ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЮСШ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЮСШ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Савосина Н.Л. 1, Савосина М.Н. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Казань, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Традиционно качество подготовки спортивного резерва относится к прерогативе деятельности тренера-преподавателя. Но развитие различных форм образования в России и, в том числе, дополнительного физкультурно-спортивного образования, предполагает, что одной из главных задач, решаемой в системе образования, является повышение уровня профессионального мастерства педагогов, улучшение методического обеспечения. Процессы обновления, происходящие в системе образования, требуют совершенствования методической работы и системы методических служб. Изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы.

Методическая работа в ДЮСШ – это система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого тренера-преподавателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, на совершенствование учебно-тренировочного и воспитательного процесса ДЮСШ.

Деятельность инструктора-методиста физкультурно-спортивных организаций определена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н).

Цель исследования. Определить роль методической службы ДЮСШ в управлении качеством подготовки спортивного резерва и разработать модель деятельности данной службы по управлению качеством подготовки спортивного резерва.

Методы исследования. Анализ литературных источников, документации ДЮСШ, моделирование.

Результаты исследования. Основными должностными обязанностями инструктора-методиста, старшего инструктора-методиста, в том числе инструктора-методиста физкультурно-спортивной организации, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих являются:

- организация и проведение подготовки и переподготовки тренеров, тренеров- преподавателей;

- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проведение мероприятий физкультурно-спортивной направленности;

- набор в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом, и не имеющих медицинских противопоказаний;

- консультирование спортсменов;

- контроль за количественным и качественным составом секций (групп);

- подготовка спортсменов и судей квалификационных категорий «Юный спортивный судья» и «Спортивный судья третьей категории»;

- участие в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;

- анализ итогов деятельности физкультурно-спортивной организации и участие в планировании ее работы;

- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

- изучение, обобщение и внедрение передового опыта физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

- участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

По мнению Мишукова А.В. деятельность методическая деятельность в ДЮСШ может включать в себя:

А) анализ: актуальных и перспективных проблем спортивной школы; потребности в нововведениях (новые технологии учебно-тренировочного процесса); наличия перспективных возможностей спортивной школы; уровня деятельности структурных подразделений; готовности участников учебного процесса к инновационной деятельности; эффективности учебно-тренировочного процесса; проблем, возникающих в ходе развития спортивной школы; процесса и результата подготовки программных документов по развитию спортивной школы и других стратегических документов;

Б) прогноз: тенденций изменения ситуации в обществе, в спортивной политике с целью корректировки деятельности спортивной школы; последствий запланированных процессов для принятия соответствующих профилактических, компенсационных и коррекционных мер;

В) планирование и организация разработки и выполнения основных направлений развития спортивной школы; создание и запуск структур, обеспечивающих развитие образовательного учреждения (методический кабинет, проблемные лаборатории, реабилитационный центр и т.п.); разработку общих требований к процессам и результатам деятельности спортивной школы и критерии их оценки; мероприятия по повышению профессиональной компетенции участников образовательного процесса; изучение, обобщение и распространение передового опыта; сбор и накопление информации о значимых для школы инновациях; систему исследовательской, опытно-экспериментальной работы; систему внешних связей спортивной школы, необходимых для успешного осуществления нововведений; систему контроля инновационной деятельности;

Г) координацию совместной деятельности отдельных участников и групп образовательного процесса, включая представителей внешних организаций; взаимодействие представителей администрации, отдельных служб и подразделений, участвующих в процессе развития спортивной школы;

Д) руководство обеспечением методической, научно-практической деятельностью участников и структур образовательного процесса; созданием благоприятной, творческой обстановки;

Е) контроль реализации стратегии спортивной школы; результативность нововведений образовательного процесса; результативность внешних связей; выполнение решений в области развития спортивной школы.

Ж) разработка (организация разработки) программно-методических документов, оптимизирующих образовательный процесс; отдельных фрагментов программы развития школы; задачи спортивной школы, модели подготовленности юных спортсменов, модели выпускников спортивной школы;

З) консультирование участников образовательного процесса по инновационным технологиям; лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам специфики спортивной школы, ее задачам, процессу развития и т.п.;

И) оценка учебно-тренировочной документации (образовательной программы, учебного плана, текущих планов подготовки юных спортсменов и т.д.); предложений по организации нововведений и установлению связей с внешними партнерами; информирование администрации образовательного учреждения о ходе выполнения запланированной методической деятельности; редакция подготавливаемых к изданию материалов о развитии спортивной школы, результатах исследований, экспериментов [1].

Как можно заметить, деятельность методической службы осуществляется согласно логике цикла управления, где общие функции управления конкретизируются в специфической деятельности ДЮСШ.

Методическая работа в спортивной школе оформляется (фиксируется) документально в форме:

протоколов методических советов;

планов работы МО, лабораторий «мастер-класса»;

конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;

письменных материалов (отражающих деятельность тренера-преподавателя, МО, лаборатории «мастер-класс», по анализу и самоанализу деятельности);

аналитических справок по вопросу уровня спортивных достижений занимающихся (с графиками и диаграммами);

рефератов, текстов докладов, сообщений, текстов;

разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;

обобщенных материалов о системе работы ДЮСШ, материалов печати по проблемам физической культуры и спорта;

информации с городских методических семинаров;

дипломов, наград.

Но главным аспектом деятельности ДЮСШ Мишуков А.В. считает качество образования, которое трактуется как важнейший показатель успеха образовательного учреждения, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления.

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих обучающихся, общества, заказчика образования [2]. Каждое физкультурно-спортивное образовательное учреждение должно решать следующий комплекс задач: диагностика уровня качества подготовки спортивного резерва, моделирование желаемого уровня качества спортивной подготовки и оптимизация системы функционирования ДЮСШ в соответствие с разработанными моделями. Иными словами, полученное образование признается качественным, если его результаты соответствуют спрогнозированной цели. В этой связи спортивная школа должна: прогнозировать, проектировать, моделировать качество спортивной подготовки. Кроме этого, возникают задачи обеспечения достижения должного уровня качества и соответствие качества внешним запросам. К сожалению, в настоящее время еще слабо разработаны параметры, критерии и показатели для определения результатов педагогической деятельности, результатов образования.

Для детализации функции управления методической работой и более эффективного ее осуществления с точки зрения повышения качества подготовки спортивного резерва в спортивной школе, на наш взгляд, необходима разработки модели как методической службы ДЮСШ в целом, так и модели деятельности инструктора-методиста данной организации, как непосредственно контактирующего с тренерско-преподавательским составом. Основной формой деятельности инструкторов-методистов над методической темой является коллективная и индивидуальная работа с тренерами-преподавателями и специалистами ДЮСШ.

Моделей организации методической службы в физкультурно-спортивных образовательных учреждениях достаточно много [3, 4, 5]. Чаще всего в спортивной школе методическая работа строится на основе реализуемых в ДЮСШ видов спорта. Планированием и координацией всей работы, организацией общешкольных мероприятий занимается методический совет. Организация работы методического совета происходит на уровне учреждения – на уровне директора, его заместителей, инструкторов-методистов, руководителей методических объединений и тренеров с большим опытом работы.

В нашем случае, модель методической службы может включать в себя следующие компоненты: 1) структура методической службы, постоянными элементами которой могут являться следующие функциональные подразделения: учебно-методический отдел; тренерский совет; методический совет; методические объединения; 2) принципы деятельности; 3) функции; 4) направления деятельности; 5) формы работы; 6) результаты; 7) критерии; 8) показатели и способы отслеживания результатов.

Модель деятельности инструктора-методиста ДЮСШ: организационная, отчетно-документальная, контрольно-аналитическая, информационная, консультативная, непосредственно методическая.

Основной проблемой реализации данной модели является объективная обособленность видов деятельности инструктора-методиста. На наш взгляд, необходимо стремиться к интеграции данных направлений деятельности в перспективе достижения основной цели ДЮСШ – подготовка качественногоспортивного резерва.

Необходимо добиваться единства понимания основной цели ДЮСШ всеми участниками процесса подготовки спортивных резервов, что в свою очередь является эффективной формой организации методической деятельности тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов, в процессе которой вырабатываются, совершенствуются, детализируются, систематизируются, обобщаются единые педагогические и дидактические принципы; требования к организации образовательного процесса; критерии успешности физкультурно-спортивной образовательной деятельности; понимание достижений спортсменов на разных этапах подготовки – от СОГ до ГСС; миссия, стратегия и тактика действий административных структур.

Выводы.

Таким образом, в условиях спортивной школы на современном этапе возрастает необходимость повышения уровня качества методического обеспечения взаимодействия различных компонентов подготовки спортивного резерва. Для этого необходимо:

- создавать соответствующие организационные условия для воплощения в практику ДЮСШ передовых технологий подготовки спортивных резервов;

- согласование деятельности всех служб ДЮСШ, принимающих участие в подготовке спортивного резерва;

- концентрация ресурсов и их направленное использование для достижения основной цели ДЮСШ – подготовка спортивного резерва;

- достижение методической службой ДЮСШ интеграции решения организационных, материально-технических, информационных, научно-методических задач для достижения основной цели;

- совершенствование системы управления ДЮСШ посредством повышения квалификации методических кадров спортивной школы.

Литература

1. Мишуков А.В. Управление организационно-методической деятельностью спортивной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.В. Мишуков. – Москва, 2006. – 129 с.

2. Что такое качество образования? / Под ред. А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2009. – 272 с.

3. Методическая работа как механизм управления качеством образования: Учебно-методическое пособие / Составитель Гирба Е.Ю. - Серпухов.: МОУДПО «Учебно-методический центр», 2010 г. – 100 с.

4. Письмо "О Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации" от 12 мая 2014 года.

5. Методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва в детских спортивных школах. Деятельность методической службы / Авт.-сост. Гордеева Е.Н., Петрова И.В., Федотова И.В. – Красноярск, 2014. – 48 с.

Просмотров работы: 2952