В ходе экспериментального исследования на констатирующем этапе эксперимента, мы выявили, что исходный уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся контрольной и экспериментальной групп находится, примерно, на одном уровне. На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали программу «Путь к своей личности», которая включает определённые методы и приёмы, средства и принципы формирования УУД. Основная цель данной программы – формирование совокупности универсальных учебных действий через активное включение в структуру урока соответствующих методов и приёмов, учитывающих возможности обучающихся, через построение урока на основе определённых принципов и с использованием разнообразных средств.
Развитие УУД это процесс довольно длительный. В ходе эксперимента мы выявили, что сложность освоения младшими школьниками универсальными учебными действиями связана с возрастными возможностями ребенка. Поэтому, в первую очередь, мы старались подбирать и использовать методы и приёмы, соответствующие возрасту детей. Большое внимание уделялось проектированию урока с позиций формирования УУД. Для успешного формирования УУД структура уроков была построена на основе системно-деятельностного подхода, ученики сохраняли активную позицию на протяжении всего урока.
Результаты экспериментального исследования показали, что наиболее продуктивными для формирования всех видов универсальных учебных действий были следующие методы и приёмы:
для формирования личностных УУД - психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок, нестандартное введение в тему, выход на проблему, обсуждение нравственного содержания и система поступков героя при анализе текста на уроках литературного чтения, творческие задания (побудь художником иллюстратором – нарисуй иллюстрацию к сказке «У страха глаза велики»), работа с карточками - клише для выражения своего отношения к прочитанному произведению и др.;
для формирования регулятивных УУД - проблемный диалог, проблемная ситуация, приём «Оцени работу друга», метод под названием «шкалирование», полезный приём «Выбери сам» и др.;
для формирования познавательныхУУД - проектные задания, приём «Да-нетка», «Задай вопрос», «Согласен — не согласен», «Дополните утверждение», «Исключение», подводящий диалог, интеллектуальная разминка, группировка;
для формирования коммуникативных УУД - работа в парах или группах с учётом возможностей каждого ученика и взаимоотношений в классе, речевые упражнения «Придумай продолжение текста», приём: «Разыграй ситуацию», Упражнение «Повторяем с контролем».
В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы зависит от того, на сколько умело учитель применяет в образовательном процессе различные педагогические технологии; использует в своей работе принцип свободы выбора, когда каждый ученик не выполняет какие-либо навязанные действия, а находится в состоянии выбора; принцип открытости, когда задача учителя не только давать знания – но еще и показать их границы; принцип деятельности, чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать, постоянно быть в деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации задач, сформулированных в ФГОС начального общего образования, педагогу необходимо включать в учебно-воспитательный процесс эффективные педагогические технологии, в том числе и ИКТ, интерактивные методы и приемы, осуществлять личностно-ориентированный и интегративный подход.