РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие принципов предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Проанализирована сущность принципов предпринимательской деятельности. Выявлены и проанализированы их нормативные ограничения. Показаны возможные направления развития принципов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, развитие, принципы предпринимательской деятельности.

В последнее время, в связи с ростом масштабов предпринимательской деятельности, все насущнее и актуальнее становится потребность в упорядоченном взаимодействии предпринимательских структур друг с другом и с государством в политическом и экономическом контекстах.

Главная гарантия развития предпринимательства – это стабильное и равноправное взаимодействие с государством. Причем функции государства заключаются в правовом регулировании экономической деятельности, соблюдении принципов предпринимательства и их гарантии.

В последние годы в специальной литературе не уделялось должного внимания фундаментальным исследованиям реализации принципов права в предпринимательской деятельности. Вместе с тем эти проблемы постоянно находятся в центе внимания научных дискуссий и судебной практики. С учетом повышенного практического интереса к пониманию сущности принципов права и разным толкованиям их содержания следует обратиться к исследованию различных аспектов реализации принципов права в предпринимательской деятельности.

Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под ответственность юридического лица [1, 5].

В современной России основные принципы предпринимательской деятельности (при сложившемся понимании предпринимательства) устанавливаются и гарантируются государством. Они закреплены в статьях Конституции, в гражданском кодексе (ГК), в ряде федеральных законов (ФЗ) Российской Федерации (РФ) и включают:

1) принцип свободы договора (ст. 1 ГК РФ);

2) принцип свободной и добросовестной конкуренции (ФЗ №135), а также ограничения деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ФЗ №147);

3) принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

4) принцип недопустимости произвольного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

5) принцип баланса частных и публичных интересов государства и общества в целом (вытекает из статей 17, 19 и 55 Конституции РФ);

6) принцип единого экономического пространства (п.1 ст. 8 Конституции РФ);

7) принцип законности.

Ограничение гражданских прав прямо сказывается на реализации принципов предпринимательской деятельности. Таковые можно продемонстрировать на примере основных принципов предпринимательства, имеющих множественные нормативные ограничения.

Принцип свободы договора назван в ГК РФ в качестве одного из основных начал гражданского права (ст. 1 ГК РФ). Свобода договора проявляется в различных аспектах, предусмотренных ст. 421 ГК РФ. Вместе с тем, закрепляя свободу договора, ГК РФ допускает ее ограничение.

Свобода договора ограничена как нормами ГК РФ, так и других законов, прежде всего Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6] и Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» [7]. Следует отметить тенденцию роста количества норм, ограничивающих свободу договора, что связано с необходимостью защиты прав и интересов экономически более слабых или экономически зависимых сторон договора, а также публичных интересов. Это особенно важно в тех сферах экономики, которые отнесены к естественным монополиям или в которых возможно нарушение пределов осуществления гражданских прав хозяйствующими субъектами, занимающими на рынке доминирующее положение, то есть в сферах, в которых отсутствует экономическое равенство сторон и конкуренция. Ограничены права сторон при определении условий договора также императивными нормами ГК РФ и других законов. В нормах ГК РФ, в которых ограничивается принцип свободы договора, проявляются в ограничении автономии воли, стремлении защитить слабую сторону по отношению к стороне, имеющей экономическое превосходство, обеспечить баланс интересов договаривающихся сторон. Так, например, законом, содержащим большое количество норм, ограничивающих свободу договора, можно назвать Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177 [3].

Вместе с тем ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает организациям, занимающим доминирующее положение, в том числе субъектам естественных монополий, отказываться от заключения договора при наличии экономических и технологических условий, включать в договор условия, не относящиеся к предмету договора, а также навязывать условия, ущемляющие права и интересы другой стороны и невыгодные для нее, определять монопольно высокие (низкие) цены, включать в договор условия, которые ставят организацию, заключающую договор, в неравное положение с другими организациями. Включение таких условий рассматривается как запрещенная монополистическая деятельность и злоупотребление правом, влекущее административную ответственность.

Из этого следует: свобода договора означает, что предприниматели не могут заключать договоры и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц. Пределы этой свободы установлены ст. 10 ГК РФ, нормами ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. Принцип свободы договора предполагает, что стороны договора действуют на основе равенства и автономии воли. И несмотря на то, что стороны определяют условия договора в своих интересах, они должны учитывать ограничения, установленные ГК РФ и другими законами ограничения.

Проведение государственной политики по содействию и развитию товарных рынков и конкуренции, а также по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом. Таким органом в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба, которой Указом Президента РФ переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, также прямо вытекает из положений Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В современных условиях перехода России к рыночным отношениям частная собственность заметную роль имеет в формировании и развитии экономики страны. Ее значение особо проявляется после того, как социалистическая (и прежде всего государственная) собственность перестала быть главной формой собственности и единственной базой производства материальных благ.

Полагаем, что можно выделить две современные формы собственности: частную и публичную. Публичная представляет собой государственную (федеральную и собственность субъектов РФ) и муниципальную собственность. «Частная собственность» охватывает все остальные формы собственности.

Наряду с основными формами собственности (частной и публичной) промышленно развитым странам известна и смешанная форма собственности (частно-публичная). Конструкция «смешанная форма собственности» фигурирует в договоре простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ). По общему правилу (п. 1 ст. 1043 ГК РФ) внесенное товарищами имущество, которыми они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью. Иное может быть установлено законом или договором простого товарищества либо вытекает из существа обязательства.

Деление собственности на формы и виды производится, как правило, на основе трех взаимосвязанных критериев:

1) степень обобществления имущества;

2) назначение имущества;

3) перечень объектов, которые могут состоять в собственности.

Назначение имущества определяет характер и направление его использования. Наконец, перечень объектов, которые могут состоять в собственности, тесно связан с назначением имущества, а также с характером и направлением его использования. Поэтому обеспечить «равенство всех форм собственности» в юридическом смысле просто невозможно [4]. Так, в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ); государство может приобретать имущество в собственность такими способами (налоги, сборы, пошлины, конфискация, национализация), которых лишены граждане и юридические лица.

Принципы свободы предпринимательства и договора тесно связаны с принципом «свободного перемещения» объектов предпринимательской деятельности (договоров), который получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ [11]. В силу ст. 8 «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств». Гражданский кодекс (п. 3 ст. 1) предусмотрел, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На практике встречаются случаи, когда некоторые субъекты РФ принимают акты, направленные на незаконное ограничение перемещения товаров (работ, услуг) и финансовых средств. Так, решением Законодательного собрания Владимирской области от 17 апреля 1996 г. N 98 был принят Областной закон «О сборе на водку и ликероводочные изделия». Он был подписан главой администрации области и вступил в силу с 1 мая 1996 г. Однако эти документы по причине их несоответствия требованиям Конституции РФ (ст. 72, 74, 76), а также ряда федеральных законов, были опротестованы прокурором области. В частности, принятый Областной закон, по мнению прокуратуры, противоречил ст. 74 Конституции РФ, согласно которой на территории Российской Федерации не допускается установление сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров [2].

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела играет важную роль в условиях рыночной экономики. Товарно-денежным отношениям свойственна известная спонтанность и стихийность развития. Отсюда возникает потребность в применении иерархических механизмов регулирования хозяйственной деятельности.

Мировой опыт также показывает, что публичное вмешательство в рыночную экономику оказывает положительное влияние, если при этом сохраняются определенные пределы. Так, английский Закон 1939 г. предоставил Департаменту торговли и промышленности Великобритании право издавать приказы о контроле над экспортом. В 1985 г. был принят Приказ о контроле над экспортом (The Export of Goods (Control) Order) [9]. Специальным Приказом предусмотрена процедура контроля над стратегическими товарами 1967 г. (Strategic Goods (Control) Order) [10].

В связи с повышающимися масштабами предпринимательской деятельности все более насущной становится потребность в регулировании предпринимательства. И взаимодействие власти и предпринимательских структур приобретает все более важное значение как в экономическом, так и в политическом контексте. Предпринимательство видит в устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего развития. А государство приобретает в лице предпринимателей экономическую поддержку и эффективное содействие государству в достижении им социальных задач. Поэтому необходима структуризация действующего законодательства для дальнейшего развития государства и улучшения экономического, политического и социального состояния страны. При этом следует исходить из уточненного понимания предпринимательской деятельности как новаторской, сопровождающейся риском активности субъектов экономики, направленной на использование возможностей создания нового капитала и на получение на этой основе различных форм предпринимательского дохода. Принципы предпринимательской деятельности должны обеспечивать активным экономическим субъектам беспрепятственное создание нового капитала и получение на этой основе различных форм предпринимательского дохода.

Список литературы

  1. Большой экономический словарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. Доп. и перераб. Москва: Институт новой экономики, 1997. 864 с.

  2. Белых В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ: // Российский юридический журнал. 2007. № 1. С. 39

  3. Клейн Н.И. Принцип свободы договора и основания его ограничения в предпринимательской деятельности: // Журнал российского права. 2008. №1. С. 27

  4. Рябов А.А. Проблемы общего понятия права собственности // М., 1998. С. 10.

  5. Лебедева И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. − № 344 (март).

  6. Федеральный закон «О защите конкуренции» (с изменениями на 8 ноября 2008 года) от 26 июля 2006 г. № 135// Правовая система Консультант Плюс: Высшая школа.-2008.

  7. Федеральный закон РФ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Правовая система Консультант Плюс: Высшая школа.-2008.

  8. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юридическая литература, 1993.

  9. Export Control Order // Department of trade and industry (UK) (from 1 September 1985)

  10. Strategic Goods (Control) Order // Department of trade and industry (UK) (from 30 January 1967)

  11. Гражданский кодекс РФ // (с изменениями на 13 июля 2015 года, редакция от 1 октября 2015 года) – М., 2015.

Просмотров работы: 949