В соответствии с программой Постановления Правительства Москвы № 413-ПП от 6 сентября 2011 года «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве» до 2020 года в Москве будет оборудовано и построено 255 транспортно-пересадочных узлов [2].
Предметом исследования является реконструкция ТПУ «Щукинская». По территории района проложено 35 маршрутов наземного городского транспорта, а также 12 маршрутов коммерческого транспорта с общим числом пассажиропотока 131 500 человек в день (рис.1).
Рис. 1. Пассажиропоток в районе ТПУ, чел/ч [3]
Станция метро «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии была открыта в 1975 году, и является частью действующего транспортно-пересадочного узла, в который помимо станции метрополитена входят остановки трамвая, автобусов, маршрутных такси. Помимо общественных остановок на территории ТПУ «Щукинская» находятся торговые многофункциональные комплексы (ТЦ «Щука», ТЦ «Алые паруса», ТЦ «Мираторг»).
В рамках реконструкции предусматривается:
на пешеходных переходах, оборудованных светофорами, увеличить длительность светофорных фаз, что значительно снизит риск ДТП (рис. 2) и повысит комфорт пешеходов;
строительство перехватывающей многоярусной парковки для снижения загазованности территории;
в проблемных местах, где необходим въезд служебных автомобилей и автомобилей, обслуживающих торговые точки, установка устройства «Стопмобиль».
Рис.2. Статистика ДТП в районе Щукино с 2000 по 2012 годы [3]
ТПУ «Щукинская» уже сейчас является местом скопления большого количества людей, что может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС), в т.ч. социального характера. После реконструкции из-за увеличения пассажиропотока в ТПУ риски совершения актов незаконного вмешательства в его функционирование существенно возрастут. Поэтому необходимы обоснованные мероприятия комплексной безопасности транспортно-пересадочного узла.
В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости предусматривается оснащение ТПУ «Щукинская» комплексной системой безопасности, включающей в себя следующие подсистемы:
подсистема охранного теленаблюдения за транспортной и общественной зонами;
подсистема ОПС (система охранно-пожарной сигнализации) и СКУД (система контроля и управления доступом) для своевременного обнаружения факта несанкционированного доступа в контролируемые помещения, обнаружения возгорания, контроля и управления доступом в различные зоны объекта, контроля рабочего времени сотрудников;
подсистема оповещения, предназначенная для оповещения сотрудников, водителей и пассажиров о прогнозируемых и возникших ЧС;
взрывобезопасная урна «ЩИТ-1», разработанная группой компаний «Интегрированная безопасность».
Использование этих мероприятий позволит повысить уровень безопасности и антитеррористической защищённости ТПУ после его реконструкции на 10…15%.
Литература
Edeltraut HÖfer, Torben Heinemann, Stephan Rausch, Dr. Dieter Auspurg. MultimodaleMobilität//StadtentwicklungsplanVerkehr und ÖffentlicherRaum – 29.05.2015. – №56 – С.85-92.
О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве [Электронный ресурс]// Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. – текст. и граф. дан. – 2015 – URL: http://stroi.mos.ru/ (дата обращения 21.01.2016).
Городские проекты. Предложения по повышению пешеходной доступности станции метро «Щукинская» посредством благоустройства прилегающих территорий [Электронный ресурс]// – Электр. текст. и граф. дан. – 2014. – URL: http://city4people.ru/projects/posts/posts_234.html (дата обращения 21.01.2016).