УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ЕКАТЕРИНБУРГА: СТИХИЯ И ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ЕКАТЕРИНБУРГА: СТИХИЯ И ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день все больше актуализируются процессы продвижения и брендирования территории. В данные практики вовлечены и уральские города – Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Пермь и другие. Екатеринбург также не остается в стороне, его главной задачей становится преодоление стереотипного образа города-завода.

Одним из способов изменения и преобразование пространства может являться уличное искусство, создающее новые визуальные образы, которые привлекают внимание и способны стать новыми ассоциациями с городом – «освежить» серые улицы города-завода.

Современный художественный дискурс определяет уличное искусство или стрит арт (англ. Street art – уличное искусство) как направление в современном изобразительном искусстве, носящее ярко выраженный урбанистический характер. На ранней стадии своего развития уличное искусство наиболее активно проявлялось в условиях политической, экономической и социальной протестной ситуации [13].

Провозвестниками современного стрит-арта можно считать футуристов, так как они призывали к выходу искусства из музеев на улицы (Д. Бурлюк прибивал свои картины к стенам зданий), к эстетическому освоению городов (супрематический Витебск К. Малевича) и т.д. По поводу акции Д. Бурлюка о вывешивании картин на улицу в марте 1918 года газеты иронизировали: «Почему бы не превратить стены домов и специальные витрины в постоянную выставку картин? Зачем человеку заходить внутрь здания или стены музея, - пусть картина и скульптура сама идет навстречу зрителю» [3; с. 168-169]. Индустриальный город рассматривался художниками как арена для реализации их утопических идей о построении нового мира и нового человека средствами искусства. За пределами футуризма город чаще всего интерпретируется как пространство подавления, как «физически и идеологически угнетающая среда, приобретшая бесчеловечные, антигуманные черты» [4, с. 84].

«Будучи изначально явлением маргинальным, субкультурным, к концу 1980-х гг. стрит-арт, благодаря деятельности таких талантливых его представителей как Ж.М. Баския, К. Херинг, К. Шарф, оказывается «легализован» в качестве самостоятельного вида современного искусства. Стрит-арт включает в себя различные виды художественной деятельности, осуществляемые в пространстве города силами по большей части непрофессиональных художников» [14].

«Стремительность развития уличного искусства охватила к началу 21 века все развитые страны. Стрит арт прошел путь от простейших граффити конца 1960-х годов до огромных настенных росписей, отражающих настрой художника, или являющихся реакцией на политические события в стране, или же просто имеющих своей целью преображение того или иного района города.» [13].

На рисунке 1 московским художником Дмитрием Aske представлена связь между граффити, стрит-артом и другими художественными течениями. В левом столбце перечислены факторы, повлиявшие на современное уличное искусство: это пропаганда, реклама, монументальное искусство СССР и так далее [10]. На данной схеме можно заметить переход от маргинальной стадии стрит-арта: паблик-арт, реклама и т.д., к институализированной – стрит-арт в галереях и музеях.

Рисунок 1.

По мнению куратора петербуржского Музея уличного искусства Михаила Астахова, стрит-арт может разделяться на несколько направлений:

1) стрит-арт как стрит-арт (одноименное название стиля графического уличного искусства, близкое к классической, часто сюжетной живописи);

2) стрит-арт как стикер-арт – наклейки;

3) трафареты (как раз то, чем знаменит англичанин Бэнкси);

4) уличное вязание – менее легальный yarnbombing и более легальный urban knitting;

5) граффити – всевозможные «стайлы», «буквы», «подписи» и «линии»;

6) мозаичные работы и квази-мозаика, и еще множество различных видов творческого высказывания, включая всевозможные скульптуры, микро-стрит-арт и прочее подобное [15].

Что касается самого визуального образа, создаваемого уличными художниками, то можно говорить о следующих составляющих, которые можно заметить и в работах уличных художников Екатеринбурга:

- масштабность (как монументальное изображение: работы художников «Такнадо», Тимофея Ради и др., так и микро изображение: работы Алексея Меньшикова, Славы PTRK и др.);

- доступность – минимальное расстояние между художником и зрителем, мгновенная скорость реакции на творческий акт, независимость от демографических и социальных признаков;

- средство выразительности: чаще всего это цветное изображение, нанесенное на какую-либо поверхность городского пространства, которое становится частью изображения (не только фоном, но и смысловым полем: например работы Славы PTRK из серии «Одиночество»), реже – это арт-объекты (работы художников «Такнадо»);

- некоммерческая цель (в отличии от наружной рекламы): одно из направлений творчества Тимофея Ради можно определить как противопоставление искусства рекламе – его проект «Без лишних слов» (2012 г.) включал в себя написание коротких фраз, такие как «Спасибо», «Завтра важный день» и др., на пустых рекламных щитах. Таким образом простые фразы были похожи на рекламные слоганы, но, в отличие от наружной рекламы не вызывали негатива и отторжения и производили положительный эффект. «Таким образом, можно говорить о том, что художественные проекты в общественных пространствах, направленные против распространенных рекламных технологий, «низвергают» рекламу с ее «пьедестала», отвоевывая ментальное и физическое место для важных высказываний» [8];

- позитивное восприятие (работы Славы PTRK) или побуждение к действию или размышлению: по словам известного не только в России представителя уличных художников в Екатеринбурге Тимофея Ради, «архитектурные концепции, которые легли в основу планировки многих советских городов в своё время, были живыми и интересными, но сейчас пребывают в состоянии клинической смерти. Нужно заново вдохнуть жизнь в эти идеи, вернуть им чистоту или заменить их чем-то новым. Уличное искусство в этой ситуации — как живая вода» [11].

Паблик-арт и стрит-арт в своих сообщениях и «посланиях» на видеоэкранах, билбордах, обычных стенах и заборах и просто городских улицах на понятном для жителя современного мегаполиса легко прочитываемом визуальном языке рассказывают о гуманистических ценностях. Основоположником этого явления в Екатеринбурге можно считать Старика Букашкина (Евгения Малахина), целью проектов которого была не только «эстетизация городского пространства, но и пропаганда таких «прописных истин», как здоровый образ жизни, забота о людях и животных и т.д. через иллюстрирование своих стихотворений» [8].

В Екатеринбурге стрит-арт появился примерно после 70-х годов прошлого века в виде различного вида граффитии скорее негативно воспринимался жителями города. Эти граффити были своего рода бунтарством подрастающего поколения, желавшие проявить себя и оставить свой «след» на улицах города. Остальными жителями города данное проявление воспринималось как порча городского имущества, если не вандализм.

С появлением разновидностей уличного искусства и, следовательно, с его развитием, стало меняться отношение к данному виду художественной практики: стали проводиться различные дискуссии, лекции, культорологические и искусствоведческие исследования данного явления. Так же стали появляться фестивали уличного искусства. Так, например, одним из первых подобных фестивалей в Екатеринбурге была «Стенограффия» – уральский фестиваль уличного искусства, где мастерам стрит-арта отводится значительная территория. Работы с фестиваля попадают в сеть и часто публикуются на зарубежных ресурсах. Изначально «Стенограффия» задумывалась как социальная акция, «акция против глухих и слепых стен, призванная разбивать серые бежевые, грязно-коричневые стены цветным и пятнами» [12; с. 8].

Еще один известный екатеринбургский фестиваль – «Длинные истории Екатеринбурга», определяемый как «срочная реанимация городской среды». «Работы участников фестиваля исполняются в техниках монументальной живописи, суперграфики или граффити на бетонных заборах, огораживающих строительные и промышленные площадки города. Главное требование к проектам – развернутое (длинное) художественное высказывание. Идея проекта отталкивается от ленточного формата бетонных заборов и их модульной структуры. Секции бетонных ограждений можно представить как последовательность кадров комикса или раскадровки кинофильма – «длинной истории» в картинках. Художникам предлагается создавать визуальные истории, развернутые в пространстве города, которые будут «считываться» по мере продвижения зрителя вдоль них» [6]. Одной из «сверхзадач фестиваля можно считать своеобразное благоустройство среды. Ярким примером совмещения создания арт-объекта в рамках фестиваля и благоустройства среды – памятник клавиатуре Анатолия Вяткина. ««Клава» стала первым в городе масштабным средовым экспериментом, который перепрограммировал коммуникативную и символическую среду прилегающей территории. Каждая кнопка бетонной клавиатуры стала импровизированной скамейкой, на которой можно посидеть, пунктом назначения свиданий, элементом интерактивных игр. Важно, что проект открыт для понимания, его смысл и значение понятны современному человеку любой расы, культуры и вероисповедания»[2].

Одним из разновидностей данных фестивалей является «Не темно», появившийся в 2011 году. Фестиваль проводится в самый короткий день в году и представляет свои художественные и визуальные образы с помощью световых инсталляций, видеопроекций и перфомансов, в которых «светящимся» объектом изображения могут быть не только городские постройки и архитектура, но и сами художники.

Появление и реализация подобных фестивалей позволяет говорить о легальности уличного искусства, вовлекая в данный вид творчества не только городских художников, но и региональных, способствует саморазвитию участников фестиваля, обмену профессиональным и творческим опытом, и появлению своего рода конкуренции. А успешное проведение подобных мероприятий подтверждает слова одного из организаторов фестиваля «Стенография» Евгения Фатеева о том, что на сегодняшний день «общество определяет развитие уличного искусства» [7]. Это подтверждается еще одним ярким примером: инцидент с «Абажурами» Тимофея Ради, впервые появившимися в январе 2013 г. в рамках фестиваля «Не темно». Данный пример показал противостояние общественности, признавшей и одобрившей (хоть и не сразу) появление такого рода арт-объекта, и властей, не одобрившей своевольность уличного художника и посягательство на городские объекты [1].

Одновременно с тем, что «общество определяет развитие уличного искусства», осуществляются различные культурологические и искусствоведческие исследования и дискуссии на тему стрит-арта. Кропотов С.Л. считает, что Тимофей Радя, на работы которого он опирается в своих исследованиях, – наиболее интересный художник екатеринбургского стрит-арта [9; с. 131-133]. Данное и подобное проявления поднимают статус уличного искусства, и сама актуализация подобных исследований и дискуссий говорит об элитизации стрит-арта.

Помимо проведения фестивалей, появления творческих объединений (например, «Куда бегут собаки») и самостоятельного проявления творчества уличных художников, в настоящее время можно говорить об институализации уличного искусства. Главным образом это происходит через появление музеев уличного искусства, и, если в Санкт-Петербурге для этого была выделена часть действующего завода, то в Екатеринбурге, можно сказать, у уличного искусства появился свой дом и «свитер». «Свитер» – уникальное заведение – первая на Урале галерея уличного искусства, представляющее собой бескрайний лабиринт с арт-работами, где новое можно искать бесконечно. Единственное, что отличает работы в «Свитере» от уличных - они в безопасности. Никто не снесет и не сломает их [5].

Институализация подобного рода творчества, закрепление его за определенным местом, зданием, подтверждает, что стрит-арт становится неотъемлемой частью городской культурной и даже досуговой (например, проведение выставок стрит-арта) жизни.

Таким образом, можно говорить о том, что уличное искусство в Екатеринбурге прошло свой путь от маргинальности, почти запретного вида творческого самовыражения, до интитуализации и принятии его горожанами, начинающими «ощущать свою сопричастность к общественным пространствам» [8].

Литература

1. Абажуры Тимофея Ради уберут с проспекта Ленина [Электронный ресурс] // Новости е1.ru. – Режим доступа : http://www.e1.ru/news/spool/news_id-381772.html, свободный. – Дата обращения: 04.07.2015.

2. Аллахвердиева, Н. Современное искусство в городской среде: стратегии, ресурсы и технологии [Электронный ресурс] / Н. Аллахвердиева // При Паблик Арт. – Режим доступа : http://www.propublicart.ru/publication?id=18, свободный. – Дата обращения: 07.07.15

3. Бобринская, Е. Русский авангард: границы искусства [Текст] / Е. Бобринская. – Москва : Новое литературное обозрение, 2006. – 304 с., ил.

4. Богомяков, В. Г. Дискурс неимперского пространства [Текст] / В. Г. Богомяков, С. В. Рассказов, Ф. С. Корандей. – Екатеринбург : Дискурс Пи, 2012. – С. 84.

5. Бывший «ПВ», уральский стрит-арт и Ройзман на потолке [Электронный ресурс] // Выбирай. – Режим доступа : http://ekaterinburg.vibirai.ru/articles/byvshiy_pv_uralskiy_strit_art_i_royzman_na_potolke-983750, свободный. – Дата обращения: 30.06.2015.

6. Длинные истории Екатеринбурга – 6 [Электронный ресурс] // Российская архитектура. – Режим доступа : http://www.archi.ru/events/1497/dlinnye-istorii-ekaterinburga-6-2008, свободный. – Дата обращения: 30.06.2015.

7. Королев, Н. Глобальный разум в урбаническом пейзаже [Электронный ресурс] / Н. Королев // Уральский рабочий. – Режим доступа : http://xn-----6kcabbhjttpdjeip1d1agppy8h0e.xn--p1ai/society/4913/, свободный. – Дата обращения: 30.06.2015.

8. Костина, Д. А. Визуальные практики в городском пространстве: стратегии функционирования и тактики освоения [Электронный ресурс] / Д. А. Костина, Е. В. Южакова. – Режим доступа : http://vk.com/doc4362897_412229579?hash=9011bb12cf61e9c3d3&dl=497f1de500129940aa, свободный. – Дата обращения: 03.07.2015.

9. Кропотов, С. Л. Аллегории в эпоху экономимезиса: об истоках непаноптической иконографии стри-арта [Электронный ресурс] / С. Л. Кропотов // Международный журнал исследований культуры. 2011. - № 4(5). – Режим доступа : http://culturalresearch.ru/files/open_issues/04_2011/IJCR_04(5)_2011_Kropotov.pdf, свободный. – Дата обращения: 05.07.2015.

10. Плотникова, А. Конспект: 9 заметок об уличном искусстве, его истории и основных техниках [Электронный ресурс] / А. Плотникова // be in. – Режим доступа : http://www.be-in.ru/ideas/34925-chto-takoe-strit-art/, свободный. – Дата обращения: 05. 07.2015.

11. Рогалев, Е. Художник Тимофей Радя – о том, почему горожане должны выйти на улицы [Электронный ресурс] / Е. Рогалев // The Villade. – Режим доступа : http://www.the-village.ru/village/city/city-interview/141743-radya, свободный. – Дата обращения: 30.06.2015.

12. Стрит-арт Екатеринбурга, фотоальбом [Текст]. – Екатеринбург : ООО «Траст», 2010. – 288 с. : ил.

13. Цыгина, Н. А. Уличное искусство в контексте современной визуальной культуры [Текст] : автореф. дис. … канд. искус. : 17.00.04 / Н. А. Цыгина ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова». – Москва, 2015. – 25 с.

14. Чистякова, М. Г. Измени пространство – измени жизнь: социально-антропологические контексты стрит-арта [Текст] / М. Г. Чистякова // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. - №10. – С. 168-173.

15. Шарова, А. Михаил Астахов: Уличное искусство – это живой и бурлящий художественный котел [Электронный ресурс] / А Шарова // Город в лицах. – Режим доступа : http://gorod-plus.tv/blog/273.html, свободный. – Дата обращения: 29.06.2015.

Просмотров работы: 841