ФЛЕШМОБ – КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФЛЕШМОБ – КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН XXI ВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом в молодежной среде крупных городов по всему миру набирает все большую популярность модное движение под названием «флешмоб».

Флешмоб с английского языка переводится как «Мгновенная толпа». Суть флешмоба заключается в том, что в определенное время, в установленное время в одном из публичных мест города «из ниоткуда» появляются люди, которые начинают действовать по заранее оговоренному сценарию, и, выполнив сценарий, так же внезапно расходятся «в никуда». У стороннего наблюдателя это действо вызывает большой интерес и недоумение.

Классический флешмоб не несет в себе какой-то смысловой нагрузки. Он просто есть, как данность. Он не акцентирует ни на чем внимания, не призывает людей к каким-либо действиям, в нем нет никакого послания. Вся суть флешмоба заключается в массовости и абсурдности действий.

Каждый из участников флешмоба преследует какую-то свою цель: кто-то просто хочет развлечься, кто-то борется с застенчивостью и комплексами, кто-то хочет бросить вызов серости и размеренности городской жизни.

Своим появлением флешмоб обязан развитием электронных средств коммуникации: социальные сети, ЖЖ (Живой Журнал), сотовая связь. Виртуальное общение давно стало неотъемлемой частью современного общества, так что неудивительно, что оно поспособствовало появлению новых субкультур.

Идея собрать посредством электронных средств в одном месте в определенное время незнакомых друг другу людей, вооруженных единым сценарием для моделирования абсурдной ситуации впервые зародилась в 2003 году. Первый специализированный сайт FlockSmart.com провел первый полноценный флешмоб: 17 июня 2003 года около 150 человек ввалились в мебельный магазин Манхэттена и стали наперебой требовать у продавцов «любовный коврик для пригородной коммуны за 10.000 долларов» [1; 347].

Акция вызвала большой интерес у общественности и мгновенно стала набирать популярность во всех уголках планеты.

Флешмоберы начали организовывать целые сообщества в интернете, где выкладывают свои идеи и составляют сценарии для «мгновенных толп». У них даже появился собственный устав, который все участники «мгновенных толп» обязуются безоговорочно выполнять. У всех флешмоб-сообществ эта сводка правил примерно одинакова. Для примера приведу найденные мной на просторах социальной сети «ВКонтакте» правила «Союза флешмоберов» из Москвы:

Организаторы ответственность не несут;

Приходить и уходить по одиночке! (толпа должна появляться неожиданно для окружающих);

Не разговаривать с другими мобберами, в том числе с вашими друзьями;

Не разговаривать с прохожими (за исключением);

Не смеяться, не улыбаться, не дурачиться – флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех;

Не создавать точечных скоплений в группы;

Не задерживаться на площадке (и в её окрестностях) после завершения акции;

Не вступать в контакты со СМИ;

Соблюдать правопорядок. Лучше иметь при себе документы, удостоверяющие личность;

Быть трезвым. Ни в коем случае не иметь при себе алкогольных напитков, оружия, наркотических веществ;

Никаких плакатов и значков – это не политическая акция;

Во избежание провокаций сообщать о готовящемся мероприятии только хорошо знакомым людям;

Не быть сторонним наблюдателем (пингвином). Либо участвуйте, либо сидите дома» [2].

Практически сразу после своего появления флешмоб вышел за рамки задуманного изначально формата. На данный момент существует несколько официальных направлений флешмоб-движения:

1) «Long-моб», подразумевающий заранее оговоренные в Интернете действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в любом удобном месте. Например, «Город в снежках» – long-моб, длящийся около месяца зимой 2004 года. С 12 января по 12 февраля участникам предлагалось лепить снежки и оставлять их в людных местах; особой удачей считалось оставить свой снежок рядом со снежком, оставленным ранее предположительно другим моббером;

2) «Экстрим-моб» – акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, шокирующие даже самих участников. (Например, передвижение ползком по подземному переходу);

3) «Нонспектулярный моб» – акции флэшмоба, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников (еще одно название: «ОД», т.е. «обычные действия»). При этом нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии (например, синхронное чтение книг на станции метро).

4) I-моб – различные вариации проведения флэшмоб-акций непосредственно в Интернете;

5) Моб-арт – иной вид флэшмоба, некий его аналог, более нацеленный на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает под собой репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссеров-сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу [1, 366].

I-моб набирает в последнее время огромную популярность. Массовые Интернет-акции типа «ice bucket challenge» суть которой изначально была в том, чтобы обратить внимание общественности и повысить осведомленность о боковом амиотрофическом склерозе, привлечь инвесторов к финансированию фондов, занимающихся изучением этой болезни, вызывают большой общественный резонанс.

В свете последних событий в интернете также набирает обороты всемирный флешмоб в поддержку жертв террорестических атак под названием

«notinmyname» (неотмоегоимени). Граждане разных стран испоеведающие ислам выставляют в соцсетях свои фото с лозунгами: «Мы за мир», «моя вера не делает меня террористом» и т. д. [3].

Таких i-мобов сейчас огромное количество, одни из них проходят не замеченными, другие становятся массовой интернет-забавой. Не могу не отметить, что формат данного вида флешмоба противоречит практически всем правилам проведения флешмобов: многие из них политизированы, несут в себе некое послание, призыв, что противоречит всей сути флешмоба классического.

Участники флешмобов в последнее время все чаще хотят донести какую-то идею, смысл, через свои, казалось бы странные, абсурдные действия. Я считаю это хорошей тенденцией – не просто шокировать прохожих, развлекаться, но и нести некий посыл, обращать внимание на острые социальные проблемы. Это своеобразный способ высказаться, выразить свою позицию.

Литература

1. Молодежные субкультуры Москвы / сост. Д.В. Громов, отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2009. 544 с.

2. Союз флешмоберов г . Москва: Сообщество в соц. сети «ВКонтакте» https://vk.com/club21294160. Режим доступа: (дата обращения: 18.11.2015).

3. Мусульмане из всех стран запустили в соцсетях флешмоб в поддержку Франции. Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/1570976 (дата обращения: 18.11.2015).

4. Беспалов М. Флешмоб как метод художественного сознания. Режим доступа: http://fm.kiselevsk42.ru (дата обращения: 18.11.2015).

Просмотров работы: 1195