Фестиваль – это одна из популярнейших и интереснейших форм проведения праздника – это массовое мероприятие, с помощью которого можно привлечь внимание. А с помощью тематики фестиваля можно варьировать целевую аудиторию. Данное мероприятие всегда сопровождается большим скоплением народа, атмосферой праздника, которая объединяет людей, положительными эмоциями. Можно представить следующую классификацию фестивалей:
1. По охваченной территории:
местные;
региональные;
всероссийские;
глобальные.
2. По национальной принадлежности участников:
национальные;
международные.
3. По стоимости входа:
платные;
бесплатные;
смешанные.
4. По специализации:
в зависимости от тематики.
5. По месту проведения:
на открытой местности;
в закрытом помещении.
XIII Всероссийский фестиваль «Реальный театр" прошел в Екатеринбурге с 4 по 9 сентября 2015 года на базе Екатеринбургского театра юного зрителя, являющегося инициатором и организатором фестиваля.
«Реальный театр» - старейшая фестивальная традиция в России. Ведёт свою историю с 1990 года. Первый прошёл в статусе регионального, собрав в Екатеринбурге театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Вскоре фестиваль настолько высоко зарекомендовал себя, что по предложению Министерства культуры РФ в 1994 году ему был присвоен статус Всероссийского. За время своего существования "Реальный театр" заслужил репутацию одного из самых серьёзных и интересных российских театральных фестивалей. В 2015 году фестиваль отметил «реальное» 25-летие.
За историю фестиваля «Реальный театр» были опробованы разные методы его организации, в том числе и участие экспертов. В итоге всю ответственность по выбору участников взял на себя основатель и арт-директор фестиваля Олег Семёнович Лоевский. Именно он единолично формирует фестивальную программу и является модератором фестивальных обсуждений. Ему же принадлежит авторство в названии фестиваля, которое "Реальный театр" приобрел с новым статусом в 1994 году. Оно приснилось его директору во сне, а наяву оказалось весьма точным. С одной стороны, это название заключает реалистическую направленность, одну из особенностей российского театра. С другой стороны, как нельзя ёмко определяет суть фестиваля - представление реальной картины современной театральной действительности.
Одна из первых традиций "Реального театра", которая возникла со дня его основания, - это явление арт-директора фестиваля Олега Лоевского в день открытия «Реального» в хромовых сапогах. Подобным образом Олег Семенович борется с капризами уральской погоды. Предыстория такова:
В 1990 году, накануне открытия первого фестиваля, выпал снег. Олег Лоевский собирался ехать в аэропорт встречать гостей. Но пока он добрался до ТЮЗа - промок до нитки. Спасение ему снизошло в лице актрисы театра Надежды Озеровой, которая как сменную обувь вручила директору фестиваля хромовые сапоги своего отца, бывшего военного. Вмиг небо прояснилось, установилась прекрасная погода. С тех пор весь первый день каждого фестиваля Олег Лоевский встречает гостей "Реального театра" в тех самых исторических сапогах. Природных катаклизмов во время фестиваля за всю его историю не наблюдалось.
Автором эмблемы и символики «Реального театра» является главный художник Екатеринбургского театра юного зрителя Анатолий Шубин. Арт-директор «Реального театра» Олег Лоевский истолковывает её следующим образом: «Она и театральная, и игровая. Реальный театр складывается из лица и изнанки. Каждая декорация, которая так красиво выглядит на сцене, имеет свою обратную сторону, которая, может, не так презентабельно выглядит, но очень многое говорит театральному человеку».
«Реальный театр» ставит своей сверхзадачей представить наиболее полную и реальную картину современного театра, обнаружить новые тенденции, как эстетические, так и тематические, и помочь художникам, режиссёрам, артистам и заинтересованным зрителям эти тенденции осознать для дальнейшего развития театрального искусства. Подобных фестивалей с принципиальной адресацией к профессионалам при всем фестивальном многообразии в России фактически четыре: наряду с «Реальным театром» это не нуждающаяся в представлении «Золотая Маска», «Балтийский дом» (Санкт-Петербург) и «Пространство режиссуры» (Пермь).
Театральная критика - важная и неотъемлемая часть фестиваля «Реальный театр». Открытые дискуссии с участием ведущих театральных деятелей и критиков по накалу страстей, непростой драматургии взаимоотношений и серьёзному профессиональному разговору не уступают интенсивности фестивальной программы.
Таким образом, фестиваль «Реальный театр» не только собирает под своей крышей театральные коллективы, критиков и видных деятелей культуры, со всей России и ближнего зарубежья, но и позволяет поделиться драгоценным опытом, новейшими течениями и видениями театра в целом и частности, показать свое творение впервые, ведь многие театральные постановки показываются в первый раз, как премьера, и услышать адекватную похвалу и критику из первых рук, и наоборот, самому высказать свое впечатление с точки зрения простого зрителя.
Литература
1. Веревкина Л. Фестиваль как специальное мероприятие: продвижение - проведение - оценка эффективности. Режим доступа: www.pr-club.com/assets/files/pr_lib/pr_raboty/2012/verevkina.doc (дата обращения: 27.11.2015).
2. «Реальная газета»-2015. Режим доступа: http://xn--g1av0b.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/realtheater (дата обращения: 27.11.2015).