Наиболее актуальным и первичным в работе с детьми с ограниченными возможностями, является применение здоровьесберегающих технологий, включающих в себя комплекс воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка-инвалида на всех этапах его обучения и развития.
Ю.В..Науменко, подразделяет здоровьесберегающие технологии на блоки:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья,
-технологии обучения ЗОЖ,
- коррекционные технологии [1].
Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья, часто могут испытывать чувство дискомфорта, связанного с продолжительностью занятия, что приводит к быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности. Поэтому, для того, чтобы избежать этих негативных последствий, главной составляющей технологий сохранения и стимулирования здоровья выделяют динамические паузы, проводимые во время занятий, включающие в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, ритмопластики, релаксации, направленных на предупреждение переутомления, усталости и напряжения во время занятия.
Большое внимание в реализации технологии обучения здоровому образу жизни детей-инвалидов отводится специально организованной образовательной деятельности, осуществляемой воспитателями, инструкторами по физической культуре, направленной на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей с ограниченными возможностями.
Активно в процесс обучения здоровому образу жизни детей-инвалидов вовлекают их родителей, путём проведения оздоровительных праздников, игротреннингов, проектов, способствующих физическому, психологическому и социальному развитию ребенка.
Эффективной техникой в данной технологии также является самомассаж. Самомассаж — это массаж, который проводится в игровой форме с использованием весёлых стихов, ярких образов, обыгрывающих массажные движения, и выполняемых самим ребёнком. Он способствует не только физическому укреплению ребенка с ограниченными возможностями, но и оздоровлению его психики, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Часто применяемыми коррекционными технологиями в работе с детьми-инвалидами являются артикуляционная и фонетическая гимнастика, проводимая логопедом и, включающая в себя, комплекс упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения, формирования естественной речи с выраженной интонацией.
Сказкотерапия является методом, который помогает скорректировать и решить психологические проблемы личности ребенка с ограниченными возможностями: низкая самооценка, неуверенность и чувство неполноценности. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, включающее не только чтение, но и обсуждение, обыгрывание сюжета, с использованием кукольного театра, ролевых игр, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, что позволяет узнать о чувствах и переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Вспомогательным средством в коррекционных технологиях является музыкальное воздействие, которое может сочетаться в различных видах деятельности, направленное на снятие напряжение и улучшение эмоционального фона.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность повышает результативность коррекционного процесса в работе с детьми-инвалидами, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Педагог или родитель, использующий здоровьесберегающие технологии, имеет возможность строить процесс обучения с учетом индивидуальных физиологических и психических особенностей организма ребенка-инвалида, что способствует обеспечению и поддержанию достаточно высокого уровня мотивации, сумеет вовремя предупредить переутомление у ребенка.
Библиографический список:
1.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности / Ю.В. Науменко.- М.: Издательство «Глобус», 2009. -150 с.
2. Деева Е. В. Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки будущих социальных работников / Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы.- 2012.- № 11.- с. 334-338.