ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество - уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно слабо. Практически по всем позициям основная масса гражданской продукции явно уступает зарубежным аналогам. Это особенно четко проявилось в настоящее время в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены, как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.

В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения и концентрирования ресурсов. Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее состояние экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства.

Необходимо сформулировать ряд важных положений, определяющих изменение экономического климата в инновационной сфере.

1. Повышение в условиях рыночной экономики внимания к оценке будущих запросов потребителей.

2. Необходимость работать с потребителями в самом тесном контакте, помогая им использовать предлагаемый новый продукт или технологию для формирования их бизнеса.

3. Обострение отношения к времени, которое проходит с начала проверки новшества до получения экономического результата. Началась волна сжатия времени, отведенного на нововведение, и поиск оптимального соотношения вложения капитала в долгосрочные инновационные проекты с ярко выраженным коммерческим характером. Коммерциализация процесса нововведений заметно усиливается, меняются темп и масштабы предпринимательской деятельности в этой области.

В отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:

- многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;

- невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

- необходимостью преодоления сопротивления, как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.

Эти особенности в предпринимательстве слабо учитываются, что резко снижает инновационную культуру. Сложность проблемы состоит в том, что простое накопление научных результатов в любых масштабах автоматически не вливается в инновационный процесс. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система по существу представляет собой рынок новшеств, входящий составной частью в товарный рынок.

Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка.

Становление рынка новшеств следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций. В начале этого пути пришлось отказаться от прямого управления производством в пользу предпринимательства, адаптироваться к новым, рыночным условиям хозяйствования. Наконец, появились активные независимые субъекты рынка, осуществляющие инновационное поведение, суть которого - в непрерывном поиске новшеств и диверсификации производства, активном вовлечении в этот процесс финансового капитала и интеллектуального потенциала.

В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями.

Если посмотреть на типичный инновационный процесс, то проблем здесь сегодня много и главная, конечно, недостаток финансирования. Основные проблемы начинаются, если мы говорим об инновационном процессе, с началом производства. Банки иногда появляются на этой стадии, но далеко не всегда вкладывают деньги в развитие производства. Сегодня они могут делать деньги гораздо проще на каких-то других, не связанных с производством операциях. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям.

Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий, как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Так, Правительством города Москва в последние годы реализуется ряд мер по поддержке и развитию малых и средних инновационных предприятий. Например, введена система государственных гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее время составляет от 50% до 70%. Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически без залога и получать кредит не под 25% годовых, а под 10% [21].

Предприятиям дают не просто бюджетные деньги, а кредиты. Даже уже для работающего предприятия не по силам банковские кредиты, которые берут вроде бы под маленькие проценты и, которые они не успевают отслеживать расплачиваться за них. Поэтому проблема в очень высоких кредитных ставках, которые сегодня есть.

Так же к проблемам инновационных предприятий можно отнести основные и оборотные фонды. Многие предприятия предпочитают не брать фонды, потому что пойдут налоги. Следовательно, предпочтение отдаётся арендованным фондам. А для иностранного инвестора становиться не понятным, как, например, у фирмы объем реализации полмиллиарда рублей в месяц, а фонды близки к нулю. Не могут понять этого и аудиторские компании. Как следствие, не идут инвестиции [9].

Так же существуют другие проблемы предпринимательства в научно-технической сфере: не работает система госзаказа, не стабильны налоговые льготы.

Отсутствие активного интереса со стороны отечественных и зарубежных компаний финансировать инновационный бизнес, он во многом объясняет тем фактом, что далеко не все инновационные проекты достойны финансирования. Поэтому необходимо усилить подготовку кадров, акцентировать внимание на создании технопарков.

Главной проблемой развития инновационного предпринимательства остается отсутствие нормативных государственных документов, определяющих статус технопарков, их место как важного инструмента интеграции науки и производства, в том числе для создания высокотехнологических отраслей промышленности, федерального и регионального законов, гарантирующих благоприятный инвестиционный климат, привилегии для технопарковских зон и т.д. Определённая законодательная база сегодня существует (Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» Гражданский кодекс РФ), однако требует серьёзной корректировки. Достаточно упомянуть тот факт, что в нашем законодательстве до сих пор не упоминаются даже такие ключевые понятия как «инновация» и «инновационная деятельность». К тому же, не дано определение таким важнейшим понятиям, относящиеся к инновационной инфраструктуре, как технопарк, инновационно-технологические центры, центры по передаче технологий [16].

Неразбериха с основными понятиями и размытые критерии оценки не позволяют вести статистику, мониторинг и объективную оценку инновационного потенциала страны.

Низкая активность предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.

Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».

Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив - способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций [10].

Отсутствие согласованности, относится и к законодательной базе РФ: так, был принят Закон №217-ФЗ, который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, с целью получения дохода от создаваемых идей, что способствует активному развитию инновационных технологий (как показывает практика иностранных государств). В соответствии с Законом №217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в хозяйственных обществах и направлять их на указанные в законе цели. Но это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических преференций и налоговых льгот (как уже было отмечено ранее) у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. Обозначенный пробел в законодательстве не позволил принятому Закону №217-ФЗ обеспечить ожидаемые результаты: фактически создано 4 предприятия на базе ВУЗов и НИИ (планировалось около 200), которые на данный момент не функционируют. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо активное участие самих «инноваторов» в формировании национальной инновационной политики, для чего в рамках министерства идет работа по созданию механизмов общественного контроля за эффективностью реализации инновационных программ.

Отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций - одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50% предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.

Так же к проблемам предпринимательства, связанного с инновационной деятельностью можно отнести проблему организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана - все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.

Таким образом, можно увидеть, что на данный момент у инновационного предпринимательства в России существует много проблем, связанных с осуществлением этой деятельности, которые требуют решения.

Возможные пути решения проблем инновационного предпринимательства и перспективы его развития. Глобализация мировой экономики, постоянный рост цен на все виды сырьевых ресурсов, в особенности на энергоносители, и возрастающая конкуренция на мировых рынках обусловили выбор инновационного пути развития всеми развитыми странами мира [17].

Основными стимулами для внедрения инноваций являются повышение конкурентоспособности продукции, рост прибыли, расширение доли рынка, сокращение издержек производства. Поэтому в центре инновационных процессов находятся производители товаров и услуг, а основным фактором, влияющим на инновационность экономики, является способность субъектов хозяйствования воспринимать и внедрять инновации.

Таким образом, для того чтобы решить проблемы инновационного предпринимательства необходимо следующее.

1. Разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Более кратко сформулировать эту задачу можно так - узаконить терминологию, а так же внести значительные изменения в нормативно правовую базу.

2. Необходимо создать конкуренцию, которая возможна лишь при хороших финансовых стимулах. Создать схему мотивации предприятий. В качестве желательных мер: снижение пошлин на оборудование; решение таможенных проблем; введение льгот по налогу на прибыль. Предоставлять инновационным предприятиям энергетику и арендуемые помещения на льготных условиях. Также, для развития инновационного бизнеса в России необходимо вводить льготы: таможенные, налоговые и др. Так, например, в Китае, НДС для всех организаций – 18%, а для инновационного бизнеса – 6%. Такие меры позволят развиться этому виду деятельности, который в конечном итоге не только удвоит, но и утроит ВВП, и поставит Россию в мире на почётное место.

3. Также необходимо подготовить квалифицированный персонал, а для этого действенным будет открытие инновационно-технологических центров при ВУЗах, а также проблемы нехватки знаний могут решить бизнес инкубаторы. Они облегчат начальные стадии развития новых предприятий, обучат их владельцев, создадут условия и предоставят ресурсы для ускоренного развития компаний, сокращая статистику неудач в бизнесе. Создание центра трансфера технологий (инновационные центры), где проводят анализ, экспертизу, мониторинг, а также технопарки, где на базе университета или научного центра собраны малые инновационные предприятия, и которые являлись бы экспериментальной площадкой для подготовки кадров в инновационной деятельности. Одним из элементов инновационной системы должны стать научно-учебные интеграционные комплексы, которые позволили бы интегрировать научную и учебную деятельность вузов, сформировать при них бизнес-структуры для коммерциализации разработок.

4. Следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Нужно осознать необходимость создания большого количества инновационно-технологических центров, технопарков и бизнес инкубаторов.

5. Улучшение общих экономических условий также будет способствовать росту количества и качества инновационного бизнеса.

6. Необходима национальная инновационная система - система финансового, информационного, инфраструктурного обеспечения, которая позволила бы решить существующие в области инновационного предпринимательства проблемы. На сегодняшний день мы не имеем законодательной базы, которая давала бы возможность создавать фонды для инвестирования в инновационный бизнес, решила бы проблему подготовки кадров и др. [8]

7. Для развития инновационного предпринимательства необходимо организовывать выставки и презентации продукции в регионах

Данный список решения проблем может продолжаться в зависимости от условий развития региона, их законодательной базы, источников инвестирования. Пути решения проблем указаны в более общем виде, однако, выполнение их позволит сдвинуть инновационное предпринимательство с места, и идти по пути инновационного развития России.

Список литературы

1. Быкова Т.C. Инновационный бизнес в России: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.econorus.org/consp/files/fpqg.doc (дата обращения 12.01.2016).

2. В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар Курс предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/biznes-39/77.htm (дата обращения 12.01.2016).

3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_863.html?effort (дата обращения 12.01.2016).

4. Виды инновационного предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbinnovation.ru/content/view/1/3/ (дата обращения 12.01.2016).

5. Зачем крупному бизнесу инновации? - совместный круглый стол ICC Russia и IFTI в рамках второго Московского Венчурного Форума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/news/0/119/ (дата обращения 12.01.2016).

6. И. Дежина В. Киселева «Тройная спираль» в инновационной системе России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/265-q-q-.html (дата обращения 12.01.2016).

7. Инновации в малом бизнесе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_A6B0F472-FCD5-48C8-AF8F-5F0DD243D6CA.html (дата обращения 12.01.2016).

Просмотров работы: 5627