В 2015 году в Екатеринбургской академии современного искусства прошел I Открытый конкурс «ART-менеджер года». Данный проект имел цель – развивать и поддерживать партнерство государственных структур (Управление культурой Администрации города Екатеринбурга) и общественности через организацию конкурса проектов социокультурной направленности. Привлечение альтернативных ресурсов, выявление эффективных инноваций, создание интеллектуальной платформы для создания новых технологий управления в сфере культуры – это лишь небольшой перечень тех задач, которые поставили перед собой организаторы конкурсного проекта. Но, пожалуй, самый важный итог проведенной работы заключается в том, что студенты академии непосредственно получили возможность повысить свои профессиональные компетенции, необходимые для эффективной деятельности в области менеджмента культурных проектов.
С чем была связана необходимость организации академией такого формата мероприятия? С одной стороны, мы знаем, что Екатеринбург славится своей активной культурной жизнью, многообразием форм творческих мероприятий. С другой стороны, нельзя не отметить проблемы, которые связаны с острой нехваткой специалистов профиля «арт-менеджмент в сфере культуры». Известно, что только настоящий профессионал способен распознать подлинное явление культуры и создать на его основе коммерчески успешный или социально значимый проект. Организация и проведение конкурса на базе ЕАСИ способствует выявлению творческого потенциала в сфере культурного менеджмента.
Анализ результатов, проведенного в 2015 году конкурса «ART-менеджер года», позволяет обнаружить сильные и слабые стороны названного мероприятия. К положительным сторонам проекта можно отнести следующие показатели:
большое количество участников;
На конкурс было подано более 40 заявок от творческих команд, реализующих в городе свои социокультурные проекты. Это детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, Библиотечный центр «Екатеринбург», Городской Дом музыки, музей «Крылатая гвардия», Театр балета «Щелкунчик», Галерея уличного искусства «Свитер», креативное агентство «Фата-Моргана» и другие.
аккумуляция оригинальных идей по культурным проектам;
Многие проекты отличались инновационными идеями и подходами, ломающими «рутинность» и «закостенелость» устаревших форм работы в сфере культуры. Стремясь к модернизации культурных мероприятий, авторы отдельных проектов смело вскрывали сложившиеся стереотипы и стандарты, мешающие творчеству и новациям.
хорошие условия для проведения конкурсных мероприятий;
Проведенный на базе МБОУ ВПО Екатеринбургская академия современного искусства (ЕАСИ) при поддержке Управления культуры Администрации города Екатеринбурга конкурс технологий управления в социокультурной сфере «АRТ-менеджер года» показал, что академия располагает всеми необходимыми площадками для проведения конкурса. Более того, пространство ЕАСИ – хорошая возможность непосредственного общения и взаимодействия между властными и общественными структурами.
Определяя положительные стороны проведенного конкурса, нельзя забывать и о проблемах, которые касаются не только организационных моментов данного мероприятия, но и обнаруживают общие трудности, связанные с разработкой и реализацией проектов и программ, оптимизирующих социокультурную сферу. Во-первых, не отлажены механизмы «поддержки» претворения проектов, победивших в конкурсе. Со стороны Управления культурой Администрации города Екатеринбурга не был проявлен интерес как к победителям конкурса, так и к их идеям и проектам. Во-вторых, организаторами конкурса было обещано, что все проекты, получившие премии «ART-менеджер года», украсят страницы каталога лучших проектов «Современные технологии арт-менеджмента в социокультурной сфере», который подготовит к изданию Екатеринбургская академия современного искусства. Более того, экземпляры этого издания получат все руководители екатеринбургских учреждений культуры в качестве наглядного пособия по успешной реализации будущих культурных проектов. Однако данное обещание так и не получило своего воплощения. В-третьих, претензия конкурса на то, что молодые специалисты могут проявить себя и продвинуть свои проекты, на деле обнажила «застарелую» проблему – отсутствует поддержка молодых кадров, в том числе с прохождением практики и трудоустройством. Как недоработку организаторов конкурса следует считать отсутствие точных критериев определения победителей. Так, например, на конкурс были представлены проекты как уже реализующиеся, так и макеты будущих проектов. Возникает вопрос: могут ли они конкурировать по общим критериям? Далее возникает другой закономерный вопрос, будет ли оказана помощь в реализации победивших проектов?
В 2016 году планируется проведение следующего конкурса «ART-менеджер года». В связи с чем, необходимо критически переосмыслить опыт предшествующего мероприятия и внести коррективы в организацию и проведение нового конкурса.
Предлагаем внести следующие новации:
1) привлечь в качестве конкурсантов управленческий состав: начальников, руководителей, заместителей руководителей учреждений (организаций) культуры, в том числе заведующих отделами культуры Администрации Екатеринбурга и Свердловской области;
2) найти реальных заказчиков, которые будут как членами жюри конкурса, так и спонсорами реализации лучших проектов в различных учреждениях города и области;
3) расширить перечень номинаций и разработать критерии оценки проектов. Например, номинации могут быть такие: «Лучшая технология социокультурного проекта», «Лучшая разработка по PR-сопровождению и поддержке социокультурного проекта»; «Лучшая разработка по привлечению средств (фандрайзинг, краудфандинг)»; «Лучшее IT сопровождение социокультурного проекта».
В заключение необходимо отметить следующее. Конкурс «ART-менеджер года» как соревнование, имеющее целью выделить новаторов оригинальных проектов и наилучшие проектные работы, становится стимулом формирования мотивации и самоактуализации арт-менеджеров. Проведение конкурса необходимо продолжать.