ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня в политику, экономику и другие сферы все активнее вводятся новые термины и понятия, и философия, а тем более ее социальный срез, не исключение. До недавнего времени проблеме толерантности уделялось крайне мало внимания, особенно в нашей стране (если сравнивать с западными исследованиями в данной области). Мало кто знает, что 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и что данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности. Понятие «толерантность» активно осваивается в нашей стране общественностью, научными, религиозными деятелями. Само слово«толерантность» как бы заново вошло в русский язык из международного права после проведения года толерантности и принятия Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. В русском языке аналогом латинского «tolerantia» является существительное «терпение», эквивалентом английских «tolerance», «toleration» выступает «терпимость». В связи с этим толерантность определяется, в частности, как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Любопытно, что у этого слова есть и медицинское значение. В соответствии с которым толерантность — это полное или частичное отсутствие в организме иммунитета, это отсутствие в организме способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение. В толковых словарях толерантность определяется, как терпимость, и по смыслу связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, постоянстве и в таких действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. В. Даль объясняет, что такое терпимость на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин «визуальное меньшинство») означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа («фейс контроль» в метро и т.д.).

В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему «инакому» – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье «Методические аспекты работы по теме «Образ врага», обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.

Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное «рациональное» толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск «врага» рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности «своих», которые всегда сильнее «чужих». Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: «Кто не с нами – тот против нас». Толерантность требует видения общественной жизни как позитивного целого. Понимание этого целого и есть объективное основание подлинной толерантности. Толерантность - это не беспринципность, не социальный эклектицизм; это глубинное понимание необходимости иного, различий и особенностей как моментов целого. Нетолерантность - это игнорирование истины социальной жизни.

Говоря о толерантности, нужно помнить, что толерантность – не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих в угоду чужих интересов, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод как отдельных личностей, так и целых государств.

Библиографический список

1. Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь. М., 2001. Т.2.

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн., 1998.

3. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. С.25-53.

4. Социальное согласие и толерантность в современном мире. М., 2002.

5. Толерантность – качество не врожденное // Полярная правда. – 2006. – 18 октября.

Просмотров работы: 1135