствуют их способностям, умениям, возможностям.
Современные студенты отличаются настойчивостью в достижении своих целей, продуктивностью деятельности. В их мотивационной структуре доминируют следующие компоненты: внутренний и познавательный мотивы, свидетельствующие об увлеченности студентов учебной деятельностью и заинтересованности в своих результатах в ней; мотивы достижения трудных целей «волевое усилие» и «оценка своего потенциала», характеризующие студентов как волевых, целеустремленных и адекватно оценивающих свои силы; мотив «намеченный уровень мобилизации усилий», который свидетельствует о возможности студентов раскрыть свои внутренние ресурсы при возникновении стрессовых ситуаций; мотив «закономерность результата», свидетельствующий о глубоком понимании собственных возможностей в достижении поставленной цели и мотив «инициативности», проявляющийся в активности, инициативности и находчивости при решении задач.
Низкий уровень притязаний, выявленный у большинства студентов, по мотивам «сложность задач», «ожидаемый уровень результатов», «оценка достигнутых результатов» и средний уровень притязаний по мотивам «избегания» и «смены деятельности» свидетельствуют об их возможном нежелании и неспособности решать трудные задачи и желании перейти на более легкие варианты или уйти от решения, так как у них имеются низкие ожидания насчет результатов своей деятельности. Можно предположить, что у студентов есть страх неудачи перед трудными задачами, которое выражается в нежелании заниматься их решением.
Существование статистически достоверной прямой корреляционной связи между уровнем стрессоустойчивости (нервно-психической устойчивости) и таким параметром уровня притязаний как «причинные факторы соответствующей деятельности» означает, что чем выше уровень стрессоустойчивости личности студента, тем выше показатели по параметрам закономерность результатов (r=0,402, при p≤0,01) и инициативность (r=0,456 при p≤0,01). То есть студентам, обладающим высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной стабильностью, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу, свойственно глубокое и адекватное понимание собственных возможностей в достижении поставленных целей, они инициативны и находчивы в решении поставленных задач. И наоборот, студентам с низким уровнем стрессоустойчивости характерны безынициативность, неуверенность при решении задач, завышенная или пониженная оценка собственных возможностей.
Наличие корреляционных связей можно объяснить тем, что низкий уровень тревожности характерный для студентов, обладающих высоким и средним уровнем стрессоустойчивости, позволяет оценивать широкий веер ситуаций как безопасные для себя и своего окружения, что позволяет им в ряде случаев идти на оправданный риск, уверенно и целенаправленно достигать намеченные цели. Высокий уровень стрессоустойчивости обеспечивает им в большей степени проявление своих личностных амбиций, и, следовательно, обозначает высокую планку результатов деятельности. Высокий контроль эмоциональных и поведенческих проявлений дает возможность эффективной самопрезентации, дает уверенность в том, что при возникновении непредвиденных ситуаций, студенты смогут «собраться» и найти верное решение.
Таким образом, была выявлена высоко значимая корреляция между стрессоустойчивостью и параметрами уровня притязаний «причинные факторы деятельности». Связи между стрессоустойчивостью и блоком «прогнозные оценки деятельности» уровня притязаний не обнаружилось, вторая гипотеза подтвердилась лишь частично. Проделанная нами работа и результаты исследования по ней могут быть использованы в практике вузовской подготовки будущих психологов, для совершенствования в плане формирования необходимой профессиональной устойчивости студентов.
Литература:
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. – Изд-во Моск. Ун-та, 1986
Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. -336 с
Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязаний личности/ Психодиагностические методы. Л., 1976. 188-195 с.
Гумель Е.Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1508 (дата обращения: 24.09.2015)
Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Дис. …канд.психол.наук. М., 1995. 187 с
Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вопросы образования, 2010. №2. 82-110 с.