Россия, обладая уникальным этнокультурным и религиозным многообразием, на протяжении многих веков сохраняет межэтнический и межрелигиозный мир [2], поддерживая баланс интересов различных религиозных и этнокультурных сообществ - национального большинства и национальных меньшинств, коренных малочисленных народов.
Национальное многообразие Татарстана сегодня исчисляется представителями 172 народов. Это русские, татары, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры [3]. В последние годы значительно увеличилось число проживающих в республике азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков. Эти цифры, с одной стороны, показывают разнообразие культур республики, с другой - требуют особого внимания, так как добавляют множество требующих постоянного решения насущных вопросов. Но лишь органы власти межнациональные вопросы решить не могут.
Вместе с тем, в последние десятилетия обозначились новые вызовы и угрозы территориальной целостности, межэтническому и межрелигиозному миру, общественно-политической стабильности России. Основными факторами, характеризующими ситуацию, являются: разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений, бездуховность, проявляющаяся, в частности, в уничтожении духовных корней наций. Как известно, деградация этнокультурной среды, незнание родного языка, обычаев, культуры, нарушение преемственности поколений ведут к отрыву от богатейшего опыта предков, от своих исторических корней.
Необходимо создавать условия для сохранения, развития и пропаганды этнокультурного наследия народов, особенно в молодежной среде, разрабатывать и внедрять современные механизмы в целях приобщения к языку, культуре и истории, формирования базисного отношения к родной культуре. Надо отметить и то, что в переходный период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. За последние годы удалось многое сделать в этом направлении, но, к сожалению, так и не удалось достигнуть главного - сформировать единое национальное самосознание, которое служило бы залогом гармонизации отношений представителей разных этносов [1].
Сегодня проблема этнической идентичности, национального самосознания и терпимости друг к другу у всех на слуху. Всем понятно, что необходимо сохранить свой народ, но при этом жить в продуктивном диалоге с остальными народами. Для этого надо разрабатывать и внедрять социальные механизмы укрепления межнационального сотрудничества и единства народов России.
Как гласит татарская пословица, «Бер кулдан аркан чыкмас», что в переводе на русский язык означает «Одной рукой и узла не завязать». Суть этой народной мудрости в том, что только общими усилиями мы можем добиться поставленной цели. В первую очередь, думаю о том, что на данный момент представители национальных культур и религиозных конфессий занимаются исключительно развитием своего этноса. Они встречаются только на отдельных, зачастую разовых мероприятиях. Предлагаю объединить общие усилия в развитии единого общества и обменяться опытом. Созрела необходимость формирования российского гражданского общества. Этого можно добиться путем повышения информированности о культуре, традициях, языке своего и других народов. Обсуждение и поиск путей решения проблем и кризисов в современном обществе должен происходить в форме диалога в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений и дискуссий о проблемах и перспективах развития межнациональных и межконфессиональных отношений в России. Необходим более мощный обмен опытом практической деятельности актива общественных национально-культурных организаций России.
Список информационных источников
1. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях. http://studopedia.ru/7_34561_aktualnie-zadachi-sohraneniya-i-razvitiya-traditsiy-narodnoy-hudozhestvennoy-kulturi-v-sovremennih-usloviyah.
html (дата обращения: 24.12.15).
2. Гранин Ю. Формирование российской нации. ttp://www.radimir.net/forum/10-504-1 (дата обращения: 24.12.15).
3. Республика Татарстан. Местные особенности. http://strana.ru/places/26491/info (дата обращения: 24.12.15).