ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бурая И.В. 1
1МБОУ "СШ№5" г. иваново
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативными средствами любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств

Проблематика, связанная с формированием коммуникативной культуры личности, является частью более широкой проблемы – привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики – разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры младших школьников в условиях учебной, трудовой и досуговой деятельности. Конструктивная коммуникативная культура является показателем культуры личности в целом.

Однако несмотря на многие исследование (М.А. Василик, Л.М. Землянова, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов и др.) Значение этих исследований для решения современных педагогических проблем состоит в том, что они дают возможность, с одной стороны, более целостно представить коммуникативную культуру как предмет педагогического исследования, а с другой – осмыслить педагогические проблемы в контексте коммуникативной проблематики. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием «коммуникативная культура», остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются также теоретико-методологические основы воспитания коммуникативной культуры младших школьников.

Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.

Формирование коммуникативной культуры можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития младшего школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.

Так же актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.

Цель: разработать и апробировать программу по формированию коммуникативной культуры у младших школьников

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2. Изучить приемы и методы работы семьи и школы в формировании коммуникативной культуры младших школьников;

3. Определить уровень сформированности коммуникативной культуры младших школьников.

4. Дать психолого-педагогические рекомендации по дальнейшей работе в контексте формирования коммуникативной культуры у младших школьников.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.

Теоретический анализ литературы:

1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб. 2001.

2. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза // Педагогика. 2007. № 4. С. 63-66.

3.Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 485 с.

4. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер,2000. – 304 с.

5. Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: из опыта работы / сост. Ф.А. Бобков; под ред. И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. 159 с.

6. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус – М.: Гардарики.2006 – 144 с.

7. Гуружапов В.А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов – М.:2006 – 76 с.

8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

9. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

10. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В.В. Давыдов – М.: Гардарики,2006

11.Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. 2008. № 1. С. 48-54.

12. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37

13. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. 2006. № 3. С. 11-15.

14. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект формирования (психолого-педагогический аспект) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство издательский сервис, 2004. С. 253-365.

15. Кибанова А.Я. Этика деловых отношений, ИНФРА-М, 2003. — 368с. —(Серия «Высшее образование»).

16. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

17. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.

18. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

19. Муравьева Н.В., Струнина В.В. Вузовские информационные ресурсы и коммуникативная культура молодых специалистов // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5. С. 242-251.

20. Пчелинцева И. Толерантность и школьник./И. Пчелинцева – М.: СИНТЕЗ, 2003

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.

21. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетенции школьников в ходе практико-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2007. № 7. С. 40-43.

22. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./М.И.Рожков, Л.В. Байбородова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с..

23. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетенции школьников в ходе практико-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2007. № 7. С. 40-43.

24.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

25. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

26. федеральный государственный образовательный стандарт начального бщегообразования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)

27. http://www.easilyeducation.ru/eidets-445-3.html

28. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2013/09/01/psikhologicheskie -igry-dlya-detey-mladshego-shkolnogo

29. http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-probleme-formirovaniya-kommunikativnoy-kultury-mladshih-shkolnikov#ixzz3umwSlYTQ

30. http://health-line.ru/roditelskiy-seminar

Показал, что понятие коммуникативная культура, с одной стороны, соотносится с понятием "культура", с другой - с понятием "коммуникация".

В связи с полисемантичностью (многозначностью) понятия "коммуникация", которое в ряде случаев выступает синонимом понятий "связь", "взаимодействие", "общение", "обмен информацией", "сообщение", в качестве исходной установки в его теоретическом анализе, выступает предположение, что весь перечисленный семантический ряд отражает лишь отдельные стороны целостного феномена. Тогда сущность теоретического анализа состоит в установлении содержательных связей между этими понятиями.

Осуществленный теоретический анализ показал наличие содержательной связи между понятиями, которые опосредствуют значения понятия "коммуникация". Его результаты дают возможность констатировать, что в научной литературе понятие "коммуникация" как предмет научного исследования наиболее последовательно было осмыслено в значениях: а) связь, соединение; б) взаимодействие; в) общение; г) информационный аспект общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Б. Добровича, А.В. Запорожца, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьминой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и др. Ученые-психологи и педагоги признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением. Исследователи С.Н. Батракова, Н.А. Березовин, Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.А. Реан, В.А. Сластенин рассматривают общение как процесс взаимодействия в системе «учитель-ученик», где основное внимание уделяется данной проблеме.

Таким образом, коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих взаимодействие людей друг с другом и способствующее эффективному решению всевозможных задач общения.

Согласно руководителю авторского коллектива — зав. кафедрой управления персоналом ГУУ, Заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования Кибанова А.Я в основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности:

- вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.

Согласно мнению Г.М. Андреевой и А.А. Бодалевой, человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:

эмпатией , доброжелательностью , аутентичностью , конкретностью ,

инициативностью , непосредственностью , открытостью , восприимчивостью , любознательностью.

Не менее важными, составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи.

В речевой деятельности можно выделить три стороны:

содержательную, выразительную , побудительную.

В своих исследованиях Знаменская С.В. Рассматривая критерии коммуникативной культуры выделяет три основных ее мотива:

деловые, познавательные, личностные.

Таким образом, коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При формировании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Согласно мнению Т.Я Яндуковой проблема коммуникативной культуры является предметом разностороннего научного исследования в целом ряде наук о человеке, человеческих ценностях. Это:

философия, социология, политология, психология, теология, лингвистика,

медицина, педагогика.

Наиболее важным звеном в формировании коммуникативной культуры являются школа и другие учебные заведения.

И. Кант выделяет понятия «культура умения» и «культура воспитания. Гегель делит культуру на «высокую» и «низкую», «теоретическую» и «практическую». По В. Далю, «культура — обработка и уход, возделывание», образование умственное и нравственное.

Выделяют следующие подходы в формировании коммуникативной культуры:

Культурологический подход, системный подход, деятельностный подход, информационный подход, коммуникативно-ориентированный, наиболее общим и системным является личностно-деятельностный подход. В коммуникативной культуре значительное место занимают навыки и привычки. Достигается это систематическим приучением школьников.

Формы совместной деятельности семьи и школы весьма разнообразны и делятся на две группы: традиционные и нетрадиционные.

К традиционным, относятся: родительские собрания; общешкольные собрания; работа родительского комитета; индивидуальные беседы и консультации; посещение семьи, общение через интернет, создание памяток для родителей,

К нетрадиционным, относятся: экскурсии; походы; конкурсы для родителей; исследовательская деятельность; праздники; родительские конференции; родительские семинары; деловые игры, вечера вопросов и ответов “круглый стол”, день открытых дверей; групповые дискуссии, мини-лекции и др.

Экспериментальная часть включала в себя

3 этапа:

Констатирующей, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе было проведено исследование уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников 3-х классов.

На формирующем этапе эксперимента была апробирована программа по повышению уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников.

На контрольном этапе эксперимента, было проведено повторное исследование результатов уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников и сделано сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников.

Таким образом у детей контрольной группы уровень коммуникативной культуры остался на прежнем уровне, а у детей экспериментальной группы уровень коммуникативной культуры повысился.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной группе

Согласно полученным данным С высоким уровнем коммуникативной культуры 57% (13 человек), со среднем уровнем коммуникативной культуры 39% (9 человек) , с низким уровнем коммуникативной культуры 4% (1 человек).

Таким образом уровень коммуникативной культуры повысился у 21 ребенка, уровень коммуникативной культуры не изменился у 2 детей.

Следует отметить, что в классе имеется ребенок, у которого уровень коммуникативной культуры остался на низком уроне, это связано с тем, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, что приводит к трудностям и низким показателям в обучении, и общении со сверстниками.

Просмотров работы: 1340