КУЛЬТУРА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КУЛЬТУРА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире происходят глобальные изменения в социальной и культурной среде, что позволяет рассматривать город как специфический способ организации культурного пространства, объединяющий различные сообщества, сочетающий определенные традиции, своеобразные ритмы жизни, часто противоположные друг другу образцы поведения, эффективные, а иногда и бесполезные коммуникации.

Екатеринбург – активно развивающийся мегаполис. Город является одним из крупнейших культурных центров страны, а сфера культуры Екатеринбурга многогранна и разнопланова – архитектура, музеи, театральное искусство, музыка, живопись, наука. Город насыщен различными событиями и все, что делается, создается и «творится» – результат труда Человека, являющегося самым важным ресурсом и достоянием города.

Проблемы взаимосвязи человека и городского культурного пространства становятся все более актуальными, так как изменение отношения к окружающему миру возможно только путем улучшения взаимодействия человека и культурного пространства средствами образования и воспитания жителей города.

Культурное пространство города — пространство переживаемое, пропускаемое не только через разум, но и через сердце. В свою очередь, городское культурное пространство воздействует на человека [1]. По мнению Ю.Ц. Тыхеевой [2], городской человек выступает творцом и продуктом города и городской жизни: человек как составная часть и элемент городского сообщества, как горожанин и активный субъект, воздействующий на среду своего обитания, создающий и изменяющий ее — человек - созидатель, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Формирование личности человека начинается в семье, которая во все времена занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть жизни. Ради семьи люди идут на многое, для ее счастья нужно уделять немало времени и внимания, а это — огромный труд и немалые старания. Проблема в том, что ради благополучия семьи люди стали практически большую часть сил и времени уделять работе, заблуждаясь, что заработанные деньги являются счастьем, и забывая о важности традиций семейной культуры.

На сегодняшний день семья стала совсем другой, сместились акценты, но вопросы педагогического, духовного, нравственного просвещения остаются по-прежнему актуальными. Взаимодействие внутри семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями, стало не таким важным для людей, как прежде. Как следствие — нарушилась гармония детско-родительских связей и мы чаще сталкиваемся с жестокостью, бесчувственностью, неуважением к людям другой культуре, другого мировоззрения. Утеряны традиции семейной культуры; образовалось много неполных семей. А ведь это целый спектр знаний и представлений, ценностей и моделей поведения, на которых держалась основа жизни: привязанность к родителям, взаимоподдержка, доверие, уважение к личности каждого в семье. Но тот факт, что у людей сменились приоритеты, не означает, что мы не можем ничего сделать для возврата ценности семьи на первое место. И в этом процессе искусство и творческая деятельность занимают одно из доминантных мест.

Сфера искусства – пространство, способствующее формированию художественно-эстетической активности личности. Творчество – это способность к самовыражению, способ проявить свою индивидуальность, уникальность, это выражение эмоций и стремление к достижению своей цели. Всё это необходимо каждому человеку. И чем раньше будут развиваться творческие способности, тем интереснее станет жизнь. А потому очень важно, чтобы творческие способности развивались в кругу семьи, дающей возможность через творчество познать мир.

Именно совместная художественно-творческая деятельность в семье может послужить мостиком, объединяющим детей и родителей, а также преподавателей. Совместное семейное творчество позволяет помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир своего ребенка, преподаватель же в этом процессе является помощником, неким «проводником». Совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах. Бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти на всю жизнь.

Творческая деятельность способствуют позитивным изменениям в семье, а творческая работа – оптимальный вариант грамотного, ненавязчивого нравственного просвещения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Именно поэтому так важно сегодня актуализировать проблему создания творческих семейных сообществ, где на первый план выходит коммуникация через творческую деятельность в неформальной обстановке, теплой и дружной атмосфере.

Проект «Фабрика творческих семей» - это попытка воспитания семей через совместную творческую деятельность. Проект реализуется совместными усилиями ЦК «Орджоникидзевский» и Екатеринбургской академии современного искусства.

Миссия проекта проста и понятна каждому: создание благоприятной среды для возрождения традиций семейного воспитания в творчестве. А цель проекта имеет стратегически важной значение для социокультурного развития нашего города - создать творческое сообщество семей города Екатеринбурга.

В основе творческой деятельности проекта лежит искусство театра. И это не случайно, так как искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства. Все это важно при знакомстве с искусством театра и будет включено в работу мастер-классов, которые будут организованы для семей. Театрализованная деятельность активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний, способом приобщения к духовным ценностям. Но самым главным для организаторов проекта является то факт, что театр сближает людей.

Содержанием проекта предусмотрен широкий спектр форм организации творческой деятельности: мастерские, тренинги, выставки, спектакли, проектный клуб и т.п. Организация и функционирование такого объединения семей, педагогов, наставников творческой деятельности раскрывает качественно новые возможности, позволяет сформировать или возродить семейные ценности и показать не только значимость влияния современной семьи на растущую личность, но и огромную роль семьи в обществе. И не случаен тот факт, что среди перспективных целей проекта - снижение риска неблагополучных семей в городе Екатеринбурге.

Творческое сообщество семей в перспективе сможет не только повлиять на качество жизни жителей города, изменив их отношение к институту семьи, но и окрасив новыми красками палитру социокультурного пространства нашего города.

Литература

  1. Бабаева А.В. Человек в городском культурном пространстве // Философия XX века: школы и концепции: научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г. Материалы работы секции молодых ученых «Философия и жизнь». СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 26–28.

  2. Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве (Философско-антропологические основания урбанологии): Дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2003 335 c.

Просмотров работы: 860