ПЕРФОРМАНС КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗАКРЫТОЙ» ИСТОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕРФОРМАНС КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗАКРЫТОЙ» ИСТОРИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Екатеринбург – большой город с большой историей. История города кроется в немалом количестве архитектурных сооружений, но есть массив невостребованной индустриальной застройки, который на самом деле может рассказать реальную историю города.

Складывается впечатление, что жители Екатеринбурга мало знакомы с историей города, и не имеют к ней полноценного доступа, возможности «прикоснуться». Проблема «закрытой», недоступной истории актуальна. Несмотря на то, что есть много способов узнать о ней (например, библиотека, музей), население теряет интерес к истории как таковой, поскольку коммуникативные подходы институций однообразны на протяжении длительного времени: как правило, это экскурсии по экспозициям. Дело в том, что музей зачастую выполняет функцию научного института, задача которого заключается в сохранении культуры, создании фактологической картины истории. И задача художественного представления образа города может оставаться вне поля деятельности музея.

Есть существенные различия в восприятии художественного и фактологического (исторического) образа города. Сравним музейные экспозиционные практики и перформанс как способ выражения художественного образа. Музей – это часто презентация пластического искусства, а перформанс – это практика вовлечения зрителя, которую можно отнести к пространственно-временному интерактивному искусству. При реализации художественного замысла через перформанс со стороны зрителей наиболее полно задействуется сенсорная система организма: обоняние (которое тесно связано с ощущением вкуса) и осязание, зрение и слух, что в конечном итоге дает значительно больший эмоциональный отклик у зрителя [5].

Чтобы интерес к истории не только держался, но и возрастал, необходимо использовать всевозможные способы коммуникации с аудиторией. Выход за рамки музейной территории в пространство, содержащее исторический и реальный географический контекст, – это один из способов практики сближения людей с историей. В условиях открытого города данная проблема нуждается в осмыслении и репрезентации.

Выбор подхода к аудитории должен быть основан на том, что в данное время актуально и популярно среди населения. Сейчас возрастает интерес к современному искусству. Ярким примером является Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Первую биеннале, если брать во внимание все площадки, посетило около 30–40 тысяч человек, вторую – около 60 тысяч человек [4]. По последним подсчетам, третью биеннале посетило более 100 тысяч человек. Количество посещений растет с каждой биеннале, что говорит об интересе людей к современному искусству. Все возрастные категории граждан, включая детей и пожилых людей, посещали выставки, слушали лекции. Следовательно, сегодня можно рассматривать решение проблемы репрезентации истории города через призму современного искусства как актуальный тренд.

Поскольку одним из популярных способов затронуть острые социальные и гуманитарные проблемы в современном искусстве является перформанс, для большего понимания этой художественной практики обратимся к этимологии данного слова. Термин «перформанс» происходит от английского «performens», что означает «представление», «действие». Перформанс специализируется на изображении переживаний, состояний сознания, социально-психологических явлений. Средством и материалом творчества в перформансе служат тело, внешняя обстановка, жесты, действия художника относительно самого себя, другого человека или относительно каких-либо предметов. В основе перформативных практик лежит некая актуальная проблематика и художественный замысел, а смысл эмоционально доступен, но не всегда очевиден в первом приближении [3].

Так, например, с помощью перформативных практик над проблемой «закрытой» истории работала арт-группа «Мыло», в состав которой входят художники Семен Мотолянц и Дмитрий Петухов. Группа работала в рамках специального проекта первой Индустриальной биеннале современного искусства на самом культовом уральском заводе – УЗТМ [7]. В течение пяти дней перформанса, устроенного арт-группой, три тысячи кусков хозяйственного мыла прошли несколько стадий, теряя и вновь приобретая свое исходное состояние.

В течении первого дня куски мыла собирались в структуру. Мыло выставлялось рядами, друг за другом в доминошную дорожку, которая на следующий день превратилась в гигантскую цепочку упавших мыльных брусков, что символизировало крушение прежней социальной и идеологической системы. По упавшему мылу проезжал асфальтоукладчик. Машина давила мыло в сплющенный пласт и выравнивала полученный слой, что означало образование нового социального единства. Нового, которое получено путем коррозии прежнего.

На третий день мыло варилось в металлических тазах. Смятые результаты предыдущих технологических операций переводятся путем нагрева в жидкое агрегатное состояние. Мыло бурлило, как голос из прошлого, издавая специфический запах. Этот запах должен был провоцировать у зрителей воспоминания о советском быте, давить, не давать сконцентрироваться на чем-то другом. Создавалось впечатление, что атмосфера хочет поглотить и показать, как было тяжело, невыносимо. Такой прием использовался не только для осознания зрителями, как сложна была и непредсказуема функционирующая система, как на заводе, так и в государстве, но чтобы и физически люди могли почувствовать себя плохо. Чтобы, получив неприятные ощущения, смогли выйти на эмоциональный уровень восприятия метафоризированных в перформансе процессов.

День четвертый – своеобразная кульминация проекта под названием «Проход домой». Авторы перформанса возвращались «с работы домой» по реальному городу в вечерний час пик, в буквальном смысле обмыленные с ног до головы.

На пятый день рабочей недели мыло вновь переводили в твердое состояние, из множества кусков образовался мыльный монолит из блоков. Все то же мыло, но лишь другой формы. Как новое, пришедшее взамен старому, но, тем не менее, сделанное из прошлого, из того, что уже было, жертвами людских сил, здоровья.

Этот проект создан специально для Екатеринбурга, специально для заводского пространства [6]. Завод УЗТМ имеет насыщенную историю. Именно благодаря его пространству, наполненному историей трудового подвига и социального уклада, этот перформанс обладает особым историческим смыслом. В нем были проведены смысловые параллели между превращениями мыла и жизнью завода, предприятия, которое, в свою очередь зависело от государственной обстановки. В цехах завода за всю его историю изготовили огромное количество разного рода машин, труб. В Великую отечественную войну работа была перенаправлена на снабжение фронта. В цеху, где был осуществлен перформанс, прежде трудились рабочие. Не просто трудились, а, как говорится, пахали, не жалея сил во благо «светлого будущего». Сейчас их там нет, но их образы с помощью своеобразного спиритического сеанса возникали. Все огромное пространство цеха пропитано людскими стараниями, страданиями, силами, что потрачены в работе. Труд невозможно выразить словами, поскольку он невероятен в своих масштабах. Однако, его парадоксальным образом можно вместить в кусок мыла, что и сделали художники. Состояния хозяйственного мыла в этом проекте образно соответствуют этапам развития индустриализации в общей истории человечества. Также наглядно представлено «замыленное» состояние рабочего человека, который циклично, изо дня в день, выполнял одну и ту же работу. Перформанс очень метафоричен, что дает возможность соотнесения его действия с историей завода УЗТМ и города Екатеринбурга, а также с предприятиями всей страны, а далее отнести к государственным перестройкам и даже провести параллели с современной обстановкой.

Искусство может помочь не только ознакомить с историей, но и осмыслить прошлую и настоящую модернизацию в России, критически взглянуть на сегодняшние социальные и гуманитарные проблемы. Использование художественных приемов, метафор, проведение ассоциативных линий помогает доступным, понятным языком донести до аудитории нужную информацию. Помогает разрушить барьер между зрителем и экспозицией. Например, при заводе УЗТМ есть музей, где представлена традиционная фактологическая информация о работниках завода, самом заводе, его истории и его значимости. Но художественный опыт позволяет прочувствовать историю иначе, пропустить через сердце. В перформансе художник интерпретирует факты, репрезентирует их художественными средствами, реализует через личное понимание красоты. Художник хочет показать либо эстетику, либо антиэстетику с помощью влияния на органы чувств зрителя. Это демонстрирует пример перформанса группы «Мыло».

Нужно сказать, что тема художника, завода, истории места и местной идентичности актуальна и в мировом искусстве. Так, например, американская художница Энн Хэмильтон создала один из проектов в закрытой текстильной фабрике [1]. Кара Уолкер (из штата Калифорния) весной 2014 года реализовала арт-проект в стенах промышленного производства Domino Sugar Factory в Бруклине [2].

Перформанс – одна из форм современного искусства [8], через которую для людей может открыться не только внутренняя жизнь закрытого предприятия, но и в целом внутренняя жизнь города. Через перформативные практики за стенами музеев и галерей, в пространствах, насыщенных историей, сделать «закрытую» историю закрытого предприятия «открытой», доступной, представляется возможным и очень эффективным.

Литература

1. Ann Hamilton studio, a border act. 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.annhamiltonstudio.com/projects/ghostaborderact.html. – Дата обращения 15.11.2015.

2. Creativetime [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativetime.org/projects/karawalker/. – Дата обращения: 18.11.2015.

3. Гарбуз, А. А. Концепт «перформанс»: появление субъекта [Электронный ресурс] / А. А. Гарбуз // Известия Тульского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2013. – № 3-1. – С. 173-182. – Режим доступа: http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/137142450. – Дата обращения: 16.11.2015.

4. Жога, Г. Себя показать [Электронный ресурс] / Г. Жога // «Эксперт Урал». №17 (643) 20 апреля 2015. – Режим доступа: http://expert.ru/ural/2015/17/sebya-pokazat/. – Дата обращения: 17.11.2015.

5. Перформанс в искусстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repetitora.com/performans-v-iskusstve. – Дата обращения: 17.11.2015.

6. Перформанс "Рабочая неделя" группы "Мыло" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ncca.ru/events.text?filial=5&id=760. – Дата обращения: 16. 11. 2015.

7. "Рабочая неделя" перформанс группы "Мыло" (Семен Мотолянец, Дмитрий Петухов) 2010, Уралмашзавод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uralbiennale.livejournal.com/19419.html. – Дата обращения: 16.11.2015.

8. Савчук, В. В. Что исполняет перформанс? [Электронный ресурс] / В. В. Савчук // Санкт-Петербургское Философское Общество – Портал Петербургской философии. 2009. – Режим доступа: http://www.spho.ru/library/44. – Дата обращения: 17.11.2015.

9. Тимощук, А. Организационно-содержательные условия реализации проекта «II Уральская индустриальная биеннале современного искусства» [Электронный ресурс] / А. Тимощук, Н. Сербина. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1107/11657. – Дата обращения: 17.11.2015.

Просмотров работы: 576