Рассматривая современное общество можно убедиться, что большое значение на экономическом рынке имеет инновационная модель экономики. Ведущими факторами которой является интеллектуальные и творческий потенциал человека и национальная конкурентоспособность.
И поэтому будущим специалистам, сoвременное время диктует свои требования, связанные с расширением профессиональной востребованости и уровня компетенции молодого специалиста, который должен быть не только высокопрофессиональным, но и конкурентоспособными. Развитие любых отраслей сопровождается появлением новых научных направлений и технологий. Однако мало только знать о них, но еще и надо уметь работать с новыми технологиями. Таким образом, молодой специалист становится активным участником реализации высокотехнологических методов, что влечет за собой необходимость использования новых подходов к профессиональной подготовке специалиста
Цели: изучить использование инноваций в сфере образования
Задачи:
1 изучить литературу по данной теме
2 узнать полное толкование «инновации» и «образования»
3 выявить новые концепции использования инноваций
4 провести исследования
5 систематизировать полученные результаты
Предмет: Инновации. Инновации в образовании.
Методы:
1 анализ литературы, правовой документации
2 изучения обобщения практики
3 синтез
4 классификация.
1 ИнновацииВ нашей жизни мы часто слышим слово «инновация». В настоящее время используется целый ряд терминов, которые по своей сути довольно сильно подходят под определение понятия Инновация. Среди них "новшество", "нововведение", "новация" и пр. Но, учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используется именно термин "инновация", мы в дальнейшем будем использовать главным образом именно его.
Впервые понятие инновация в научном контексте было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". Он обозначил инновацию понятием "осуществление новых комбинаций". По его мнению, это понятие "...охватывает следующие пять случаев:
Изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное
Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия".
На данный момент существуют два определения инноваций:
Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновация— введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1].
Ф. Удвадиа определяет инновацию как "... относящуюся к:
а) принятию деятельности или новых технологий, являющихся новыми для организации;
б) изменениям в структуре организации или используемой в ней управленческой практике;
в) адаптации к рыночным условиям результатов внутрикорпоративных исследований и процессов организационного развития".
Р. Смитс рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели. [2]11.
1.1. Виды инноваций:ॱТехнологические — ॱполучение ॱнового ॱили ॱэффективного ॱпроизводства ॱимеющегося ॱпродукта, ॱизделия, ॱтехники, ॱновые ॱили ॱусовершенствованные ॱтехнологические ॱпроцессы. ॱИнновации в ॱобласти ॱорганизации и ॱуправления ॱпроизводством не ॱотносятся к ॱтехнологическим.
ॱСоциальные — ॱпроцесс ॱобновления ॱсфер ॱжизни ॱчеловека в ॱреорганизации ॱсоциума.
ॱПродуктовые — ॱсоздание ॱпродуктов с ॱновыми и ॱполезными ॱсвойствами.
ॱОрганизационные — ॱсовершенствование ॱсистемы ॱменеджмента.
ॱМаркетинговые — ॱреализация ॱновых ॱили ॱзначительно ॱулучшенных ॱмаркетинговых ॱметодов, ॱохватывающих ॱсущественные ॱизменения в ॱдизайне и ॱупаковке ॱпродуктов, ॱиспользование ॱновых ॱметодов ॱпродаж и ॱпрезентации ॱпродуктов, их ॱпредставления и ॱпродвижения на ॱрынки ॱсбыта, ॱформирование ॱновых ॱценовых ॱстратегий.Эффективность инновационной деятельности [4]
В ॱсовременных ॱусловиях ॱмногие ॱстраны ॱстремятся ॱеще ॱбольше ॱразвить ॱинновационную ॱдеятельность, ॱвкладывая не ॱмалые ॱинвестиции. ॱНапример, ॱГермания на ॱнаучные ॱисследования и ॱразработки ॱнаправила ॱоколо 2,7 % ॱВВП, ॱСША — 2,8 %, ॱЯпония — ॱоколо 3,5 %, ॱстраны с ॱпереходной ॱэкономикой ॱтратят ॱзначительно ॱменьше: ॱБелоруссия — 0,74 % ॱВВП, ॱРоссия — 1,04 %. ॱОднако в ॱусловиях ॱкризиса ॱмировой ॱэкономики на ॱпервый ॱплан ॱвыходит ॱзадача ॱповышения ॱэффективности ॱиспользования ॱсредств, ॱвыделяемых ॱпредприятиям и ॱнаучным ॱколлективам. В 2007 ॱгоду на ॱоснове ॱметода ॱанализа ॱсреды ॱфункционирования ॱбыли ॱрассчитаны ॱпоказатели ॱтехнической ॱэффективности ॱряда ॱстран. На ॱоснове ॱполученных ॱрезультатов ॱэффективности ॱвсе ॱстраны ॱбыли ॱобъединены в 4 ॱгруппы:
ॱинновационные ॱлидеры;
ॱинновационные ॱпоследователи;
ॱстраны-умеренные ॱинноваторы;
ॱдогоняющие ॱстраны[3]
ॱОбразование — ॱпроцесс ॱусвоения ॱзнаний, ॱобучение, ॱпросвещение. В ॱшироком ॱсмысле ॱслова, ॱобразование — ॱпроцесс ॱили ॱпродукт «формирования ॱума, ॱхарактера ॱили ॱфизических ॱспособностей ॱличности… В ॱтехническом ॱсмысле ॱобразование — ॱэто ॱпроцесс, ॱпосредством ॱкоторого ॱобщество ॱчерез ॱшколы, ॱколледжи, ॱуниверситеты и ॱдругие ॱинституты ॱцеленаправленно ॱпередаёт ॱсвоё ॱкультурное ॱнаследие. В ॱпроцессе ॱсоциального ॱпрогресса ॱобразование ॱпозволило ॱчеловеку ॱразорвать ॱсвязь с ॱприродой, в ॱкоторой ॱобъём ॱпознания и ॱдлительность ॱжизни ॱвзаимосвязаны [7].
Ещё ॱПифагор ॱотмечал, ॱчто "образование ॱможно и ॱразделить с ॱдругим ॱчеловеком и, ॱдав ॱего ॱдругому, ॱсамому не ॱутратить ॱего"..
ॱИсходя из ॱсовременных ॱвозможностей ॱиспользования ॱобязательного ॱобразования ॱнередко ॱвозникают ॱидеи за ॱнегосударственное и ॱдаже ॱсемейное ॱобразование с ॱправом ॱвыбора ॱучащимся ॱпрограмм ॱобучения, ॱподдержку ॱсамообразования, ॱнепрерывного ॱобразования в ॱтечение ॱвсей ॱдеятельной ॱжизни ॱчеловека, ॱвнешкольного, ॱдистанционного и ॱдополнительного ॱобразования и т. п.[8]
2.1 Система бразовательных учрежденийॱНачальное ॱобразование:
ॱНачальное ॱобразование ॱсчитается ॱпрактически ॱприемлемым ॱпервые ॱнесколько ॱлет ॱобучения. В ॱразных ॱстранах ॱоно ॱначинается в ॱвозрасте от ॱпяти до ॱсеми ॱлет и ॱзанимает до ॱсеми ॱлет. В ॱнастоящее ॱвремя не ॱменее 70 % ॱдетей в ॱмире ॱполучают ॱначальное ॱобразование. ॱУсилиями ॱЮНЕСКО ॱпредполагается ॱввести ॱвсеобщее ॱначальное ॱобразование в ॱбольшинстве ॱстран ॱмира к 2015 ॱгоду. ॱВозраст ॱокончания ॱначального ॱобразования в ॱразных ॱстранах ॱразличен, но в ॱсреднем ॱэто 11—12 ॱлет. В ॱбольшинстве ॱстран ॱучреждения ॱначального и ॱсреднего ॱобразования ॱразделены.
ॱСреднее ॱобразование:
В ॱразвитых ॱстранах ॱсреднее ॱобразование, ॱначиная с XX ॱвека, ॱявляется ॱобязательным и ॱвсеобщим. ॱВозраст ॱокончания ॱсреднего ॱобразования ॱобычно ॱприближен к ॱнаступлению ॱсовершеннолетия, ॱпосле ॱчего ॱобразование ॱлибо ॱзавершается, ॱлибо ॱпродолжается в ॱвысшей ॱшколе,ॱучреждениях ॱпрофессионального ॱобразованияи ॱдругих ॱобразовательных ॱучреждениях, ॱобучение в ॱкоторых не ॱявляется ॱобязательным ॱдля ॱвсех. ॱОбычно ॱсреднее ॱобразование ॱполучают в ॱподростковом ॱвозрасте, и ॱего ॱосновной ॱцелью ॱявляется ॱподготовка к ॱпродолжению ॱобразования.
Высшее образование:
В ॱотличие от ॱначального и ॱсреднего, ॱвысшее ॱобразование ॱдаже в ॱразвитых ॱстранах не ॱявляется ॱвсеобщим. В ॱнаиболее ॱразвитых ॱстранах ॱчерез ॱсистему ॱвысшего ॱобразования ॱпроходит до ॱполовины ॱнаселения. ॱОна ॱсама по ॱсебе ॱявляется ॱзначимой ॱотраслью ॱэкономики, ॱкак ॱисточник ॱнаучных ॱзнаний и ॱобразованных ॱработников ॱдля ॱпрочих ॱотраслей.
ॱТрадиционно ॱвысшее ॱобразование ॱразделяется на ॱдва ॱэтапа: ॱбакалавриат ॱимагистратура, но в ॱРоссии до ॱприсоединения к ॱБолонскому ॱпроцессу ॱтакое ॱразделение ॱотносилось ॱтолько к ॱмедицинскому ॱобразованию, а ॱвместо ॱбакалавров и ॱмагистров ॱсоветские ॱвузы ॱготовилидипломированных ॱспециалистов. ॱСпециалисты, в ॱотличие от ॱдипломированных ॱспециалистов, и ॱмагистры ॱсчитаются ॱвыпускниками ॱвторой ॱступени ॱвысшего ॱобразования, ॱони ॱполучают ॱвысшее ॱспециальное ॱпрофессиональное ॱобразование, а ॱбакалавры ॱполучают ॱвысшее ॱпрофессиональное ॱобразование, ॱони считаются ॱвыпускниками ॱпервой ॱступени ॱвысшего ॱобразования. ॱॱВыпускники ॱвузов ॱобычно ॱполучают ॱдиплом, а ॱаспирантам и ॱадъюнктам по ॱитогам ॱзащиты ॱкандидатской ॱдиссертации ॱможет ॱбыть ॱприсуждена учёная ॱстепень. На ॱпоследнем ॱэтапе ॱобучения ॱсдмпоррргрг студенты ॱобязаны не ॱтолько ॱполучать ॱобразование в ॱобычном ॱсмысле ॱэтого ॱслова, но и ॱпринимать ॱнепосредственное ॱучастие в ॱнаучных ॱисследованиях, а ॱполучение ॱдиплома ॱили учёной ॱстепени ॱзависит от ॱрезультатов ॱнаучной ॱработы. ॱНемаловажным ॱфактором ॱхорошего ॱобучения в ॱВУЗе ॱявляется ॱмотивация.[5][6]
3 Инновации в образовании
ॱПодготовка ॱвысококвалифицированного ॱспециалиста, ॱвостребованного в ॱусловиях ॱрынка, ॱспособного ॱсамостоятельно ॱпринимать ॱрешения в ॱрамках ॱпрофессиональной ॱкомпетентности – ॱглавная ॱзадача ॱпреподавателя. ॱТакая ॱподготовка ॱневозможна ॱбез ॱвнедрения ॱновых ॱформ и ॱметодов ॱпреподавания.
ॱГлавным ॱпоказателем ॱинновации ॱявляется ॱпрогрессивное ॱначало в ॱразвитии ॱобразовательного ॱучреждения по ॱсравнению со ॱсложившимися ॱтрадициями и ॱмассовой ॱпрактикой.
ॱИнновации в ॱсистеме ॱобразования ॱсвязаны с ॱвнесением ॱизменений:
в ॱцели, ॱсодержание, ॱметоды и ॱтехнологии, ॱформы ॱорганизации и ॱсистему ॱуправления;
в ॱстили ॱпедагогической ॱдеятельности и ॱорганизацию ॱучебно-познавательного ॱпроцесса;
в ॱсистему ॱконтроля и ॱоценки ॱуровня ॱобразования;
в ॱсистему ॱвоспитательной ॱработы;
в ॱучебный ॱплан и ॱучебные ॱпрограммы;
в ॱдеятельность ॱучащегося и ॱпреподавателя.
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. В дошкольном образовании большее развыитие получили игровые технологии.Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. Например, в МАДОУ ЦРР Детский сад № 2 "Золотая рыбка" г. Краснокаменска, Забайкальский края воспитателя используют разные игровые технологии. Раз в 2 месяца проводят «Олимпиаду разума». Детей разных возрастов объединяют в группы и дают задания,которые они должны вополнить. Эта олимпиада учит детей с раннего возраста работать в каманде. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
Среди игровых упражнений можно выделить те:
которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.[9]
В школьном образовании большим спросом пользуются информационно-коммуникационные технологии . Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном . Сегодня в российских школах используется около 670 тыс компьютеров. Например, в МБОУ СОШ №156 ИКТ используется в начальном образовании. В 4 классе дети изучают устройство ПК. А с 5 классса начинают изучать «робототехнику», простейшие программы программирование.
Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал:
информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”
повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
Высшее образование выступает как необходимый элемент ускорения научно-технического прогресса, что и обусловливает выделение обществом необходимых средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов. Сегодня далеко не все вузы могут обеспечить студентам получение практического опыта, и зачастую молодые специалисты оказываются неготовыми к решению практических задач. Поэтому современным российским вузам необходимы вложения в расширение практического применения интеллектуального потенциала преподавателей вузов и, конечно, студентов. Вот например, в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина приступили к реализации Проекта по созданию виртуальной среды профессиональной деятельности для обучения будущих специалистов. Студенты сами выбирают место для практики. Они могут онлайн изучить структуру той или иной компании, пообщаться с консультантом и узнать ответы на все интерисующие себя вопросы. [10]
ॱGjgh
ॱЗаключениеИзучив материал, по выбранной мною теме узнала полное толкование «инновации» и «образования» . Выявила новые концепции использования инноваций в образовании. Сделала небольшой вывод о том,что среди ॱсссс ॱприоритетных ॱзадач, ॱстоящих ॱперед ॱобразовательным ॱучреждением, ॱможно ॱвыделить:
- ॱпереход ॱподготовки ॱспециалиста на ॱкачественно ॱновый ॱуровень, ॱотвечающий ॱсовременным ॱстандартам;
- ॱинтенсивность ॱобразовательного ॱпроцесса ॱблагодаря ॱрациональному ॱсочетанию ॱтрадиционных и ॱинновационных ॱформ ॱобучения;
- ॱвнедрение ॱсовременных ॱинновационных ॱтехнологий ॱпри ॱодновременном ॱусилении ॱпрактической ॱнаправленности;
Список литературыॱФедеральный ॱзакон «О ॱвнесении ॱизменений в ॱФедеральный ॱзакон „О ॱнауке и ॱгосударственной ॱнаучно-технической ॱполитике» N 254-ФЗ от 21 ॱиюля 2011 ॱгода
ॱБазилевич В. Д. 12. 1. 2 ॱНеортодаксальна ॱтеория Й. А. ॱШумпетера //ॱИстория ॱэкономических ॱученых: У 2 ч.. — 3-е ॱиздание. — К.: ॱЗнання, 2006. — Т. 2. — С. 320. — 575 с.
ॱ0 ॱРубрика: ॱМенеджмент.ॱИсточник: ॱЯголковский С.Р., ॱПсихология ॱинноваций.
Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. — 2002. — № 12. — С. 3—26.
Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний = HowBreakthrouthsHappen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. — М.: Вильямс, 2007. — 304 с.
.Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с
СловарьУшакова
В. В. Кумарин. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе М., 1996
Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.
Глава 25. Инновационные процессыв образовании. Повышение квалификацииучителей. § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности.