ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ <СИЯЛА НОЧЬ> А. А. ФЕТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ <СИЯЛА НОЧЬ> А. А. ФЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Сияла ночь»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Оно было написано 2 августа 1877 года и посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит его к циклу «Мелодии».

Однажды Фет гостил у Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина эмоциональная, обаятельная, с хорошим голосом. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на него так же сильно, как красивая природа. В память этого “эдемского вечера” Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на него написали музыку. Это стихотворение - “Сияла ночь”.

Это произведение отличается особым эмоциональным колоритом: оно наполнено радостью, упоением, восторгом. Здесь господствует образ любви-переживания, зачастую слитый с образом природы.

В первой строфе Фет вспоминает детали вечера: была ночь, светила луна играл рояль, издавая звуки, отражающиеся в сердце.

Во втором четверостишии автор рассказывает о чувствах Кузминской, которая изнемогала в слезах. Он сравнивает ее с любовью и говорит, «что нет любви иной». Автор дорожит каждым звуком Татьяны и желает бесконечно ее любить.

В третьей строфе он переносится через много лет в то время, когда он впервые слышал голос Татьяны Андреевны и сравнивал ее с жизнью.

В заключительном четверостишии Фет говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только хочет верить в звуки души, и любить, и обнять, и плакать.

Для Фета лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого «звука». В данном стихотворении доминирует образ любви.

Стихотворение “Сияла ночь”, как и многие другие стихотворения Фета, отличаются стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство к смысловому итогу. Такого рода стиховые композиции производит особенно сильное впечатление.

В стихотворении все окружающие предметы, объекты и вещества оживают за счет олицетворений «лежали лучи», «струны дрожали». Использованные эпитеты «рыдающие звуки», «много лет томительных и скучных», «ночной голос» предают стихотворению выразительное звучание.

В первом четверостишии с помощью звука «р» передается волнение, тревога. Во второй и четвертой строфах преобладают гласные звука. Это придает стихотворению особую певучесть.

Фет использует сложносочиненные предложения, показывает не подчинение, а соединение природы и человека, действий и эмоций. В двух четверостишиях автор повторяет целое предложение: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Но в первом случае он ставит в конце точку, а во втором – восклицательный знак. Это говорит об усилении чувств и эмоций, о важности быть вместе и сострадать друг другу.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, перекрестной рифмой.

Произведение очень мелодично. Не случайно многие стихи Фета стали прекрасными романсами, в частности «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Стихотворение А. А. Фета послужило прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова…

Просмотров работы: 1636