ОСОБЕННОСТИ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Дзюба Д.Е. 1, Будко И.А. 1, Масютин Н.Г. 1
1ККБМК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

1.Единицы измерения доз..……………………………………..…………………...2

2.Классификация доз ЛС…………………………….……………………………....2

3.Ударные и поддерживающие дозы……….………………………………….…..3

4. Расчет высших доз препараторов для детей и подростков…..….………….….3

5.Дозирование ЛС…………………………………………………………………….3

6Дозирование лекарственных препаратов у детей..………………….……..…....4

7.Список литературы………………………………………………………….……..5

Лекарства для детей выпускаются в каплях, таблетках с ограниченным содержанием действующего вещества, свечах и жидких формах. 1. Единицы измерения доз ЛС Как правило, доза ЛС выражается в единицах массы – г, мг, мкг. Объемные единицы (мл) применяют для дозирования лекарственных средств, выпускаемых в жидких лекарственных формах – настоях, отварах, растворах, сиропах и др. Для удобства приема внутрь жидких ЛС используют мерные ложки или чайные, десертные, столовые – их емкости соответственно равны 5, 10 и 15 мл. Водные и спиртовые растворы лекарств для приема внутрь могут назначать и в виде капель (в 1 мл воды и этилового спирта содержится соответственно 20 и 65 капель). Антибиотики, гормональные препараты, витамины и некоторые другие лекарственные вещества нередко дозируют в единицах действия (ЕД), которые служат показателями их биологической активности. ЕД определяются на основе метода биологической стандартизации, сопоставления действия лекарственного средства с активностью стандартного препарата. 2. Классификация доз ЛС Различают следующие дозы ЛС: – разовые; – суточные; – курсовые. В зависимости от вызываемого эффекта дозы ЛС делят на терапевтические, токсические и летальные (смертельные). Фармакологическая ценность препарата тем выше, чем больше летальная доза и ниже доза, способная вызвать ожидаемый лечебный эффект. В лечебной практике применяют только терапевтические дозы (минимальные, средние и высшие). Величина средней терапевтической дозы равна примерно 1/2 или 1/3 максимальной дозы. Минимальную терапевтическую дозу называют также пороговой. Диапазон между пороговой и максимальной лечебной дозами составляет широту терапевтического действия. Индекс терапевтического действия отражает отношение максимальной лечебной дозы к пороговой. Для многих лекарственных средств высшие терапевтические дозы не установлены, эти препараты относительно малотоксичны, поэтому отсутствует риск превышения обычных доз для больного ребенка. 3. Ударные и поддерживающие дозы В лечебной практике различают ударные и поддерживающие дозы ЛС. Ударные дозы препарата по показаниям применяют обычно в начале курса лечения (при первом приеме препарата или в первые сутки). Подобным образом используют некоторые антибактериальные, противоглистные и другие средства. Ударная разовая доза лекарственного препарата обычно превышает среднюю терапевтическую дозу в два раза. Расчет высших доз препаратов приведен в табл. 1. Цель назначения такой дозы – создать в самом начале лечения высокую концентрацию лекарственного вещества в крови, чтобы достичь желаемого эффекта. Поддерживающие дозы (в 2–5 раз меньше терапевтических) позволяют закрепить достигнутый эффект лечения, их используют при длительном применении (например, дозы глюкокортикостероидов, сердечных гликозидов и других ЛС). 5.ДозированиеЛС

Оптимальное дозирование лекарственных препаратов в детском возрасте определяют множество факторов: период детства (возраст), масса и поверхность тела, характер и тяжесть заболевания, способ применения, всасывание и выведение, вкусовые качества лекарства, цель медикаментозной терапии (ударные дозы, поддерживающие дозы, профилактика), наличие побочных явлений.

 

Особое значение при дозировании лекарств имеет структура организма детей, который в значительной мере отличается от организма взрослых. Внеклеточная жидкость у новорожденных представляет 45%, а у взрослых - 15% массы тела. Внутриклеточная жидкость и твердые составные части (белки, жиры и микроэлементы) в первые дни новорожденности представляют лишь 29%, а у взрослых - 54% общей массы тела.

В зависимости от химических, физических и физиологических свойств, разные лекарственные средства распределяются в экстра- и интрацеллюлярных пространствах. Поэтому эффективного лечения не следует ожидать лишь на основании определения абсолютного содержания в крови, так как результат зависит от концентрации действующего вещества в очаге болезни. Так, например, некоторые антибиотики достигают очень различных концентраций в крови, тканях, полостях тела, и именно это определяет эффективность их терапевтического воздействия. Они, и в особенности пенициллиновые соединения и тетрациклиновые препараты, распределяются главным образом в экстравазальных пространствах, вот почему грудным детям назначают в 2 раза большие дозы, чем взрослым. Что касается конкретного дозирования лекарств в детском возрасте, то существуют несколько возможностей: дозирование, связанное с дозой для взрослых; дозирование в зависимости от возраста ребенка; определение дозы эмпирическим путем; дозирование в зависимости от массы и определение дозы в зависимости от поверхности тела.

Определение дозы лекарственного средства для детей как той или иной части дозы взрослого, необходимой в данном возрасте ребенку, уже практически не используют. Данный способ дозирования неточен, основан только на возрасте ребенка и не учитывает его индивидуальных особенностей. Для некоторых препаратов доза определяется эмпирическим путем. Это касается главным образом лекарственных средств, для которых, имея в виду особенности организма детей, невозможно использовать определенные расчетные формулы.

 

6. Дозировка лекарственных препаратов у детей

 

Возраст

Часть дозы для взрослого

Дозис-фактор по Harnack

1 мес

1/10

1,8 / от 0 до 1 года/

6 мес

1/5

1,8 / от 0 до 1 года/

1 год

1/4

1,8 / от 0 до 1 года/

3 года

1/3

1,6 / от 1 до 6 лет/

7 лет

1/2

1,4 /от 6 до 10 лет/

12 лет

2/3

1,2 /от 10 до 12 лет/

Взрослый

1

1,0

В детском возрасте преобладающее значение имеет определение дозы в зависимости от массы и поверхности тела. Оба метода взаимно дополняются в зависимости от вида лекарства. Они позволяют легко вычислить необходимую дозу в зависимости от массы, а для определения площади поверхности тела существуют номограммы или таблицы (табл. 13). Расчет дозы с применением дозис-фактора Харнака проводится по формуле:

в которой ДД - детская доза; ВД - взрослая доза; m - масса тела ребенка, кг; ДФ - дозис-фактор. Расчет по данной формуле позво-

ляет более точно определить необходимые для конкретного ребенка дозировки лекарственных препаратов, поскольку учитывается конкретная масса тела ребенка и возрастные особенности обменных процессов [39].

Однако существует возможность еще более точно вычислить необходимую данному конкретному ребенку дозировку лекарственных препаратов на основании площади поверхности его тела. В данном случае применяют следующую формулу:

где ND - нормальная доза; КО - поверхность тела.

Список литературы:

  1. Фармакология с общей рецептурой: учебник/Д.А.Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 464 с.: ил.

  2. Фармакология с общей рецептурой: учебное пособие/В.В.Майский, Р.Н.Аляутдин. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 240 с.:26 ил.

  3. Сестринское дело в педиатрии: руководство. Качаровская Е.В., Лютикова О.К. 2013. – 128 с.

Просмотров работы: 4937