ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ООО «ПРОМСТРОЙСЕРВИС» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ООО «ПРОМСТРОЙСЕРВИС»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Строительство является одной из немногих отраслей экономики, где государственное регулирование высоко. При этом используются как прямые методы государственного регулирования, так и косвенные.

Прямое регулирование ценообразования в ООО «Промстройсервис» предполагает создание системы государственных территориальных сметных нормативов, составляющих основу определения цены строительной продукции.

Косвенное регулирование касается цен на строительные ресурсы и цен на земельные участки.

Ценовое регулирование деятельности ООО «Промстройсервис» осуществляется в соответствии с системой нормативных документов, разработанных для строительных отраслей. [15]

Особенности ценообразования в строительстве вытекают из особенностей строительной продукции и строительного производства. Так, например, индивидуальный характер продукции, особенности места строительства требуют индивидуального подхода к определению цены каждого объекта.

Цена определяется специальным расчетом, который называется сметойилисметным расчетом. Составление смет является достаточно трудоемким процессом, так как затраты определяются по каждому виду работ. Чем больше объект, тем сложнее и больше сметные расчеты.

Сметная документация ООО «Промстройсервис» является важнейшей частью проекта на объект и составляется на стадии проектирования на основе рабочей документации к проекту, в процессе разработки которой определяются конструктивные и планировочные параметры зданий, сооружений и их конструктивных элементов.

В составе рабочей документации ООО «Промстройсервис» разрабатываются строительные чертежи, ведомости объёмов строительных и монтажных работ, спецификации на оборудование, проект производства строительно-монтажных работ. Эти проектные решения являются основой определения стоимости строительства объекта.

Основополагающие принципы ценообразования в ООО «Промстройсервис»:

1. Цена строительной продукции должна отражать реальное соотношение спроса и предложения на строительном рынке. Цена должна формироваться в результате открытой конкурентной борьбы строительных организаций с учетом реальной конъюнктуры рынка. [13]

2. Основные субъекты взаимоотношений на строительном рынке – инвестор и подрядчик при заключении подрядного договора - равноправные партнёры. Договор подряда является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика в процессе строительства. В ООО «Промстройсервис» может заключаться единый проектно-строительный договор на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов.

3. В основе определения цены в ООО «Промстройсервис» лежит сметно-нормативный метод, предполагающий использование системы сметных нормативов. На основе сметных нормативов, определяющих нормативную потребность в ресурсах и проектных данных о физических объемах строительных работ определяется общая потребность в ресурсах.

Используя нормативные цены строительных ресурсов, их реальную рыночную стоимость, можно определить стоимость строительства объекта.

Сметно-нормативный метод, применяемый в ООО «Промстройсервис» допускает использование двух подходов: элементного и укрупненного.

При элементном подходе сметная стоимость строительства определяется с использованием элементных сметных норм и рассчитывается следующим образом:

, (1.1)

где – норма расхода -ого вида ресурса на -ый вид работ, натуральные ед.;

– объем -ого вида работ, натуральные ед.;

– цена –ого вида ресурса, руб./натуральные ед;

– накладные расходы, руб.;

– сметная прибыль (плановые накопления), руб.

– прочие расходы, руб. [9;27]

При укрупненном подходе сметная стоимость строительства определяется с использованием укрупненных сметных норм и может быть рассчитана по одной из следующих формул:

, (1.2)

, (1.3)

где – укрупненные сметные нормы на -ый вид работ, руб.;

– укрупненные показатели стоимости строительства-го вида работ, руб.

Отличие показателей и заключается в полноте учета затрат – укрупненные показатели стоимости строительства учитывают накладные расходы и плановые накопления в расчете на единицу-ого вида работ. Укрупненные показатели также могут приниматься не на отдельные виды работ, а на единичный измеритель потребительских характеристик объекта, например, на 1 кв.м. жилья, 1 км трубопровода и т.д.

Сметные нормативы определяются по специальным сборникам, образующим сметно-нормативную базу.

4. Подрядные торги – основной экономический механизм формирования и оптимизации цены на строительную продукцию. Подрядные торги представляют собой конкурс на размещение заказа (подряда) на выполнение строительно-монтажных работ. Мировая практика показала высокую эффективность конкурсной формы размещения строительных подрядов, при которой за счет соревновательности строительных организаций-претендентов обеспечивается снижение стоимости и сокращение сроков строительства, что повышает эффективность инвестиций. [9;29]

Равноправие партнёров инвестиционного процесса – инвестора и подрядчика – означает, что цена строительной продукции формируется на основе взаимной договоренности сторон в рамках договора подряда.

Договорная цена строительной продукции в ООО «Промстройсервис» – стоимость строительно-монтажных работ по объекту, устанавливаемая в договоре подряда. Договорная цена бывает твердая и открытая.

Твердая (окончательная) договорная цена фиксируется в договоре подряда ООО «Промстройсервис» и остается неизменной на весь период его действия. Поэтому твердая договорная цена используется ООО «Промстройсервис» при заключении договоров подряда на небольшие объекты, продолжительность строительства которых не превышает 3-6 месяцев. Небольшие сроки строительства позволяют легко спрогнозировать возможное изменение затрат на выполнение строительно-монтажных работ и учесть их сразу при определении договорной цены.

Открытая договорная цена – устанавливается ООО «Промстройсервис» в договоре подряда в виде начальной договорной цены, т.е. в размере, фиксированном на определенную дату. Начальная договорная цена подлежит последующему уточнению в процессе выполнения работ. При этом в договоре подряда обязательно указывается механизм корректировки договорной цены, который может быть индексным или компенсационным:

, (1.4)

, (1.5)

где – договорная цена строительства окончательная, руб.;

– договорная цена строительства начальная, руб.;

– коэффициент, учитывающий рост цен на строительно-монтажные работы за период времени действия договора;

– стоимость дополнительно компенсируемых в соответствии с условиями договора затрат, руб. [10;153]

Определение договорной цены ООО «Промстройсервис» начинается на прединвестиционной стадии, когда инвестор определяет свои финансовые возможности.

Подрядная организация, предполагающая участвовать в реализации инвестиционного проекта, принимает непосредственное участие в формировании договорной цены. На стадии проектирования подрядчик согласовывает сметную стоимость объекта, руководствуясь расчётом собственных возможностей и предполагаемых затрат на выполнение строительно-монтажных работ (рис. 2.4).

Рис. 1. Схема формирования договорной цены

Схема работает тогда, когда договор подряда заключается ООО «Промстройсервис» на выполнение строительно-монтажных работ при наличии готового проекта. [15] Договорная цена формируется на основе сметной стоимости объекта, определенной в сметной документации на стадии проектирования:

, (1.6)

где – сметная стоимость объекта, руб.;

– стоимость дополнительных работ или услуг, определяемых условиями договора, руб.

Стоимость работ или услуг, дополнительно включаемая в договорную цену ООО «Промстройсервис» определяется в процессе заключения договора подряда. Она может представлять собой надбавку к сметной стоимости в виде премии за особые условия производства работ или повышенное качество.

Если условиями договора ООО «Промстройсервис» предусматривается значительное сокращение сроков строительства, что обеспечивает инвестору дополнительную прибыль от досрочного ввода объекта в эксплуатацию, подрядчик вправе рассчитывать на включение части прибыли в договорную цену строительного объекта. При исключении в соответствии с условиями договора работ или услуг, их стоимость исключается из договорной цены.

Если договор подряда ООО «Промстройсервис» заключается на выполнение проектно-строительных работ, то договорная цена определяется на основе инвесторской сметы и расчёта проектно-строительной организации и подлежит уточнению после разработки проекта. [13;74]

Особыми условиям производства работ ООО «Промстройсервис» может быть совмещение во времени процессов проектирования и строительства, когда строителям проходится работать «с листа», выполнение работ исключительно в ночное время и др.

Подрядные торги (тендеры) представляют собой конкурсную форму размещения заказов на выполнение проектных, строительных или проектно-строительных работ по возведению строительных объектов. Основой подрядных торгов является конкурсный выбор представленных оферт с точки зрения их соответствия тендерной документации и требованиям инвестора.

Подрядные торги ООО «Промстройсервис» представляют собой форму конкурсного отбора подрядчиков для выполнения работ по возведению конкретных объектов.

Основным инструментом оптимизации стоимости и сроков строительства объектов в ООО «Промстройсервис» является конкурсная форма размещения заказов на выполнение проектных, строительных и монтажных работ. При размещении заказов на строительство объектов для государственных нужд проведение подрядных торгов обязательно. В остальных случаях решение о проведении торгов принимает инвестор. [11;32]

ООО «Простройсервис» регулярно участвует в подрядных торгах, которые различаются по форме проведения:

- открытые,публичные торги, информация о проведении которых размещается в открытых средствах массовой информации, результаты проведённого конкурса также являются открытыми, количество и состав участников неограниченны;

- закрытые торги, информация о которых распространяется среди определённого количества участников и результаты конкурса не подлежат широкой огласке.

Порядок организации и проведения подрядных торгов определяется «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации» и схематично представлен на рис. 2.5.

Рис.2. Порядок организации и проведения подрядных торгов

1 – подача заявки инвестором на проведение подрядных торгов;

2 – подача заявки на участие в торгах подрядчиками;

3 – предварительная квалификация претендентов на участие в торгах;

4 – подготовка тендерной документации инвестором;

5 – передача подрядчикам тендерной документации – участникам торгов для подготовки оферт;

6 – подготовка оферт подрядчиками.

В общем случае процедура проведения подрядных торгов может быть следующей.

Инвестор, приняв решение о проведении подрядных торгов, обращается в тендерный комитет с заявкой об организации и проведении торгов. При этом заказчик документально подтверждает наличие необходимых инвестиционных ресурсов для финансирования проекта. Тендерный комитет осуществляет публикацию объявления о торгах или рассылку приглашений, производит сбор заявок на участие в торгах организаций-претендентов и их предварительную квалификацию. [9;51]

Цель процедуры предварительной квалификации - получение общих сведений о претендентах, данных о платёжеспособности претендента, деловой репутации, опыта работы на соответствующем рыночном сегменте.

Организации, не прошедшие предквалификацию, к участию в торгах не допускаются.

ООО «Промстройсервис» разрабатывает и представляет в тендерный комитет тендерную документацию, содержащую:

- общие сведения об объекте и предмете торгов;

- проектную документацию (при проведении торгов на предпроектной стадии их предметом являются проектные или проектно-строительные работы, в составе тендерной документации предоставляются основные технологические и технические параметры объекта, требования заказчика к архитектурно-проектным решениям);

- требования по составу документации оферты;

- условия и порядок проведения торгов и пр.

ООО «Промстройсервис», предполагая участвовать в конкурсе, приобретает тендерную документацию, на основе которой разрабатываются предложения подрядчика – оферты, которые направляются в тендерный комитет, проверяющий их соответствие. Эксперты проводят экспертизу оферт и выбирают победителя, с которым заключается договор подряда, с определением договорной цены. [9;52]

Основными критериями выбора победителя торгов являются стоимость, сроки и качество строительно-монтажных работ. Подрядные торги позволяют снизить стоимость строительства в среднем на 15–30%, значительно сократить сроки строительства и увеличить качество. Это достигается за счёт соревновательности претендентов на получение подряда.

Таким образом, можно сделать вывод.

  1. Предприятие строительной отрасли ООО «Промстройсервис» осуществляет деятельность по строительству зданий, сооружений и оптовой продаже строительных материалов.

  2. С каждым годом показатель реализованной продукции ООО «Промстройсервис» в действующих ценах увеличивается. В 2014 году он составил на 3203 тыс. руб. больше, чем в 2012. Вместе с тем, увеличивается и себестоимость реализованной продукции. Темп роста составил 119,7% к уровню 2012 года. Затраты на 1 рубль реализованной продукции также имеют тенденцию к увеличению и составляют +0,04.

  3. Прямое регулирование ценообразования в ООО «Промстройсервис» заключается в создании системы государственных территориальных сметных норм, являющихся основой определения цены строительной продукции, в практике проведения подрядных торгов при государственном финансировании строительства.

  4. Косвенное регулирование касается, в первую очередь, цен на строительные ресурсы (материалы, конструкции, оборудование и т.д.), а также цен на такой важнейший для строительства ресурс, как земельные участки.

  5. Ценовое регулирование деятельности ООО «Промстройсервис» осуществляется в соответствии с системой нормативных документов, разработанных для строительных отраслей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Горбунова О.Н. Финансовое право: учебник 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 2012.

  2. Грязнова А.Г., Маркина М.А. Финансы: учеб. М.: Финансы и статистика, 2014.

  3. Древаль Л.Н. «Финансовое право России. Общая часть» №14, Хабаровск – 2011.

  4. Дробозина А.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов М.: ЮНИТИ, 2012.

  5. Казак А.Ю. Финансы и кредит: учеб. Екатеринбург: МП "ПИПП", 2014.

  6. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов М.: ЮНИТИ, 2012.

  7. Ковалёв В.В. Финансы: учеб. / ТК Велби, 2013.

  8. Ковалёва А.М. Финансы: учеб, пособие. М.: Финансы и статистика, 2011.

  9. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы: Учебник М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2013.

  10. Романовский М.В., Врублевский О.В., Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. М.: Юрайт - Издат, 2014.

  11. Сальников В.П, «Финансовое право» №10. Основные статьи государственных расходов РФ. Москва - 2013.

  12. Сенчагова В.К. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию М.: Дело, 2014, №5.

  13. Электронный ресурс: Финансовая система России.

Просмотров работы: 871