Как справедливо говорит крупнейший русский мыслитель Н. Бердяев, «Россия может сознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада» [2, c. 55]. Это объясняется, прежде всего, тем, что и географически, и исторически Россия сочетает в себе Запад и Восток [3, c. 32]. С одной стороны, в России Восток соединяется с Западом, а с другой - они расходятся.
Прежде всего, нужно сказать, что понятия Запада и Востока - отнюдь не географические. Запад и Восток - это понятия скорее философского плана. Они отражают глубинные характеристики существования и развития общностей людей. Запад рационален, стремится подчинить свою жизнь холодному разуму и строгой логике. Восток душевен, эмоционален, чувствителен, интуитивен, он стремится больше вписаться в естественный природный мир, чем выделиться из него. Восток есть душа мира, Запад - дух человеческий [5, c. 67]. Восток олицетворяет собой женское начало, Запад - мужское. Восток пассивен, Запад активен. Запад связан с Небом, Восток - с Землей. Не случайно западные люди, войдя в помещение, снимают головной убор - тем самым как бы пытаются вступить в контакт с Небом. Восточные люди - снимают обувь, тем самым как бы соединяются с Землей. На Востоке сидят на полу - ближе к Земле. На Западе - на стуле, как бы подальше и повыше от Земли и ближе к Небу.
На Востоке любят держаться вместе - вместе с родственниками, вместе с соседями. Все делается сообща, «всем миром». Даже семья на Востоке - это не муж, жена и дети, но и весь род, все ближайшие родственники. Запад же проповедует индивидуализм.
На Западе значимо, прежде всего, социальное положение, на Востоке - кровнородственные, естественные связи. На Востоке, на первом плане общность, только потом - отдельный индивид. На Западе на первом месте индивид, только потом - общность.
На Западе традиции не чтятся. К ним наблюдается пренебрежительное отношение. На Востоке чтимо то, что традиционно, на Западе - наоборот, традиционное - признак чего-то отсталого, а чтится только современное, модное и ультрасовременное. Запад противопоставляет традиционному свой модернизм, естественному - искусственное.
Поэтому большое значение придают на Востоке институту брака. Это не просто личное дело вступающих в брак людей, а дело всего рода. На брак смотрят с точки зрения продолжения рода. Поэтому брак совершается с согласия и при активном участии старших поколений, на Западе брак - это дело двоих и касается оно, прежде всего, их. Запад живет социальной жизнью, Восток - естественно-природной. Вся социальность Востока - в природной стихии. Здесь роль сознательности, разумности в организации общественной жизни чрезвычайно мала. Все развивается, в основном, за счет традиций.
Однако, в отличие от Запада и Востока, как говорил Н. Бердяев, «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории: Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два мира». Россия - не Запад и не Восток. И не объединение их. И не стык. Она Восток - только для Запада, и Запад - только для Востока. Но не более. Россия - особое, самостоятельное образование. Но эта особость, своеобразие строится на базе Востока, но преломляется через Запад. Запад ее только воспитывает и развивает. Но истоки России - на Востоке. Русский народ соединяет в себе два мира - Запад и Восток [4, c. 10].
Список литературы
1. Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей. - М.: АРКТИ, 2002. - 70 с.
2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2000. - 270 с.
3. Половникова А.В. Изучение темы «Цивилизация России» в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 2.
4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - 4-е изд. - Брянск: Курсив, 2000. - 536 с.
5. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 352 с.