ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА РОССИИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА БРЯНСК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА РОССИИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА БРЯНСК

Масленая С.С. 1
1Брянский Государственный Университет им.ак. И.Г.Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Неблагоприятным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение социальных сирот. Обнаруживается так называемое скрытое социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков. При этом школы-интернаты, детские дома переполнены. Растут приюты временного содержания. Рушится основа любого государственного строя - семья.

В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры, отмечается постоянный рост данной категории детей.

Сейчас в России около 700 000 детей - сирот (из них 95 % социальные сироты). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом ДЦП[1].

В связи с тем, что феномен социального сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость, необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы.

Рассмотрим причины социального сиротства.

Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако до сих пор остается мало изученной и не понятной природой этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствуют о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин - материнство[2]

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребенка, описали три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная - отец ребенка бросил беременную будущую мать. Вторая- женщина рожает ребенка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и низкой ответственностью[3]

Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считается рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности здорового человека (алкоголизм, наркомания, злостные уклонения от обязанностей по воспитанию ребенка).

Последствия социального сиротства очень тяжелы для детей:

- глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;

- аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности;

- отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства[3].

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей ребенка нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем больше и дольше он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85-92%) воспитанники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10% [4].

Дети лишенные родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам

Дети - социальные сироты, не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни[5].

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время число детей – социальных сирот стремительно растет, а общественное сознание в защиту их прав можно назвать скорее незрелым: мало семей, желающих усыновить детей-сирот, низка заработанная плата персонала в учреждениях интернатного типа, что отпугивает молодых, перспективных профессионалов от этой работы, недостаточно развита волонтерская и благотворительная деятельность населения.

В связи с этим одним из приоритетных направлений семейной политики Брянской области является решение проблем семейного неблагополучия и социального сиротства, развития семейных форм устройства детей-сирот в семьи граждан.

В настоящее время, на основе статистических данных, на территории области проживает 5139 детей-сирот, из них 1233 ребенка (24%) потеряли обоих родителей. Все остальные — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

Как правило, социальных сирот «дают» неблагополучные семьи. Сегодня на территории области проживает 1066 таких семей, в которых воспитывается 2152 ребенка. По сравнению с прошлым годом количество семей, находящихся в социально опасном положении, уменьшилось на 24% (было 1412).

В регионе проводится работа, направленная, прежде всего, на профилактику семейного неблагополучия. В целом, Брянская область занимает третье место в ЦФО по профилактике социального сиротства, уступая Владимирской и Калужской областям.

Проводятся мероприятия позволяющее повысить эффективность работы органов опеки и попечительства по решению проблем социального сиротства. На 2016 год запланировано создать мобильную бригаду «скорая социальная помощь» (ранняя профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитационная работа с семьей с целью возвращения ребенка в семью). К работе с семьями указанной категории будут привлекаться социально-ориентированные некоммерческие организации, бизнес сообщества [6].

Игорь Тимошин выразил уверенность, что все принимаемые меры будут и в дальнейшем способствовать улучшению положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сокращению количества социальных сирот, более эффективному семейному устройству детей данной категории [7].

Таким образом, социальное сиротство - очень опасное явление, несет большую угрозу для общества. На наш взгляд, данная проблема должна стать ведущей в региональной политике каждого субъекта нашей страны, также как и стала приоритетной в Брянской области. Важным направлением работы, на наш взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Иванова Н. П. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 2010.

2.Социальная педагогика / Под ред. Галагузовой. – М., 2015.

3.Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблем сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии»,2012г.-35с.

4.Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. - Самара.,2013

5.Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов// Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2011.

6. News.Nashbryansk.Ru - Информационное Агентство Наш Брянск.ru

7. BrianskCity.Ru - городской портал г.Брянска

Просмотров работы: 2380