Основная цель работы состоит в раскрытии социально-психологических детерминант отношения молодежи к коллективному прошлому и будущему в этнокультурном аспекте.
Объект исследования- якутская молодежь от 18-25 лет, проживающие на территории РС(Я).
Предметом является отношение молодежи к коллективному прошлому и будущему.
Задачи исследования:
Изучение особенностей отношения якутской молодежи к прошлому и будущему народа.
Определение особенностей культурной ориентации и восприятия индивидом группы у представителей якутской молодежи.
Выявление взаимосвязи между культурно-ценностной ориентацией и особенностями восприятия группы.
Гипотеза: отношение к коллективному прошлому и будущему отражается во взаимосвязи особенностей культурной ориентации и восприятием этнической группы индивидом.
Используемые методики для исследования:
1) тест культурно-ценностных ориентаций Дж.Таусенд, (вариант Л.Г.Почебут) [4];
2) методика «Незаконченные предложения»;
3) тест «Восприятие индивидом группы».[3]
В исследовании приняли участие молодежь от 18 до 25 лет, которые проживают на территории Республики Саха (Якутия), в количестве 60 человек. Из них 30 девушек, и 30 юношей, представители якутской национальности.
По полученным данным для якутской молодежи характерна тенденция формирования в русле современной культуры 75%. У 16,6 % проявляется тенденция культурно-ценностных ориентаций на динамически развивающуюся культуру, и самый минимальный результат был выявлен у традиционной культуры с ориентацией на прошлое - 8,4%
Для современной якутской молодежи ценности культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самоактуализации и самореализации. Ориентация на современную культуру предполагает акцент на настоящем, на значительной роли социальной системы. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).
Кроме этого, 55% испытуемых относится к «прагматическому» типу восприятия группы, 23,3% испытуемых к «индивидуалистическому», а самый низкий процент у «коллективистического» - 21,7%.0 Эти данные показывают, что большая часть молодежи воспринимает группу людей с точки зрения ее «полезности» для решения вопросов, значимых для индивида. Ценности группы как таковой оказались незначимы для большинства якутской молодежи.
По проведенному анкетированию преобладает число положительных оценок прошлого и будущего, хотя по культурно-ценностным ориентациям молодежь ориентирована на настоящее. Для выявления интенсивности и стереотипности суждений был подсчитан удельный вес категорий [2].
В отношении прошлого и настоящего у якутской молодежи преобладает положительное отношение, а в отношении будущего амбивалентное.
Среди отрицательных ответов, молодые люди испытывают стыд за молодежь в настоящем, за исторические события во время борьбы за независимость, и считают, что самое ужасное, что может ожидать нацию – это уменьшение численности или исчезновение народа вместе со своим культурным наследием.
Корреляционный анализ Спирмена выявил взаимосвязь между особенностями культурной ориентации и особенностями восприятия этнической группой.
Взаимосвязь между прагматическим типом восприятия индивида группой связана с культурно - ценностной ориентацией на будущее динамически развивающейся культурой (rs=0,27; при р≤0,05).
Таким образом, существует взаимосвязь между прагматическим типом восприятия индивида группой и с культурно - ценностной ориентацией на будущее и динамически развивающейся культурой. В этнокультурном аспекте, отношение к коллективному прошлому и будущему отражается во взаимосвязи особенностей культурной ориентации и восприятия этнической группы индивидом.
Литература
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 103-117.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. С.151-171.
Егорова А.И. Методы этнической психологии: Якутск 1997.
Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация отношения к совместному будущему у сотрудников российских организаций Организационная психология. 2013. Т. 3. №3. С. 2–41
Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.