АНАЛИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевой тенденцией современной экономики становится последовательное возрастание роли инноваций и переход к инновационной модели развития в условиях углубляющихся процессов глобализаци. Инновационное развитие является ориентиром для многих стран, так как оно открывает путь к скорейшей модернизации, наращиванию научно-технического и инновационного потенциала, к укреплению высокотехнологичных секторов экономики и повышению конкурентоспособности страны в целом.

Корея лишена основных природных ресурсов и единственным ресурсом, которым она обладала в начале 1960-х гг., была рабочая сила, дешевая, дисциплинированная, однако абсолютно неквалифицированная. В этих условиях вновь пришедшее к власти правительство генерала Пак Чжон Хи решило использовать экспорт как основную движущую силу экономического развития. Таким образом, Корея должна была превратиться в экспорто-ориентированную страну, закупающую сырье за границей и экспортирующую уже готовую продукцию. Однако маленькие частные фирмы, существовавшие тогда, были не в состоянии выйти на международный рынок. Со временем, естественное развитие, скорее всего, привело бы к появлению крупных корейских компаний, способных успешно конкурировать на международном рынке, но катастрофическое положение корейской экономики требовало действовать незамедлительно. Кроме того, генерал решил сделать ставку на развитие тяжелой промышленности, которая, как известно, требует большой концентрации капитала. После прихода к власти генерала Пак Чжон Хи были тщательно отобраны несколько десятков фирм, которые, на его взгляд, были наиболее перспективными. Причем основным критерием отбора были личные качества руководителей, хотя немаловажную роль играл и размер фирмы. В целом, списки «избранных» были сформированы уже к концу шестидесятых, хотя некоторым компаниям все же удалось туда попасть значительно позже (например, Daewoo). Этим компаниям была оказана поддержка власти, наряду с открытым доступом к иностранным инвестициям и внутреннему кредитованию. Национализированные еще в 1962г. банки оставались государственными вплоть до начала восьмидесятых, таким образом, именно правительство принимало решение о выдачи или невыдаче кредита фирме. Иностранные кредиты, предоставляемые привилегированным фирмам, гарантировались государством. Поскольку взяток Пак ЧжонХи не брал, единственным способом выражения благодарности оставалось беспрекословное выполнение правительственных распоряжений, главным из которых было добиться экспорта любыми средствами. Так возникли южнокорейские «чеболи». На долю малого и среднего бизнеса в Корее приходится 87,5% всех занятых в экономике и около 50% ВВП. Однако особенности структуры этого сектора таковы, что он плохо подходит на роль серьезного потребителя или производителя инноваций. Дело в том, что у большинства корейских малых и средних компаний всего один клиент. В прямом смысле этого слова. Подавляющее число таких компаний связано контрактом с одним из чеболей, например с Samsung или LG.Для самих малых компаний эта ситуация вполне комфортна, поскольку гарантирует сбыт продукции вне зависимости от краткосрочной конъюнктуры. Однако просидев на контракте несколько лет, компания утрачивает способность к расширению, обновлению и деградирует. В результате однажды она обнаруживает, что ее услуги больше не требуются, так как чеболь нашел поставщика подешевле. А поскольку других клиентов у компании нет и искать их она не умеет, это верное банкротство.

Развитая инновационная инфраструктура пока мало способствует решению этой задачи. В Корее есть несколько зон, созданных по образу и подобию Силиконовой долины. Прежде всего — «ДэдокИннополис» в Тэчжоне и Цифровой комплекс Гуро в Сеуле. Корейцы добросовестно стараются воспроизвести «силиконовую» историю успеха, аккумулируя в этих зонах важные ингредиенты инновационной среды: малые и средние компании, исследовательские центры, госпрограммы поддержки стартапов. Однако чуда не происходит. В Корее почти нет бизнес-ангелов или классических венчурных фондов. Их нет, потому что эти структуры вырастают именно из малых и средних компаний.

Слабость спроса на инновации усугубляется и комплексом проблем в сфере производства новых знаний. Корея поздно включилась в процесс индустриализации и вместо разработки технологий заимствовала уже готовые. По данным стипендиата-исследователя Института развития КореиДжунгэ Су, несмотря на то что по общей интенсивности научно-исследовательских работ (отношению затрат на НИР к ВВП) Корея входит в группу лидеров наравне со Швецией, Финляндией и даже обгоняет Японию, сальдо в торговле технологиями у страны одно из самых низких среди участников ОЭСР. Другими словами, система работает не на организацию новых исследований, а на заимствование и совершенствование чужих разработок.

Переломить негативные тенденции и сформировать новые основы национальной инновационной системы правительство Кореи рассчитывает, в частности, за счет переформатирования сети созданных ранее научных и технических парков.

Южной Корее удалось сравнительно за короткие промежутки времени добиться впечатляющих экономических успехов и войти в элиту мировой

экономики. При этом путь Южной Кореи является одним из наиболее удачных и приемлемых с точки зрения использования этого опыта в России.

Успех Южной Кореи обусловлен деятельностью крупных финансово-промышленных групп – чеболей, которые стояли у истоков создания южнокорейской экономики. Естественно, не все черты чеболей будут эффективными в условиях российской экономики, однако некоторые специфические характеристики мировых лидеров могут прижиться и на российских предприятиях, значительно повысив их эффективность.

1). Массовое производство. При крупномасштабном производстве цена конечной продукции значительно меньше в связи с тем, что отношение расходов на производство и разработку к объему производства также уменьшается.

2). Сочетание различных технологий. Для производства современного инновационного продукта требуется соединение нескольких технологий. И если в компанию входят подразделения, занимающиеся разработками в разных направлениях, то издержки на закупку оборудования или комплектующих значительно снижаются, так как покупаются у себя же по себестоимости и без наценки.

3). Вертикально интегрированная структура. Введение подобной структуры в российские компании обеспечит более быстрый процесс производства, стабильность и взаимопомощь дочерних компаний.

4). Дизайн. Помимо качества товара, чеболи уделяют внимание раскрутке бренда, рекламе продукта, созданию неповторимого дизайна.

Таким образом, чеболи - основная статья дохода Южной Кореи, их доход составляют около 77% ВВП страны. Специфика чеболей наиболее ярко проявляется на примерах крупнейших южнокорейских конгломератов, таких как Samsung, Hyundai и LG и оказывает немалое влияние на их деятельность и развитие. Рассмотренные чеболи являются крупнейшими поставщиками 7 электроники и электротехники, автомобилей и стали в мире. Несмотря на то, что их основатели начинали с небольших частных предприятий, им удалось добиться мирового признания благодаря мощной базе НИОКР, сравнительно быстрому выпуску на мировые рынки инновационной продукции, а также специфической структуре, определяющей их преимущества как на национальном, так и на международном рынках.

Список литературы

  1. Инновационная деятельность предприятия: анализ, перспективы, активизация: Сб. науч. трудов / Под ред. В.Д. Попова – Ярославль: ЯГТУ, 1997. – 148 с.

  2. Кузык Б.Н. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М.: Экономика, 2004. – 632 с

  3. Роль и значение финансово-промышленных групп в экономике Южной Кореи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.fa.ru/projects/mnsk/mnsk4 (дата обращения 12.01.2016)

  4. Интервью с президентом Корейского инновационного кластерного фонда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sk.ru/news/b/press/archive/2012/ (дата обращения 12.01.2016)

Просмотров работы: 1347