ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начальная школа является первой обязательной ступенью общего образования. Если обобщить ее цель и основные задачи, то можно сказать что ее деятельность направлена на решение задач социализации детей, формирование и развитие их социальной компетентности, включающей богатый спектр социальных компетенций. Развитие, которых включено в перечень требований к личностным результатам обучающихся, установленных ФГОС начального общего образования

Одной из задач нашего исследования явилось определение понятия социальная компетентность младшего школьника. Изучив работы ученых (Т.В. Антоновой, В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.В. Новикова, А.В. Хуторского и др.), разрабатывающих теорию компетентностного подхода в образовании, мы пришли к выводу, что однозначного определения данного понятия нет.

Феномен социальной компетентности детей школьного возраста в различных аспектах исследовался Н.В. Калининой, Т.И. Самсоновой, В.В. Цветковым. Так, Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина и др. отмечают: «Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия» [1].

И. А. Кудаева, выделяет следующие сущностные признаки социальной компетентности младших школьников: понимание отношения «Я» - общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами []. Похожего мнения придерживается и Е. В. Прямикова, уточняя что, под социальной компетентностью понимается «способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности» [].

В определении данного понятия, мы пришли к выводу, что социальная компетентность младшего школьника представляет собой интегрированный комплекс компетенций, включающих систему личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, которые позволяют индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли.

Далее нами определены структурные компоненты социальной компетентности младших школьников: личностный (социальные качества, индивидуальные особенности личности); коммуникативный, включающий в себя навыки общения и готовность детей к сотрудничеству и совместной деятельности; нравственный (адекватная оценочная деятельность, эмпатия, нормативность поступков) и ценностный (понимание целей деятельности, адекватный уровень притязаний, осознание ценности себя) .

Педагогическая и психологическая науки и практики до настоящего времени не дают аргументированных ответов на многие вопросы, относящиеся к сущностным и критериальным характеристикам социальной компетентности младших школьников, а также к психолого-педагогическим условиям ее формирования.

С нашей точки зрения, процесс формирования социальной компетентности в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием социальных отношений, изменением социальных ролей и функций, расширением социально-нравственного взаимодействия детей с окружающим социумом, динамичностью социальных представлений, особым отношением к миру. Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Личностное становление ребенка требует включения его в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений.

В начальной школе получает развитие потенциал личности ребенка, формируется его индивидуальность. Социальная компетентность может по праву считаться одной из ведущих и стержневых, поскольку она важна для личности человека. Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Это оптимальный период для формирования социальной компетентности, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для развития социальной компетентности.

Итак, социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируются на таких личностных образованиях таких как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Поэтому для формирования социальной компетентности необходимо создание особой развивающей психолого-педагогической среды, в которой школьник получит опыт активного социального взаимодействия. Требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Необходимым условием эффективного развития социальной компетентности младших школьников является применение образовательных технологий, реализующих включение младших школьников в практическое социальное взаимодействие на основе целенаправленного обучения способам такого взаимодействия при оказании им педагогической помощи со стороны учителя.

Сформированность социальной компетентности позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной деятельности, так и в общественной жизни, пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранова Л.А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления // Человек и общество (научный и общественный альманах) / под ред. В.Е. Семенова. Выпуск XXXI СПб.: ПБУ. - 2006. - С. 111 - 121.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф.-м. н., проф. Е.Я Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.

  3. Кудаева И. А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саранск, 2004 268 c.

  4. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики Социально-политический журнал. 2009. № 7. С. 126-132.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, п. 9.

Просмотров работы: 1913