ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОБЕЛЕНА РУЧНОЙ РАБОТЫ В НАШИ ДНИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОБЕЛЕНА РУЧНОЙ РАБОТЫ В НАШИ ДНИ.

Хазутдинова А.С. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гобелен или шпалера, - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Принцип шпалерного ткачества был хорошо знаком ещё древним египтянам, например, в гробнице Тутанхамона (около 1323 г. до н. э.) были найдены платье и перчатки, выполненные в технике шпалеры. В Россию искусство гобелена появилось при Петре I – в 1716 году он пригласил из Франции мастеров Королевской гобеленовой мануфактуры с которыми были заключены пятилетние контракты, подразумевающие обучение русских ткачей. Поначалу мастерам приходилось туго: они не имели инструментов, все материалы приходилось покупать за рубежом, а обучение учеников могло занимать десятилетия прежде чем они могли быть допущены к выполнению сложных заказов для императорского дворца.

Но со временем процесс упростился и гобелен плотно укоренился в русском декоративно-прикладном искусстве. В современном мире каждый желающий может попробовать себя в ткачестве, для этого необходимо лишь простое оборудование и минимум материала.

Основным оборудованием для изготовления гобелена служит ткацкий станок или ткацкая рама. Ткацкую раму можно изготовить в домашних условиях менее чем за сутки: для этого нужно сколотить крепкую раму из брусков и сделать засечки через 0,5 см любым острым предметом по противоположным сторонам рамы. Существует два способа изготовления гобеленов – на вертикальном и горизонтальном ткацких станках. В наше время более распространены вертикальные и наклонные станки. Рабочий картон – эскиз будущего гобелена закрепляют сзади рабочих нитей основы. Для ткачества необходима ковровая колотушка (можно заменить вилкой). Она нужна для того, чтобы плотнее прибивать нитки утка к наработанной части ткани. Для вязания ворсовых узлов существует нож-крючок. Для стрижки ворса и нитей необходимы ножницы.

Основа и уток – главные действующие лица в ткачестве. Основа составляет каркас гобелена и не видна в готовом ковре, но без нее он не может существовать. Задача утка сложнее. Обычно гобелены ткут в технике простого полотняного переплетения, где рисунок (узор) создается цветными нитями утка, плотно закрывающими некрашеную основу и образующими характерную для гобеленов фактуру. Нити основы должны быть прочными, поэтому для них берут толстые крученые льняные или хлопчатобумажные нити. Шерсть также можно использовать, но растительные волокна являются более удобными для этой цели. Они прочнее, менее зависят от неблагоприятных условий, хлопчатобумажная основа к тому же делает ковер мягче и легче. Шелк для основы применяют редко.

Выбран материал для основы, определяют плотность на основе, то есть число основных нитей на 10см ширины гобелена. Чем выше плотность, тем более трудные линии эскиза удается соткать. При высокой плотности на изделие уходит меньше шерсти на уток, гобелен получается легче и тоньше, но сам процесс ткачества занимает гораздо больше времени. При низкой плотности все наоборот: уходит больше утка, гобелен получается с грубой поверхностью, но ткется быстрее. Главное, чтобы нить утка была мягкой, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы, оптимальным вариантом являются шерстяные нитки. Растительные волокна – лен, хлопок, джут, сизаль и другие – встречаются в гобелене крайне редко.

Прежде чем приступить к собственно изготовлению гобелена на станке, следует выбрать эскиз-идею, по которому будет ткаться гобелен. Для изготовления гобелена выполняют рабочий эскиз-картон в размер будущего гобелена. Картон для гобелена выполняют из плотной бумаги. Прибавляют по 5см для крепления, чуть позже этот картон нужно будет закрепить на станке позади основы так, чтобы он «просвечивал» под основой.

Ткать гобелен начинают с заработки, или кромки. Она нужна для крепления картона к основе. Для заработки обычно берут хлопчатобумажную пряжу толщиной немного меньше или ровной толщине уточных нитей. В готовом гобелене заработку подгибают внутрь для оформления края. Соответственно ширина ее зависит от размера гобелена и колеблется от 3 до 10.

Для удобства работы - нити утка сматывают небольшими уточными пасмами, заготавливая их по мере работы. Заработку ткут одним утком. Левой рукой открывают первый зев длиной около десяти сантиметров (на длину руки), а правой протягивают в него пасму утка. Начало утка (хвостик) заправляют на изнаночную сторону гобелена. Уток в начале укладывается свободно и в диагональном направлении. А прибивают его, начиная с места закладки утка, к выходу пасмы. В момент прибивания пасму держат в правой руке, контролируя натяжение нити утка, но ни в коем случае не подтягивая его, чтобы не стянуть основу. После того, как проложили уток в одну сторону, идут в обратную, выбирая нити второго зева.

При изготовлении гобелена особенно важно следить за формированием боковой кромки. Что бы она была ровной, следует по окончанию дважды проткать 2-3 крайние основы (кромочное закрепление) и продолжить ведение утка в нужном направлении. Благодаря этому приему боковая кромка будет плотной и избежит деформации.

Когда кончается уток, вставляется следующий, как бы продолжая движение предыдущей нити. Ткачество одним утком от края до края изделия возможно только в маленьком гобелене. Заработка же на большом или среднем гобелене ведется сразу несколькими утками. Это делается для того, чтобы не стянуть основу по ширине, что весьма вероятно при слишком длинных прикидках утка.

Когда заработка будет сделана на нужную высоту, за рабочими нитями основы закрепляется картон – эскиз – контурный рисунок гобелена. У нижнего края эскиза оставляется небольшая полоска чистой бумаги, которая пришивается к заработке так, чтобы нижняя граница рабочего эскиза совпала с краем заработки. Верхняя часть картона прикрепляется в нескольких местах к верней рейке суровыми нитками. Место крепления картона хорошо закрепить скотчем.

Приготовив основу, собрав заработку и подвесив, и подшив картон, необходимо подобрать утки для ткачества самого гобелена. В качестве утка обычно используется шерстяная или полушерстяная пряжа, но также подойдут шёлк, хлопок, лён, сизаль и различная синтетическая пряжа, которая обычно употребляется в качестве эффектных добавок к основному материалу.

Цвет утков подбирают по эскизу. Расход утка в среднем составляет 2 килограмма на один квадратный метр полотна при средней плотности основы. Можно подобрать нити утка из готовой окрашенной фабричными способами пряжи. Однако часто в эскизе присутствует много сложных цветовых переходов. Как передать такое разнообразие цветов в технике ткачества?

Есть два пути достижения этой цели: смешение ниток разного цвета для получения промежуточного цвета и различных дополнительных оттенков и окраска пряжи в необходимый цвет в домашних условиях. Умение окрашивать пряжу в нужные цвета необходимо каждому, кто занимается изготовлением гобелена. При крашении все расчеты ведутся на один килограмм. В баке нагревается воду до 30 – 50 градусов, вливают нужный раствор красителя (анилиновый краситель), помешивают, опускают шерстяную пряжу на 5-10 минут, добавляют 2 столовые ложки уксусной (30%) кислоты для ровной покраски. Вынимают пряжу, вливают еще одну ложку уксусной кислоты и красят еще 20-30 минут, постоянно помешивая. Снимают бак с огня и, не вынимая из бака пряжу, оставляют до полного остывания, пока краситель полностью не впитается в шерсть.

Когда уток подобран, приступают к ткачеству по эскизу. Ткать гобелен по эскизу начинают с убывающих форм или линий. Вместе с тем уровень гобелена должен подниматься сравнительно равномерно вверх по всей длине, чтобы не стянуть основу. Одну форму относительно другой обычно не поднимают больше чем на 10см, естественно, если эскиз позволяет вообще это сделать. В гобелене прямоугольной формы сверху выполняется заработка, а затем косичка, как и снизу гобелена. В гобелене сложных форм заработка не выполняется. Укрепив основу, нужно вынуть нижний разделительный картон.

Срезая гобелен необходимо оставлять свободные концы основы длиной не меньше 10 сантиметров. Нужно учитывать, что снятый гобелен обязательно немного подсядет, нужно помнить, что готовый гобелен немного меньше натянутого на станке. После снятия гобелена у него могут появиться недостатки, которых было не видно на натянутом гобелене, например, вздуваться пузыри, деформироваться края. Эти недостатки легко удаляются путем отпаривания. Затем подворачивается кромка. Но перед этим следует связать свободные нити основ между собой, чтобы образовался рубчик. Связав основу, концы подрезают или прячут под заработку, чтобы они не мешали и не портили вид изнаночной стороны гобелена, а саму заработку подворачивают и подшивают к гобелену потайным швом.

Отпарив гобелен, если это необходимо, его помещают в деревянную раму или используют иные средства оформления.

Список используемой литературы

  1. И. Дворкина «Гобелен за 10 вечеров». Культура и традиции, 1998 год.

  2. А. А. Васильченко «Панно и гобелены в нетрадиционной технике». ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004 год.

Просмотров работы: 1452