ПРАКТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАКТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке, создании адекватных институциональных условий их функционирования. В процессе становления малого бизнеса в России отчетливо прослеживалась эволюция нормативных документов, содержащих направления государственной поддержки. При этом отдельные документы имели декларированный характер, и по ряду причин в большинстве своем не имели практической реализации.

Кроме того, часть из них, изначально была обречена на неудовлетворительный результат, поскольку в отечественной экономике длительное время не было конкретизировано место малого предпринимательства, что в свою очередь лишало возможности представителей данной типологической группы пользоваться всеми преимуществами, создаваемыми для них органами власти.

Изучение полномочий органов государственной власти, оказывающих государственную помощь субъектам малого предпринимательства, необходимо в связи со значительной ролью структуры государственных органов, поскольку делегирование полномочий от вышестоящих органов к последующей их развязке является основой формирования действенного механизма, составные элементы которого, являясь микрорегуляторами, генерируют общий эффект государственной поддержки сектора малого бизнеса. Перечень полномочий трех ветвей власти, а также их взаимодействие систематизированы и представлены на рисунке 1.

Данные рисунка показывают, что часть полномочий федеральной компоненты в содержательном значении возложен на региональные и местные органы власти, в том числе и разработка конкретных программных мероприятий, учитывающих специфические особенности деятельности малого бизнеса на соответствующей территории.

Рис. 1. Полномочия органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в России

Органы муниципальных образований также являются организаторами создания и развития организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса в соответствующем регионе. Под инфраструктурой поддержки малого бизнеса понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ соответствующего уровня, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки. 

В настоящее время в России осуществляют поддержку малых субъектов более 1000 организаций, формирующих инфраструктуру, при этом в качестве положительного момента следует отметить, что практически во всех субъектах РФ созданы центры по развитию предпринимательства. В части плотности распределения отдельных единиц инфраструктуры отметим, что одной из наиболее распространенных являются бизнес-инкубаторы, на долю которых приходится 12,6%, играющих немаловажную роль для развития начинающегося бизнеса. Последнее обстоятельство подтверждается тем, что в мировой практике в бизнес-инкубаторе выживают до 85% новообразованных малых субъектов, в то время как без содействия таковых - 14%-30%. Другие доминирующие институты представлены лизинговыми компаниями и консультационными центрами, на долю которых приходится 12,5% и 14,0% соответственно. Незначительно представлены субъекты, занимающиеся продвижением инновационного бизнеса: научные парки и технопарки, которые созданы в 22 субъектах РФ и составляют в общей совокупности 3% организаций инфраструктуры.

Основная нагрузка по реализации целей государственной политики сосредоточена на деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, как ключевых представителей органов муниципального образования.

Рассмотрим цели государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса. Совокупность государственных целевых ориентиров по изучаемому вопросу закреплена в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 и имеет четкую закономерность: поэтапное достижение одних целей позволяет достичь следующих, более масштабных с макроэкономической точки зрения. Взаимосвязь государственных целей представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Взаимодействие государства и малого бизнеса в ходе реализации государственной политики

Исходя из логики иерархической последовательности целей, можно сформировать вывод о том, что накопленный эффект от реализации каждой цели предопределяет результаты главных. При этом начальная и конечные цели аккумулируют макроэкономический эффект от результатов достижения промежуточных целей, которые реализуются за счет деятельности каждого конкретного малого субъекта. Обоснованность данного вывода заключается в цикличном взаимодействии государства и малого бизнеса. Государство с целью формирования конкурентной среды в экономике и повышения вклада в ВВП страны изначально обеспечивает создание благоприятных условий функционирования малого бизнеса и последующее их улучшение с помощью различного вида инструментов, направленных на оказание содействия в продвижении товаров (работ, услуг), производимых малым бизнесом, а также формирование его конкурентоспособности. В свою очередь, успешное достижение последних формирует предпосылки для увеличения количества субъектов малого бизнеса и как следствие повышение занятости населения. Учитывая, что каждый малый субъект является самостоятельным налогоплательщиком, а также налоговым агентом по отдельным видам налоговых платежей, то рост их количества будет обуславливать аналогичную тенденцию по сумме уплачиваемых налогов.

Таким образом, результативность каждой цели определяется эффективностью государственных инструментов, которые целесообразно представить как базовые, то есть формирующие организационно-правовые начала функционирования малого бизнеса, направленные на создание благоприятных условий его дальнейшего развития; и последующие – финансово-экономические, направленные на интенсификацию хозяйственных процессов.

Под организационно-правовыми инструментами будет пониматься такой вид государственной поддержки, который оказывается путем законодательного декларирования определенных норм и правил, распространяющийся на все субъекты малого бизнеса и способствующих динамичному раскрытию потенциала исследуемых субъектов экономики, и не имеет под собой прямой финансовой основы. К данным инструментам в первую очередь целесообразно отнести законодательство в области налогообложения малого бизнеса, бухгалтерского и статистического учета. Кроме того, сюда же включается оказание информационно-консультационной поддержки и поддержки в области подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации.

В нашей стране сложилась достаточно гибкая система налогообложения для субъектов малого бизнеса, предполагающая применение специальных режимов. Действующие положения налогового законодательства позволяют существенно сократить налоговую нагрузку для рассматриваемого кластера малых предприятий, создавая при этом предпосылки для ведения «открытого» налогового учета, а также более эффективного использования высвободившихся финансовых средств.

В отношении ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности разработаны стабильные условия для субъектов малого бизнеса, выраженные в положениях, представленных в части:

-упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета;

- упрощенный порядок формирования и предоставления бухгалтерской финансовой отчетности.

Информационно-консультационная поддержка активно реализуется многими регионами России. Услуги консультантов осуществляются на льготных началах и представлены достаточно широким спектром вопросов, которые разъясняются малым субъектам в письменно-устной форме, а также посредством интернет ресурсов. Помимо консультаций, в рамках рассматриваемого направления оказывается и кадровая политика, направленная на профессиональную переподготовку работников малого бизнеса, повышение квалификации и обучения основам ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, в целях укрепления конкурентоспособности малых субъектов среди прочих предприятий на рынках соответствующих товаров (работ, услуг), с 2007 г. действуют особенности участия таких субъектов в размещении государственных и муниципальных заказов, имеющие федеральную основу.

Государственные инструменты, формирующие организационно-правовое обеспечение деятельности малого бизнеса, в настоящее время работают достаточно эффективно, что подтверждается практической реализацией положений соответствующих законодательных актов, и их широкой доступностью для изучаемой группы субъектов, что в свою очередь позволяет говорить о качестве созданных условий их стабильного функционирования. Тем не менее, как показывают исследования отечественных экономистов, наиболее острые проблемы малого бизнеса упираются в недостаточность финансовых ресурсов для поддержания и развития деятельности, ввиду чего важнейшим ключом к позитивной динамике изучаемого кластера субъектов для достижения государственных целей является набор финансово - экономических инструментов.

В качестве первого такого инструмента рассмотрим имущественную поддержку малого бизнеса, предусмотренную Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (рис 3).

Рис. 3. Механизм реализации государственной имущественной поддержки малого бизнеса России

Представленные виды финансовой поддержки направлены, в основе своей, на развитие приоритетных видов деятельности для регионов:

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

- рыболовство, рыбоводство;

- обрабатывающие производства;

- строительство;

- образование;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг.

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных.

Наиболее узкой сферой приоритетных для оказания государственной финансовой поддержки видов деятельности, является сфера услуг. Хотя, как показывает международная и отечественная практика, именно эта сфера неразрывно связана с изучаемым кластером хозяйствующих субъектов.

Подводя итог изложенному выше, отметим, что в рамках настоящего параграфа рассмотрены существующие виды инструментов, используемых государством для повышения уровня развития малого бизнеса и достижения своих целей, которые следует классифицировать на организационно-правовые и финансово-экономические. Практическая реализация и эффективная работа первых подтверждается существующими режимами налогообложения, упрощенным порядком ведения бухгалтерского и статистического учета и прочими правовыми льготами, находящимися в открытом доступе для широкого круга представителей малого бизнеса. Однако в отношении действия имущественной поддержки, как элемента финансово-экономических инструментов, установлен факт возможности ее получения ограниченным количеством субъектов малого бизнеса до строго определенного периода, что позволило автору прийти к выводу о ее несостоятельности на перспективу и исключить из последующего анализа. В отношении порядка оказания и видов финансовой поддержки были выявлены следующие недостатки:

- ограниченный круг видов деятельности, на которых распространяется государственная финансовая поддержка. При этом наименьшее количество видов деятельности представлено по сфере услуг;

- отсутствие методики оценки претендентов на этапе получения государственной финансовой помощи, определяющей целесообразность ее предоставления с точки зрения наличия возможностей субъекта малого бизнеса эффективно ее использовать;

- отсутствие последующего контроля со стороны органов государственной власти и их представителей за эффективностью использования малым бизнесом бюджетных средств в течение время пользования ими.

О необходимости поддержки малого бизнеса в России говорят много и постоянно. Действительно, мировая практика показывает, что предпринимательство играет важную роль в экономике любого государства, оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Однако темпы развития предпринимательства в России отстают от мировых показателей, доля малого и среднего бизнеса в ВВП ниже, чем в среднем в мире. В связи с этим возникает необходимость анализа и оценки эффективности проводимой в Российской Федерации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства.

Новая экономика – это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года – это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие на глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги2.

Основными элементами нового позиционирования государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства выступают:

1)формирование и широкое применение инструментов поддержки динамичного развития малых и средних предприятий на разных этапах жизненного цикла;

2) развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности;

3) реализация программы пропаганды предпринимательской деятельности;

4) расширение программ поддержки молодежного предпринимательства;

5) тиражирование лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.

Данные направления реализуются посредством определенных механизмов поддержки в каждой из сфер предпринимательской деятельности (табл. 4)

Таблица 4

Механизмы поддержки предпринимательской деятельности

Сфера

Механизм

Финансы

гранты начинающим (приоритет – безработные, уволенные, в запасе);

субсидии государственным микрофинансовым организациям и гарантийным фондам

Модернизация

субсидирование ставок по кредитам;

субсидирование покупки нового оборудования;

лизинг оборудования

Инновационная инфраструктура

центры кластерного развития;

региональные центры инжиниринга;

центры прототипирования;

центр сертификации, стандартизации и испытаний

Экспорт

региональные центры поддержки экспорта;

региональные интегрированные центры

Социальные

инициативы

субсидии социально ориентированным субъектам МСП;

субсидии центрам дневного времяпрепровождения детей, дошкольным образовательным центрам;

молодежное предпринимательство, в том числе центры молодежного инновационного творчества;

народные художественные промыслы

Информационно-

консультационная

поддержка

Центры поддержки предпринимательства

Специальная

инфраструктура

Бизнес-инкубаторы, промышленные парки (в том числе частные) и технопарки

В целях создания благоприятного предпринимательского климата, условий для ведения бизнеса, а также повышения его инновационной активности Министерством экономического развития Российской Федерации в 2014 году утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках данной программы предусмотрена реализация Федеральной целевой подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Целью данной подпрограммы является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике РФ.

Среди задач данной подпрограммы указываются обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства; сокращение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием, а также совершенствование системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2013 году в рамках финансовой программы поддержки предпринимательства из бюджета было выделено 19,82 млрд руб., в 2014 году – на 8,1 % больше. Финансирование программы постоянно растет. Такая тенденция наблюдается с 2009 года, и обусловлена она реализацией антикризисного пакета мер, а также общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы (рис. 4).

Рис. 4. Объем бюджетного финансирования федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2005–2014 годах, млрд руб.

Распределение средств федерального бюджета на реализацию программы в последние годы показывает следующую ситуацию:

– на реализацию прямых мер финансовой поддержки в виде предоставления субсидий субъектам МСП на различные цели направляется около 55 % от общего объема выделяемых средств;

– на реализацию непрямых мер поддержки в виде создания специализированной инфраструктуры поддержки, в том числе финансовой, направляется около 45 % от общего объема выделяемых средств.

Определим эффективность реализации программы в части достижения целевых показателей количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел. населения Российской Федерации за 2012–2014 годы. По данным подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в 2013 году запланирован рост значения показателя на 2 единицы, а в 2014-м – на 1,4:

1) 2012 год – 42,2 единицы субъектов МСП в расчете на 1 тыс. чел.;

2) 2013 год – 44,2 единицы субъектов МСП в расчете на 1 тыс. чел.;

3) 2014 год – 45,6 единицы субъектов МСП в расчете на 1 тыс. чел. 

Таблица 5

Численность населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ за 2012–2014 годы

Год

Население РФ, млн чел.

Количество субъектов МСП, тыс. чел.

Количество субъектов МСП в расчете на 1 тыс. чел.

2012

143,0

6040,6

42,24

2013

143,3

5590,9

39,02

2014

143,7

5665,8

39,43

Сравнив фактические значения с плановыми показателями программы, можно сделать вывод, что в части роста субъектов предпринимательства программа на данном этапе неэффективна, так как число малых предпринимателей в 2013 году сократилось.

Эффективность реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства определяется не только ростом количества субъектов малого бизнеса, но и экономической выгодой для государства за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет.

Для оценки эффективности государственных расходов в части реализации государственных программ поддержки предпринимательства проведем корреляционный анализ зависимости налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса и затрат государства на их финансовую поддержку (табл. 6).

Таблица 6

Объем налоговых поступлений от МСП и затрат на их поддержку в 2009–2013 годах

Год

Объем налоговых поступлений (ЕНВД + УСН + ЕСХН), млрд руб.

Объем средств на поддержку МСП, млрд руб.

2009

173,5

4,0

2010

205,7

10,0

2011

223,0

16,0

2012

258,9

19,0

2013

263,9

20,1

Для того чтобы провести корреляционный анализ, занесем имеющиеся данные в табл. 7 и выполним необходимые расчеты.

Таблица 7

Данные для корреляционного анализа

Год

Объем средств на поддержку, х

Объем налоговых поступлений, у

х2

х * у

у2

У

2009

4,00

173,50

16,00

694,00

30102,25

171,38

2010

10,00

205,70

100,00

2057,00

42312,49

204,20

2011

16,00

223,00

256,00

3568,00

49729,00

237,02

2012

19,00

258,90

361,00

4919,10

67029,21

253,43

2013

20,10

263,90

404,01

5304,39

69643,21

259,44

У

69,10

1125,00

1137,01

16542,50

258816,16

1125,0

yx = 149,5 + 5,47х, следовательно, при увеличении финансирования программ поддержки предпринимательства на 1 млрд руб. объем налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса возрастает на 5,47 млрд руб.

На основании полученных значений рассчитаем коэффициенты:

1) линейный коэффициент корреляции:

Полученный коэффициент находится в диапазоне 0,7 < 0,98 < 1, это свидетельствует о том, что связь между объемом средств на поддержку малого бизнеса и налоговыми поступлениями от них тесная, прямая;

2) линейный коэффициент детерминации:

Следовательно, величина налоговых поступлений в бюджет от субъектов предпринимательства на 96 % зависит от объема государственной поддержки;

3) коэффициент эластичности:

Можно сделать вывод, что при увеличении финансирования государственных программ поддержки предпринимательства на 1 % объем налоговых поступлений от данного сектора вырастет на 34,6 %.

Обобщив вышеизложенные результаты анализа эффективности программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в РФ, можно сказать, что программа в целом обеспечивает финансовую, имущественную, образовательную и информационно-консультационную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства. Чем больше средств выделяет государство на субсидирование различных целей предпринимателей, тем больше оно получает в бюджет в виде налоговых поступлений. Однако меры по увеличению численности субъектов малого и среднего предпринимательства следует в некоторой мере усовершенствовать.

Необходимость софинансирования расходных обязательств из средств региональных бюджетов в дополнение к средствам федерального бюджета позволяет привлекать финансовые средства регионов, что стимулирует региональные власти к повышению эффективности программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что уровень софинансирования зависит от индекса бюджетной обеспеченности региона, ежегодно рассчитываемого Министерством финансов РФ, и в среднем составляет около 70 %.

На современном этапе благополучное развитие малого предпринимательства в нашей стране осложняется в связи с множеством факторов. Основные проблемные аспекты в функционировании сектора малого предпринимательства, а также их причины, связанные с реализацией мероприятий по государственной поддержке малых фирм, представлены в таблице 8.

Таблица 8

Проблемные аспекты функционирования субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и обуславливающие их недостатки механизмов государственной поддержки

Направления госу­дарственной под­держки

Проблемные аспекты функционирования мало­го предпринимательства

Пробелы в механизме государственной под­держки малого предпринимательства

Организационно­-

законодательное

  1. Рамочность существующего законода­тельства и частое отсутствие её практической ориентации.

  2. Отсутствие чёткого дифференцированного подхода к оказанию поддержки малым фирмам.

  3. Спорный порядок установления и пере­смотра показателей, касающихся критериев определения субъектов малого предпринима­тельства.

  4. Присутствие антоганизма между положе­ниями федеральных, региональных и местных законодательных актов, затрагивающих вопро­сы поддержки малых предприятий.

  1. Декларативный характер положений закона №209-ФЗ «О развитии малого и сред­него предпринимательства в Российской Фе­дерации».

  2. Низкая практическая применимость зако­на №209-ФЗ, отсутствие в нём чётких полномо­чий федеральных, региональных и местных властей в оказании поддержки малым фирмам, а также конкретных механизмов реализации данных полномочий.

  3. Отсутствие критериев оценки региональ­ных и ведомственных программ поддержки ма­лого предпринимательства в законе №209-ФЗ.

Инфраструктурное

  1. Низкая эффективность и рассогласован­ность элементов инфраструктуры малого предпринимательства.

  2. Несогласованность федеральных и регио­нальных программ поддержки малого предпри­нимательства, а также федеральных, регио­нальных и местных органов поддержки.

  1. Отсутствие единого органа поддержки сектора малого предпринимательства.

  2. Наличие значительного количества орга­нов, министерств и ведомств на всех уровнях власти, на которые в той или иной степени воз­лагаются мероприятия по осуществлению госу­дарственной поддержки малых предприятий.

  3. Проявление нормотворческой инициати­вы региональных властей в ущерб предприни­мательской инициативе.

Налоговое

  1. Высокие трансакционные издержки в свя­зи с неоптимизированностью налоговой систе­мы.

  2. Давящие воздействие налогового бремени в купе с инфляционными процессами, которое оставляет малым фирмам менее 10% от всей прибыли и тем самым снижает его потенциал.

  3. Отсутствие чёткой законодательной при­вязки существующей системы налогообложе­ния к специфике малых предприятий.

  4. Отсутствие налоговых преференций по большинству налогов, предусмотренных с це­лью стимулирования сектора малого предпри­нимательства.

  5. Отсутствие конкретных механизмов предоставления льгот инновационным и соци­ально ориентированным малым предприятиям.

  6. Несоответствие критериев выручки по УСН критериям градации малого предприни­мательства, установленным законом 209-ФЗ.

  1. Постоянное ужесточение налогового бре­мени для малого предпринимательства.

  2. Временная «заморозка» налоговой систе­мы, которая исключает ослабление налогового бремени в отношении малых предприятий.

  3. Частый отказ в предоставлении регио­нальными властями налоговых льгот субъектам малого предпринимательства из-за риска сни­жения наполняемости бюджетов, в т.ч. и отказ в предоставлении налоговых каникул вновь обра­зованным ИП.

  4. Высокие ставки взносов во внебюджет­ные фонды.

  5. Установление уплаты взносов на соци­альное страхование в отношении малых фирм, находящихся на специальных налоговых режи­мах.

Финансово­-

кредитное

  1. Труднодоступность кредитных ресурсов для малых предприятий.

  2. Высокие ставки по кредитам, доступным субъектам малого предпринимательства.

  3. Высокие трансакционные издержки малых предприятий при получении государственной субсидии, связанные с подготовкой значитель­ного пакета документов и длительным временем ожидания запрашиваемых средств.

  1. Частое отсутствие у банков соответству­ющих программ, ориентированных на кредито­вание малого предпринимательства.

  2. Денежно-кредитная политика Централь­ного банка, ориентированная на снижение ин­фляционных процессов, но ущемляющая пред­принимательскую активность в стране.

  3. Несовершенство механизмов государ­ственного субсидирования малых предприятий

Информационно­

консультационное

1. Дефицит необходимой информации о новых рынках сбыта, новых технологиях, воз­можностях кооперирования со средним и круп­ным бизнесом

  1. Абстрактное определение в законе №209- ФЗ полномочий региональных и местных орга­нов власти в вопросах оказания консультацион­ной поддержки малым предприятиям.

  2. Недостаточное внимание региональных властей к вопросам информационного обеспе­чения малых фирм.

Таким образом, нами были исследованы особенности развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Кроме того, проанализировали основные проблемные аспекты государственной поддержки малых предприятий по отдельным направлениям. Исследование проблемных аспектов поддержки сектора малого предпринимательства вместе с особенностями условий существования малых предприятий в нашей стране показало, что в России система государственной поддержки предпринимательства далека от совершенства, а функционирование данного сегмента национальной экономики сопряжено с рядом трудностей.

Список использованных источников
  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации».

  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22.07.2008 №556

  3. Астафьев Е.В. Роль предпринимательских структур в инновационном развитии национальной экономики//Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 2. С. 4-10.

  4. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Мальгина И.В. Стратегическое планирование и новые подходы к политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства//Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 1. С. 31-39.

  5. Дохтаева И.А. Трудности создания малого бизнеса при современной экономической и социальной политике государства//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 101-103.

  6. Захарова Т.В. Актуальные проблемы и новые возможности малого и среднего бизнеса в России//Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 119-126.

  7. Зотова А.И., Савенко О.Л., Савенко М.Н. Особенности финансирования малого и среднего предпринимательства в турбулентной экономике//Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 278-284.

  8. Малачева В.В. Механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 130-133

  9. Необходимость и направления развития господдержки среднего бизнеса в России// http://www.deloros.ru/main.php?mid=22&doc=19101

  10. Определение малого бизнеса// http://www.hanadeeva.ru/biblioteka/knigi economika/Cergeev/opredilenie bisnesa/index.html

  11. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 января. № 3029

  12. Расчет и обоснование критерия выручки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) для проекта Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// http://www.nisse.ru/business/article/article37.html

  13. США: малое предпринимательство как образ жизни// http://www.chelt.ru/2005/9-05/lebedeva 9-05.html

  14. Юдин Н.С. Проблемные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства в РФ//Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 133-138.

1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации».

2 Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 января. № 3029

Просмотров работы: 6222