ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА

Оленников А.С. 1
1Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск), г. Челябинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время реформы, проводимые в Вооруженных силах, а именно переход на контрактную систему, боевое применение вооружения и техники, предъявляют особые требования к поиску повышения эффективности деятельности личного состава, поэтому армия испытывает острую потребность в лидерах, то есть в тех людях, которые способны к инновационному мышлению, обладающих отличными организаторскими и командирскими способностями, а это требует формирования у будущих офицеров лидерских качеств, присущих специалистам, и обусловленных спецификой их служебной деятельности в мирное и военное время.

Каждый выпускник военного вуза потенциально готов к роли официального руководителя воинского коллектива. Феномен лидерства в курсантском коллективе правомерно рассматривать как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, а с другой – индивидуальными особенностями.

Проблема лидерства является ключевой для многих сфер жизни и деятельности человека: бизнеса, политики, спорта, военной службы. Данная проблема корнями уходит в историю человеческих взаимоотношений. На протяжении всей истории человечества, включая доисторический период, имела место иерархия отношений, в которой выделялись вожаки – лидеры. В Древних государствах верховный эшелон лидерства – это фараоны, императоры, короли, генералы, военноначальники, губернаторы и др., приводящий государство либо к прогрессивному развитию и процветанию, либо к распаду и полному краху.

Особенно активное изучение феномена лидерства началось в начале двадцатого столетия, что было связано с исследованиями в области управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований, посвященных изучению феномена лидерство на системной основе.

Изучение различных точек зрения ученых убеждает нас в том, что единого подхода к определению понятия «лидерство» в психологии нет.

По разным определениям лидерство – это способ влияния и управления. В психологии понятие лидерство рассматривается как процесс межличностного влияния, предполагающий доминирование и подчинение, влияние и следование в системе межличностного взаимодействия в группе. Воспитание лидерства выступает неотъемлемой частью профессиональной подготовки военнослужащих, залогом эффективности военного управления.

Военная психология и педагогика имеет богатые традиции в подготовке офицеров к профессиональной деятельности, в формировании и развитии у них профессионально важных качеств. Работы М.И. Дьяченко, Я.В. Подоляк, Л.Е. Мерзляк, А.В. Барабанщикова, А.Д. Глоточкина, В.П. Давыдова, В.П. Каширина, С.И. Съедина, А.М. Столяренко, Л.И. Уманского, Э.П. Утлика, Н..Ф. Феденко, Ю.Ф. Худолеева, составляют фундамент процесса формирования у курсантов качеств лидера воинского коллектива [1. С. 28 ].

Целью данной работы является исследование феномена лидерства и определение основных лидерских качеств, необходимых современному офицеру.

Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, систематизация знаний о лидерстве) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование) методы.

Экспериментальная база исследования: Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск).

Для изучения лидерских качеств будущих офицеров была использована диагностика лидерских качеств Е. Жарикова и Е. Крушильницкого. Данная методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один. [2. C.316-320]

Результаты исследования и их анализ

В исследовании приняли участие 25 курсантов 2 курса.

Рассмотрим полученные результаты. У 72% испытуемых (18 курсантов) лидерские качества выражены средне. Они набрали от 27 до 34 баллов. У данной группы респондентов сформированы и проявляются хорошие задатки лидера. Курсанты этой группы могут успешно выполнять поручения и быть руководителями небольшой группы.

У 5 курсантов, что составляет 20%, лидерские качества выражены сильно. По итогам теста испытуемые набрали от 36 до 40 баллов. Это говорит о том, что они прирожденные лидеры. Но не стоит забывать, что лидерство основывается не только на лидере, который готов вести за собой, но и на последователях, которые готовы идти за лидером. Это обстоятельство обращает внимание исследователя в аспекте систематической организации воспитательного процесса, направленного на развитие лидерских качеств, проявления их в конкретных ситуациях, связанных с учебно-познавательной, спортивной, трудовой, командной деятельностью. Необходимо активно привлекать курсантов этой группы к непосредственному руководству курсантами своего отделения, младших курсов, так как лидерские качества наиболее полно могут проявляться только в практической деятельности.

У 4% испытуемых (1 курсант) лидерские качества выражены слабо. Этот курсант набрал 22 балла из 50. Для него характерны слабые организаторские способности, отсутствие склонности быть во главе и вести за собой.

У одного испытуемого, что составляет 4%, лидерские качества выражены очень сильно. Данный лидер склонен к диктату.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых, а именно 72% лидерские качества довольно хорошо выражены. Они чувствуют себя достаточно уверенно и в определенных ситуациях вполне могут быть лидерами, повести за собой всю команду. В то же время более 20% курсантов являются прирожденными лидерами. Они умеют увлечь делом или идеей своих товарищей, организовать взаимодействие с курсантами, пробудить желание, потребность в достижении поставленной лидером цели. Для них характерны такие качества, как активное устремление к успеху, сила характера, умение убеждать других, умение равно, позитивно взаимодействовать как с теми, кто слабее духом, так и с теми, кто сильнее.

Проведенная диагностика показала наличие лидерских способностей у большинства курсантов.

Изучая проблему лидерства, мы сделали вывод, что нет однозначного определения сущности и содержания феномена «лидерства». Это феномен тщательно изучали различные исследователи, благодаря которым, появилось множество работ, теорий концепций, в которых предпринималась попытка объяснить многогранность, сложность данного понятия, раскрыть его суть. Но, несмотря на различные подходы, точки зрения, большинство исследователей склоняются к тому, что лидерство является процессом межличностного влияния, в котором инициирующей стороной выступает лидер.

Лидер должен направлять, вдохновлять, стимулировать группу, но и последователи так же могут оказывать влияние на него. Следовательно, лидерство основывается не только на лидере, который готов вести за собой, но так же и на последователях, которые готовы идти за лидером. Лидер должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, выбирая в каждом случае наиболее подходящий для конкретной ситуации, если он намерен осуществлять свои функции как можно дольше и эффективнее.

Анализируя личностные качества лидера, можно выделить существенные признаки лидерских качеств будущих офицеров: высокий интеллект, целеустремленность, способность к рефлексии, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, способность управлять собой, умение влиять на подчиненных, коммуникабельность, способность к творческому решению задач.

На основе вышесказанного, лидерство – это своего рода талант, который объединяет силу характера человека и гибкость ума, который позволяет вести за собой людей.

В данной работе было проведено исследование, которое показало наличие лидерских способностей у большинства курсантов. Были выделены лидерские качества будущих офицеров. Таким образом, работа имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Литература

  1. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика. М.: Воениздат, 2010 – 340с.

  2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. – 490 с.

4

Просмотров работы: 2046