Введение. Целью данной работы является исследование методологии курса физики и современного естествознания и эффективных практических методов освоения отдельных тем на примере разработки лабораторной работы по теме «Вольт-амперные характеристики светодиодов» с помощью конструктора «Знаток». Методы исследования: теоретический и экспериментальный.
Задачи:
1.Изучение электронного конструктора «Знаток» и внедрение его в лабораторную работу;
2.Разработка лабораторной работы по курсу физики и современного естествознания на тему «Вольт-амперные характеристики светодиодов» с помощью конструктора «Знаток».
Рассмотрение данной темы в работе является актуальной для студентов первых и вторых курсов, так как изучению светодиодной техники по программе бакалавриата специальности «Инноватика» уделяют мало внимания. Студент, освоивший данную тему, с легкостью сможет разобраться с инновациями, в которые внедрены и используются светодиоды.
Светодиод (Рис. 1) или светоизлучающий диод (СД, СИД; англ. light-emitting diode, LED) - полупроводниковый прибор с электронно-дырочным переходом, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока в прямом направлении.
Рисунок 1 - Светоизлучающий диод
Для освоения эффективных практических методов исследования методологии курса физики и современного естествознания была разработана лабораторная работа для студентов на тему «Вольт-амперные характеристики светодиодов». Главной целью, которой является изучение ВАХ (вольт-амперных характеристик) светодиодов и исследование способов их освоения, построение вольт-амперных характеристик по измеренным значениям силы тока и напряжения, расчет сопротивление гасящего резистора. В ходе выполнения данной работы используются следующие инструменты: мультиметр, гальванический элемент, светодиоды двух типов (красный и зеленый), реостат.
Перед студентом поставлены следующие задания:
Задание 1
Ответить на следующие вопросы:
1. Светодиод - полупроводниковый прибор с электронно-дырочным переходом, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока в прямом направлении.
2. Принцип работы: при пропускании электрического тока через p-n переход в прямом направлении, носители заряда - электроны и дырки - рекомбинируют с излучением фотонов (из-за перехода электронов с одного энергетического уровня на другой).
Задание 2
1. Соберите электрическую цепь, по схеме, Рисунок 1(свечение зеленого светодиода).
Рисунок 1 - Основная схема включения светодиода
2. В реостате выставить максимальное значения сопротивления (50 кОм). С помощью мультиметра измерить напряжение, сопротивление и силу тока.
Занесите измеренные значения в таблицу 1.
3. Изменяя сопротивление реостата (40; 30; 20; 15; 10; 5 кОм), измерьте силу тока и напряжение. Запишите полученные значения I1 и U1в таблицу 1.
Таблица 1 - Результаты измерений
R, кОм |
50 |
40 |
30 |
20 |
15 |
10 |
5 |
I1, мА |
2,2 |
2,8 |
4,3 |
8,5 |
9,1 |
23,5 |
26,8 |
U1, В |
1,29 |
1,32 |
1,52 |
1,8 |
1,9 |
2,4 |
2,47 |
I2, мА |
2,62 |
1,88 |
4,3 |
6,4 |
8,3 |
13,4 |
27 |
U2, В |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,42 |
1,44 |
1,55 |
1,57 |
Задание 3
Свечение красного светодиода. Повторите проделанные расчеты, используя красный светодиод. Запишите полученные значения I2 и U2 в таблицу 2.
Таблица 2 - Результаты измерений
R, кОм |
50 |
40 |
30 |
20 |
15 |
10 |
5 |
I1, мА |
1,2 |
3 |
4,3 |
5 |
7 |
19 |
25 |
U1, В |
1,35 |
1,4 |
1,45 |
1,5 |
1,55 |
1,7 |
1,72 |
I2, мА |
2 |
1,88 |
4,2 |
5 |
6,3 |
9,4 |
24 |
U2, В |
1,2 |
1,27 |
1,3 |
1,36 |
1,38 |
1,4 |
1,42 |
Задание 4
По заданным значениям постройте на одном графике зависимости силы прямого тока от напряжения для двух видов светодиодов (Рис. 2).
Рисунок 2 - Зависимости силы прямого тока от напряжения для двух видов светодиодов
Задание 5
Сравнить график теоретический зависимости силы прямого тока от напряжения для двух видов светодиодов с полученным практическим (Рис. 3). Сделать вывод.
Рисунок 3 - Вольт-амперные характеристики светодиодов
Построив график вольт-амперной характеристики для двух видов светодиодов, студенту необходимо сделать вывод о проделанной работе: чем больше напряжение, тем больше сила прямого тока. Зависимость прямая.
Задание 6.
Зная характеристики светодиода и напряжение источника тока, студенту необходимо рассчитать, какое сопротивление должен иметь гасящий резистор.
Включите гасящий резистор в цепь и наглядно проверьте.
Исходя из ВАХ (Рисунок 3) видно, что для разных светодиодов при токе 20 мА мы имеем разное падение напряжения: 1,4 В для красного светодиода, 1,52 В для зеленого. Для батарейки 3 В на гасящем резисторе должно в первом случае "упасть" 1,6 В, что при 20 мА произойдет при значении сопротивления резистора в 1,6 В / 20 мА=80 Ом. Во втором случае имеем, соответственно, 1,48 В / 20 мА=74 Ом.
Вывод: В ходе проделанной работы были изучены ВАХ (вольт-амперные характеристики) светодиодов и исследованы способы их освоения студентами, построены графики вольт-амперных характеристик по измеренным значениям I и U, рассчитано сопротивление гасящего резистора.
В статье была разработана и проделана лабораторная работа с помощью электронного конструктора «Знаток». Данная работа по курсу физики и современного естествознания на тему «Вольт-амперные характеристики светодиодов» имеет практическую значимость для студентов технической специальности и может быть использована как практический метод усвоения вольт-амперных характеристик светодиодов.
Список используемой литературы
1 Определение светодиода и его конструкция [Электронный документ] URL: http://www.svetozone.ru/press/theme/leds/leds_9.html
2 Схемы включения светодиодов [Электронный документ] URL: http://electrik.info/main/praktika/843-horoshie-i-plohie-shemy-vklyucheniya-svetodiodov.html
3 Проблемы, теория и реальность светодиодов для современных систем отображения информации высшего качества [Электронный документ] URL: http://www.kit-e.ru/articles/led/2005_5_48.php