ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРОШЛОМУ И БУДУЩЕМУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРОШЛОМУ И БУДУЩЕМУ

Суздалова С.Н. 1, Сидорова Т.Н. 1
1Институт психологии Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Способность к формированию образа будущего тесно связана со способностью анализировать прошлое своего народа. Для стран, которые так же, как и Республика Саха (Якутия) опираются на коллективистские ценности – ценности семьи, рода, страны как большой семьи, видение перспективы развития в 100 лет считается закономерным. Этнокультурные аспекты отношения к коллективному прошлому и будущему до сих пор остаются слабо изучены. В современной психологии много работ, посвященных субъективному восприятию временной перспективы (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Ф. Зимбардо, и др.)., коллективной рефлексии в рамках организационной психологии, коллективный образ будущего (А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик). Вместе с тем, изучение отношения молодежи к коллективному прошлому и будущему в этнокультурной перспективе, способствует повышению позитивной этнической идентичности, осознанному видению и конструированию будущего, а значит глобальному развитию народа. Интерес к этим исследованиям в этнической психологии возрастает, но отношение молодежи к прошлому и будущему в этнокультурном аспекте мало изучено.

Основная цель работы состоит в раскрытии социально-психологических детерминант отношения молодежи к коллективному прошлому и будущему в этнокультурном аспекте.

Объект исследования- якутская молодежь от 18-25 лет, проживающие на территории РС(Я).

Предметом является отношение молодежи к коллективному прошлому и будущему.

Задачи исследования:

Изучение особенностей отношения якутской молодежи к прошлому и будущему народа.

Определение особенностей культурной ориентации и восприятия индивидом группы у представителей якутской молодежи.

Выявление взаимосвязи между культурно-ценностной ориентацией и особенностями восприятия группы.

Гипотеза: отношение к коллективному прошлому и будущему отражается во взаимосвязи особенностей культурной ориентации и восприятием этнической группы индивидом.

Используемые методики для исследования:

1) тест культурно-ценностных ориентаций Дж.Таусенд, (вариант Л.Г.Почебут) [4];

2) методика «Незаконченные предложения»;

3) тест «Восприятие индивидом группы».[3]

В исследовании приняли участие молодежь от 18 до 25 лет, которые проживают на территории Республики Саха (Якутия), в количестве 60 человек. Из них 30 девушек, и 30 юношей, представители якутской национальности.

По полученным данным для якутской молодежи характерна тенденция формирования в русле современной культуры 75%. У 16,6 % проявляется тенденция культурно-ценностных ориентаций на динамически развивающуюся культуру, и самый минимальный результат был выявлен у традиционной культуры с ориентацией на прошлое - 8,4%

Для современной якутской молодежи ценности культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, самоактуализации и самореализации. Ориентация на современную культуру предполагает акцент на настоящем, на значительной роли социальной системы. За результаты своей деятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава, признание, успех).

Кроме этого, 55% испытуемых относится к «прагматическому» типу восприятия группы, 23,3% испытуемых к «индивидуалистическому», а самый низкий процент у «коллективистического» - 21,7%.0 Эти данные показывают, что большая часть молодежи воспринимает группу людей с точки зрения ее «полезности» для решения вопросов, значимых для индивида. Ценности группы как таковой оказались незначимы для большинства якутской молодежи.

По проведенному анкетированию преобладает число положительных оценок прошлого и будущего, хотя по культурно-ценностным ориентациям молодежь ориентирована на настоящее. Для выявления интенсивности и стереотипности суждений был подсчитан удельный вес категорий [2].

В отношении прошлого и настоящего у якутской молодежи преобладает положительное отношение, а в отношении будущего амбивалентное.

Среди отрицательных ответов, молодые люди испытывают стыд за молодежь в настоящем, за исторические события во время борьбы за независимость, и считают, что самое ужасное, что может ожидать нацию – это уменьшение численности или исчезновение народа вместе со своим культурным наследием.

Корреляционный анализ Спирмена выявил взаимосвязь между особенностями культурной ориентации и особенностями восприятия этнической группой.

Взаимосвязь между прагматическим типом восприятия индивида группой связана с культурно - ценностной ориентацией на будущее динамически развивающейся культурой (rs=0,27; при р≤0,05).

Таким образом, существует взаимосвязь между прагматическим типом восприятия индивида группой и с культурно - ценностной ориентацией на будущее и динамически развивающейся культурой. В этнокультурном аспекте, отношение к коллективному прошлому и будущему отражается во взаимосвязи особенностей культурной ориентации и восприятия этнической группы индивидом.

Литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 103-117.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. С.151-171.

  2. Егорова А.И. Методы этнической психологии: Якутск 1997.

  3. Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация отношения к совместному будущему у сотрудников российских организаций Организационная психология. 2013. Т. 3. №3. С. 2–41

  4. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Просмотров работы: 624