Целью настоящей работы является изучение особенностей психофизической подготовки в спортивном туризме.
Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
Результаты работы их обсуждение. Обратимся к современному толкованию понятия «спортивный туризм». Согласно определению В.А. Таймазова и Ю.Н. Федотова «спортивный туризм» - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. [1] Следовательно, целевой функцией спортивного туризма является спортивное совершенствование в преодоление естественных или искусственных препятствий. Следует отметить, что подготовка в спортивном туризме не противоречит основным принципам общей спортивной подготовки. Так как, спортивный туризм является одним из видов спорта и целью подготовки в нем является совершенствование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного преодоления препятствий.
Анализ литературных источников показывает, что под спортивной подготовкой понимается единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков спортсмена (туриста) и его качеств (физических и психологических), который строится на общих научных основах формирования и развития двигательной деятельности спортсмена (туриста) с учетом его индивидуальных особенностей (пол, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, особенности психического склада и т. д.), образа жизни и тех условий, в которых тренировка проводится [2,3,4] По нашему мнению, наиболее удачным определением остается трактовка Л.П. Матвеева, который определяет спортивную подготовку, как готовность спортсмена к достижению – сложное динамическое состояние, характеризующиеся достигнутым уровнем физической и психической работоспособности (психофизическая готовность) и степенью совершенствования навыков и умений.
Также согласно, Л.П. Матвееву «физическая подготовка» - воспитание физических качеств спортсмена, которое проявляется в двигательных способностях, необходимых в спорте. Л.П. Матвеев отдает физической подготовки спортсменов основополагающие значение в содержании спортивной тренировки. [3]
«Психическая (психологическая) подготовка» спортсменов по Л.П. Матвееву и ряду других авторов это совокупность воздействий на его психику, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Стоит отметить, что психическая подготовка процесс многоплановый и кроме формирования мотивов и установок спортсмена (туриста), воспитания его психических свойств, она также включает в себя соответствующие стороны интеллектуального воспитания, технической, тактической и физической подготовки туристов, что связано с направленным совершенствованием психических процессов и психомоторных функций.
Таким образом, анализ литературных источников позволяет нам определить психофизическую подготовку туриста, как единый целенаправленный процесс совершенствования психических (психологических) и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня готовности к соревновательной или походной туристской деятельности.
Характеристика спортивного туризма как вида спорта показывает, что он относится к вида спорта с активной двигательной деятельностью и с проявлением физических и волевых качеств. Согласно существующих классификаций видов спорта спортивный туризм относится к комплексным видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью. [1] Также для спортивного туризма характерна продолжительная работа циклического характера.
Психофизическая подготовка в спортивном туризме, также как и в других видах спорта разделяется на общую и специальную. На начальном этапе занятия спортивным туризмом ряд авторов рекомендует отдавать 80% времени на общую подготовку, с ростом опыта процентное соотношение растет в пользу специальной туристкой подготовки. Так специальная туристская подготовка у туристов высокого класса должна занимать 75 – 85 % всего времени подготовки. При этом также увеличивается общее время затрачиваемое туристом на подготовку в целом.
Для улучшения общей физической и специальной подготовки используются различные методы и средства. Средствами улучшения общей физической подготовки для начинающих туристов могут служить занятия легкой атлетикой (развитие быстроты), общеразвивающие гимнастические упражнения без предметов и с предметами (развитие гибкости), лыжный спорт (развитие скоростно-силовой выносливости), спортивные игры, плавание (развитие аэробной выносливости и силы), походы. [5]
Основными методами общей и специальной психофизической подготовки в спортивном туризме являются регулярные тренировочные занятия с правильным чередованием физических нагрузок и отдыха, направленных на увеличение силы, быстроты, выносливости, ловкости и равновесия. Немаловажное значение имеет и психологическая подготовка, которая должна обеспечивать поведение в быстро меняющихся условиях: преодолевать сложные участки, связанные с риском и страхом, а также сложные климатические условия (жара, дождь, холод, снег). [6] Согласно Ю.Н. Федотову в психологической подготовке используют методы общественно-политического, нравственного, трудового и эстетического воспитания, а также специальные методы, средства и приёмы развития и совершенствования специальных качеств туриста. Также этим автором выделяется общая и специальная психологическая подготовка. Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых морально-волевых и психических качеств туриста. Специальная психологическая подготовка может включать в себя: определённую установку на преодоление препятствий (связь с тактической подготовкой), мотивацию действий, осознание сложности препятствия и возможности его преодоления (связь с технической подготовкой), формирование твёрдой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; преодоление отрицательных эмоций, создание состояния психологической готовности к максимальным волевым и физическим напряжениям и к тесному взаимодействию с другими членами группы.
Ряд авторов к основным волевым качествам, которые необходимы в спортивном туризме относят: целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость, инициативность, выдержку и терпение.
Как мы видим, психофизическая подготовка по своему содержанию, осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Ряд авторов, в том числе В.А. Таймазов., Ю.Н. Федотов, Востоков И.Е., во главе подготовки туристов ставят физическую подготовку, но такой подход является односторонним и неприемлемым. По нашему мнению, за основу необходимо брать психофизическую подготовку, которая бы учитывала темп роста физических качеств и психомоторных функций, исходя из уровня прогностически значимых психофизиологических характеристик (В.П. Озеров). На рисунки 1 изображена предложенная нами схема структуры психофизической подготовки в спортивном туризме (рис. 1)
Рис. 1. Структура психофизической подготовки в спортивном туризме.
Структура (рис.1) предусматривает 3 уровня взаимосвязанных уровня психофизической подготовки (от 0 до II). 0-уровень основополагающий, это процесс целенаправленного развития психофизиологических задатков до сложных психомоторных способностей, характерных для спортивного туризма. К таким психомоторным способностям относятся: пространственная точность движений, быстрота целостного двигательного действия, временная точность движений, силовая точность движений, быстрота простой двигательной реакции. Проблема совершенствования психомоторных способностей в спортивном туризме, не нашла своего отражения в научной литературе.
I-уровень, психофизическая подготовка в спортивном туризме как комплекс психологической и физической подготовки туристов. При подготовке к маршруту (дистанции) туристы стремятся пополнить свои знания, перенимая опыт других. Использование современных портативных устройств и программного обеспечения в спортивном туризме, позволяет совершенствовать программу психофизической подготовки. Примером может служить создание многофакторных моделей пройденных маршрутов на базе спутниковых карт. С помощью этой модели можно посмотреть изменение уровня психофизических нагрузок на протяжении всего маршрута. Основой для определения уровня психофизической нагрузки является измерение ЧСС и психологического состояния с помощью упрощенного теста Люшера. Результатом таких измерений может быть определение наиболее сложных участков. По данным нашего исследования, которое проводилось в 2013 году на Северном Тянь-Шане, выявлено, что в горных походах первой категории сложности общая доля сложных участков составляет 10 %, а во второй категории сложности этот показатель начинается от 15 %. Данные участки выделяются на спутниковой карте с описанием условий их похождения, а также с добавлением демонстрирующих фотоматериалов.
Таким образом, создаваемые модели пройденных маршрутов, могут использоваться как пособия по психофизической подготовке. Данные о сложных участках маршрута выступают в качестве материала для идеомоторной тренировки. В психофизическую подготовку к сложным участкам маршрута следует также внести аутогенную и психорегулирующую тренировки, которые широко используются в спорте, но не в спортивном туризме.
II – уровень, сопутствующие виды подготовки в спортивном туризме. Эти виды находятся в тесном взаимодействии с психофизической подготовкой. Часто технико-тактическая и интеллектуальная подготовка являются частью специальной психофизической подготовки в спортивном туризме.
Заключение. Таким образом, проведенный нами анализ научной литературы по особенностям психофизической подготовки в спортивном туризме дал следующие результаты:
уточнена трактовка понятия «психофизическая подготовка в спортивном туризме». Под психофизической подготовкой в спортивном туризме, понимается единый целенаправленный процесс совершенствования психических (психологических) и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня готовности к соревновательной или походной туристской деятельности;
разработана структура психофизической подготовки в спортивном туризме;
определены основные профессионально-важные качества для занимающихся спортивным туризмом. К ним относятся в порядке важности общая выносливость; значительный объем оперативной памяти; скоростно-силовые способности; уверенность в себе; решительность; эмоциональная устойчивость; быстрое и эффективное переключение внимания; концентрация внимания; силовая выносливость; пространственная точность движений; динамическое равновесие; статическое равновесие; статическая сила; быстрота целостного двигательного действия; временная точность движений; силовая точность движений; быстрота простой двигательной реакции.
Список использованных литературных источников
Таймазов, В.А. Теория и методика спортивного туризма: учебник / В.А.Таймазов, Ю.Н.Федотов. - М.: Советский спорт, 2014. – 424 с.
Выготский, Л.С. Лекции по психологии /Л.С. Выготский.- СПб: СОЮЗ, 1997. – 143 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев.-М.: ФиС, 1991. – 324 с.
Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Астрель», 2003. – 863 с.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский. - М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов вузов /А.Г.Асмолов. - М.: Академия, 2002. – 414 с.
Федотов, Ю. Н. Организация спортивно-оздоровительного туризма: учебник / Ю. Н. Федотов. - СПб.: ООО «Аскорт»: ООО «Репринт», 2007. – 381 с.
Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров.-Дубна: Феникс+, 2002. – 320 с.