ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТИ У МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТИ У МОЛОДЕЖИ

Федорова С.В. 1, Широких В.Я. 1
1СВФУ Институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Толерантность является интегральной характеристикой индивида, определяющей его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.

Объектом нашего исследования является молодежь от 18-24 лет, предметом исследования является коммуникативная толерантность у молодежи и их темперамент

Цель исследования: найти взаимосвязь между уровнем коммуникативной толерантности и индивидуально- типологической особенностью у молодежи

Гипотеза:

1. Коммуникативная толерантность имеет связь с индивидуально-типологической особенностью личности.

2. Уровень коммуникативной толерантности зависит от типа темперамента.

3. Тип нейротизма имеет связь с уровнем коммуникативной толерантности.

В начале исследования мы провели тест на выявление уровня коммуникативной толерантности по В.В.Бойко и диагностику экстра – интроверсии и нейротизма по методике Айзенка, личностный опросник на 60 человек. Респондентами стала молодежь в возрасте от 18 до 24 лет и были получены следующие результаты по методикам:

1.Уровень коммуникативной толерантности у молодежи:

Высокий уровень коммуникативной толерантности-53%

Средний уровень коммуникативной толерантности- 41%

Низкий уровень коммуникативной толерантности – 6%

Полная неприятие других- 0%. (график 1).

2.Общее количество баллов: молодежь, среднее статистическое- 46.01 средний уровень коммуникативной толерантности. Средний уровень коммуникативной толерантности показывает те же моменты, что и в высоком уровне коммуникативной толерантности, но в более умеренных и сдержанных действиях, человек принимает другого и взаимодействует с ним только когда совместим или проявляет себя воспитанным в отношении к другому.

Респонденты, набравшие больше 15 баллов по шкале экстраверсия и интроверсия, являются экстравертами, а больше 12 баллов - склонные к экстраверсии, 12 баллов показывает среднее значение экстраверсии и интроверсии.

Респонденты набравшие меньше 12 баллов относятся к склонным интроверсии, меньше 9 баллов являются интровертами: Экстраверсия - 35% , Интроверт -53% , Среднее значение –12%.

Мы видим, что количество процента интровертов больше, чем экстравертов. Это показывает, что нынешняя молодежь более эмоциональная и чувствительная к окружающей среде, и интроверты более замкнутые, им нравится находиться в малочисленной компании, но зато они настойчивы и вдумчивы в своих словах, интеллектуалы.

Результаты шкалы нейротизма выявляется также в простой форме. Набравшие больше 13 баллов относятся к шкале с высоким уровнем нейротизма, баллы от 9 - 13 –имеют среднее значение, т.е нейротизм не высокий и не низкий. А респонденты, набравшие меньше 9 баллов, имеют низкий уровень нейротизма.

Получились такие результаты: высокий уровень нейротизма-35%, очень высокий уровень нейротизма- 12%, среднее значение нейротизма- 32%

Низкий уровень нейротизма- 21%. мы видим, что количество процента опрашиваемых с высоким и со средним значением нейротизма больше от количества с очень высоким и низким уровнем нейротизма.

Математическая корреляция Пирсона была использована для выявления взаимосвязи между уровнями коммуникативной толерантности и индивидуально - типологических особенностей у молодежи, использованные 2 методики (Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко и Айзенк личностный опросник EPI).

Также результаты опросника Айзенка мы разделили на наименовании «экстраверсия и интроверсия» и на «нейротизм». В первую очередь мы проверили данные коммуникативной толерантности и данные экстраверсии и интроверсии, и было выявлено, что значимости нет.

Затем мы проверили данные коммуникативной толерантности и данные нейротизма, значение было выявлено-Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.) и это показывает, что уровень коммуникативной толерантности и уровень нейротизма имеет взаимосвязь. Мы предполагаем что уровень коммуникативной толерантности проявляется в самооценке человека, ведь нейротизм - это черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, если нейротизм низкий, то при внешних раздражителях возникает высокий уровень коммуникативной толерантности и если нейротизм высокий, то уровень коммуникативной толерантности может быть низким, т.е. человек не принимает других и будет проявляться предвзятость в отношении.

Взаимосвязь между уровнем коммуникативной толерантности и индивидуально-типологической особенностью у молодежи по корреляции Пирсона не было выявлено. Это показывает, что 2 этих методик не подходят другу к другу. Было выявлено связь с уровнем нейротизма.

Мы получили, что молодежь принимает других может с ними взаимодействовать, общаться, уважает и ценит всех типов социального круга. Так же молодежь является гибким в отношении взаимодействия с социумом. все задачи были выполнены, 1 и 2 гипотеза не подтвердилась, мы предполагали, что индивидуально – типологическая особенность молодежи взаимосвязано с уровнем коммуникативной толерантности, однако это взаимосвязь не проявилась. Зато было выявлено взаимосвязь с нейротизмом. Это показывает, что если нейротизм высокий, то при внешних раздражителях возникает низкий уровень коммуникативной толерантности, и если нейротизм высокий, то уровень коммуникативной толерантности может быть низким, т.е. человек не принимает других и будет проявляться предвзятость в отношении. Так третья гипотеза была подтверждена.

Использованная литература:

1. Агеева, З. А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности /З. А. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. — 2012.– № 1.– С. 49–53

2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко — М.:Филинъ, 1996. — 472 с.

3. Виноградова, Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 /Е. Г. Виноградова; Нижегор. гос. пед. ун-т. — Сочи, 2002. — 23 с.

Просмотров работы: 822