О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Данная работа посвящена исследованию прав несовершеннолетних, а точнее, прав подростков возрастной категории от 15 до 18 лет.

На мой взгляд, тема моего исследования на сегодняшний день является очень актуальной, интересной и не достаточно хорошо разработанной, так как в настоящее время подростки слабо ориентируются в информации о своих правах в различных сферах жизни и деятельности, хотя они ничем не уступают правам граждан возрастной категории старше 18 лет.

Также, в данной работе я хочу рассмотреть права несовершеннолетних не только в России, но и других странах мира, и, проведя сравнение между ними, установить, где права подростков соблюдаются и защищаются лучше, какие пробелы существуют в законодательстве относительно прав граждан, младше 18 лет.

Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей основных прав несовершеннолетних в разных странах мира.

Для достижения данной цели я поставила себе следующие задачи:

  1. рассмотреть основные особенности системы ювенальной юстиции как способа защиты прав несовершеннолетних;

  2. определить степень заинтересованности студентов ОГБПОУ «Томский аграрный колледж» в получении информации о правах несовершеннолетних в России и других странах;

  3. охарактеризовать выявленные права;

  4. составить сравнительную характеристику прав несовершеннолетних в зарубежных странах и России.

В данной работе применялись такие методы исследования как анкетирование, опрос, анализ, сравнение.

Объектом данной работы является законодательство, предметом исследования являются особенности прав несовершеннолетних.

Исследовательская часть

Прежде всего следует отметить, что понятие «несовершеннолетний» является юридическим определением ребенка или подростка, применяемым для разграничения между взрослыми и детьми различных прав, мер защиты, привилегий. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, это лица, не достигшие возраста 18 лет [1]; согласно Гражданскому [2] и Уголовному [3] кодексам Российской Федерации - лица в возрасте от 14 до 18 лет Представители данной возрастной категории в нашей стране обладают довольно широким рядом прав - системой общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Это, в частности, права на получение паспорта, на совершение имущественных сделок, на требование отмены усыновления, на управление велосипедом при движении по дорогам, на внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими, на изобретения или иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и прочие [4].

Как же гарантировать их соблюдение? Понятно, что права несовершеннолетних, также как и лиц, старше 18 лет, в различных странах мира должны защищаться и гарантироваться на уровне государства. В России они регулируются, прежде всего, Конвенцией ООН о правах ребёнка [5], Конституцией РФ [6], а также Семейным кодексом РФ [7].Кроме того, в настоящее время одним из популярных способов защиты прав является ювенальная юстиция. Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) [8].

Ювенальная юстиция представляет собой правовую основу системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Но одной из главных задач юстиции является защита прав несовершеннолетних и их реабилитация. Поэтому, в состав ювенальной системы входят уполномоченные по правам ребенка, институт ювенального суда с сопутствующими органами ювенальной юстиции, инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, телефоны доверия со штатом своих работников, другие организации).

Получается, что ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать. Несмотря на то, что они зачастую имеют вспомогательные функции, нередко, в ходе исторического развития ювенальной юстиции, эти органы могли даже вытеснять суд как орган правосудия.

Особо развита ювенальная система в зарубежных странах. Многие считают, что в странах Западной и Северной Европы, а также США, ювенальная юстиция слишком жестка по отношению к родителям, так как детей у родителей могут отобрать по самому незначительному поводу. Например, если они оставили его дома без присмотра, или если ребенку в какой-то момент не понравилось отношение к нему одного из родителей. Ювенальные суды действуют закрыто, быстро, в течение нескольких дней принимают решения об изъятии детей, без адвокатов, не подчиняясь общей системе юстиции. Согласно статистике, 30% детей, изъятых из семей, были отобраны без всяких реальных оснований и не должны были подвергаться изъятию [9].

По причине такой неоднозначности в России пока не торопятся с введением этой системы, а используются лишь некоторые ее элементы.

Предполагается, что в России ювенальная юстиция должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными учреждениями, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

В нашей стране работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии [10], закрепляющей ряд общественных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, можно сделать вывод, что нашей стране необходимо совершенствовать систему защиты детей, но будет ли этим заниматься система ювенальной юстиции – этот вопрос, вызывающий массу дискуссий в обществе и находящийся поэтому пока в стадии решения.

Какие же права несовершеннолетние считают для себя наиболее существенными? В поисках ответа мы решили провести анкетирование среди студентов Томского аграрного колледжа. В предлагаемой анкете они должны были ответить на два вопроса:

1) Информацию о каких правах вы считаете наиболее актуальной для себя? (указать три пункта из десяти предлагаемых)

2) Права ваших ровесников в каких странах вам наиболее интересны (указать три страны из шести предлагаемых).

В анкетировании приняли участие 126 студентов возрастной категории от 16 до 18 лет.

Рис. 1. Количественный показатель выбранных прав

На данном рисунке представлены результаты анкетирования по правам несовершеннолетних студентов Томского аграрного колледжа. Наиболее актуальными правами, как мы видим, для них являются права

  • на трудоустройство (24%);

  • на образование (18%);

  • на управление транспортным средством (13%).

Интересно, что наименьший интерес вызвали такие права, как избирательное и на свободу вероисповедания. Возможно, это объясняется возрастными особенностями подростков, когда такие вопросы, как политика и религия для них еще не актуальны.

Рис. 2. Количественный показатель выбранных студентами стран

На рисунке 2 мы можем видеть итоги анкетирования, касающегося выбора стран, права подростков в которых были наиболее интересны для наших студентов. По данным анкетирования, это:

  • страны Европы (28%);

  • Россия (24%);

  • США (16%).

Именно эти аспекты я и буду исследовать далее в своей работе.

Для начала нужно узнать, что же представляют собой выбранные права в соответствии с Российским законодательством.

Право на трудоустройство регулируется статьей 37 Конституцией РФ и статьей 23 Международной Конвенцией ООН. Оно означает, что каждый человек имеет право на труд, выбор работы, на защиту от безработицы, на комфортные условия труда, достойное для человека и его семьи вознаграждение.

Право на образование регулируется статьей 43 Конституции РФ и статьей 26 Международной Конвенцией ООН. Оно означает, что каждый гражданин имеет право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Право на управление транспортным средством означает, что гражданин, при достижении им определенного возраста может совершать активное действие, заключающееся в пользовании транспортным средством, то есть, извлечении его полезных свойств.

Одним из наиболее актуальных прав для студентов является право на трудоустройство. Это не удивительно. Ведь сейчас почти каждый несовершеннолетний хочет иметь свой доход для собственных нужд, чтобы быть независимыми от родителей или тем самым помогать им в финансовом плане.

В период летних каникул подростки стремятся устроиться на подработку, а впоследствии многие продолжают совмещать работу и учебу. Трудовые отношения с лицами моложе 18 лет имеют свои особенности, которые должны соблюдать работодатели. Нормы, регулирующие труд несовершеннолетних, содержатся в гл. 42 Трудового кодекса, а также иных статьях ТК РФ, и имеют свою специфику. С учащимся, достигшим 14 лет, при согласии одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, можно заключить трудовой договор для выполнения работы в свободное от учебы время.

Сравним ситуацию с трудоустройством несовершеннолетних в выбранных при анкетировании странах (Россия, Европа (на примере Германии) и США). Согласно закону Германии, регулярная, постоянная и каждодневная работа в течение полной рабочей смены несовершеннолетних, которые обязаны посещать школу в течение полного учебного дня, запрещается. Поэтому закон об охране труда несовершеннолетних допускает исключение лишь для краткосрочной, легкой и пригодной для детей работы.

Право на труд имеют и дети в США. При этом в каждом штате приняты свои законы, регулирующие правила найма несовершеннолетних. Министерство труда США определило, какие виды работ могут выполнять несовершеннолетние американцы.

Как и любые работники, несовершеннолетние дети Германии имеют при работе право на оплачиваемый годовой трудовой отпуск. Продолжительность этого отпуска зависит от возраста несовершеннолетнего работника.

В Германии работающие подростки, обязанные посещать школу в течение полного учебного дня, разрешается периодически выполнять в течение не более 2 - 3 часов в день работу, не оказывающую негативное воздействие на здоровье подростка. Например, это разноска газет и журналов.

В США предприниматель, нанявший на работу несовершеннолетнего, обязан выполнять ряд условий, которые не должны нарушать учебную деятельность подростка, а так же предоставлять право на отдых и соблюдать режим рабочей смены своего работника.

В Германии во время школьных каникул учащиеся старше 15 лет могут выполнять постоянную, регулярную работу на предприятиях и в учреждениях в течение не более 4 недель в календарном году.

Подводя итог, так же хотелось бы выделить критерии различия трудоустройство несовершеннолетних в России и за рубежом. Основным является возрастной критерий, а именно: по общему правилу в РФ это 16 лет, США, Германия соответственно 15,17. Так же следует отметить то, что в иностранных государствах существует четкий перечень вида работ для любого возраста, начиная с 15 лет.

Следующим в студенческом рейтинге является право на управление транспортным средством (далее ТС). В России по поводу этого права все очень просто. Несовершеннолетним можно управлять с 16 лет только мопедом и мотоциклами с двигателями небольшого объема. Все остальные виды прав на управление ТС можно получить только с 18 лет.

В США минимальный возраст для получения водительских прав отличается в разных штатах. В основном это от 14 лет. В большинстве штатов законы для начинающих водителей относятся к новичкам - подросткам, которые именуются «временными водителями». Для таких водителей существуют своего рода ограничения. Несовершеннолетним водителям запрещается перевозить пассажиров младше 20 лет, если в машине нет взрослых в возрасте 25 лет или более.

От начинающих водителей младше 18 лет также могут потребовать пройти расширенное обучение.

В Европе ситуация складывается такая же как и в России. Несовершеннолетним можно управлять с 16 лет только мопедом и мотоциклами с двигателями небольшого объема и транспортным средством, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ (категория "Специальные классы").

В России право на образование гарантируется статьей 43 Конституции РФ. В нашей стране оно является бесплатным. Но, как мы видим на практике, это не совсем так. Сейчас в образовательных учреждениях школьникам приходится покупать дорогостоящие учебники; постоянно приходится в школу на что-либо сдавать деньги; даже собрать ребенка в школу либо в другое учебное заведение стоит больших денег. Кроме того, чтобы получать дополнительные консультации или знания по отдельным предметам, особенно, если ты их выбрал для поступления в ВУЗ, то появляется такая категория, как платные образовательные услуги. И получается, бесплатно часть необходимых знаний ты уже не получишь. Или, например, ситуация следующая: некая семья относится по месту жительства к гимназии, где образование платное, но эта семья не имеет возможности оплачивать обучение в этой гимназии - о каком бесплатном образовании может идти речь?

В школах в Европе так же гарантировано бесплатное образование. В этом есть схожесть с Россией. Но, в отличие от России, в Европе образование не требует дополнительных вложений. Например, в этих странах образование преподается в полном объеме и детей отлично подготавливают к вступительным испытаниям в университет, так как итоговые экзамены в школе приравнены по своей сложности структуре к экзамену в ВУЗе.

В США ситуация противоположна Европе. Здесь, по оценкам департамента США, лучшее среднее образование дают ученикам частные школы, то есть платные. Успешное окончание американской частной школы является гарантией поступления в ведущие университеты страны. Именно поэтому, несмотря на довольно высокую стоимость обучения, конкурс в частные школы остается неизменно высоким.

ВЫВОД

Анализируя данную сферу, я сделала выводы, что спектр прав, которыми обладают несовершеннолетние в зарубежных странах, несколько шире, чем в России, и их гарантии соблюдаются более строго. Кроме того, зарубежные подростки знают о своих правах в большей степени. В России, к сожалению, несовершеннолетние не достаточно хорошо ориентируются в информации о своих правах.

В связи с этим актуальным становится целенаправленного информирования несовершеннолетних России об их правах, возможностях, методах защиты своих интересов и возраста, с которого они могут воспользоваться тем или иным правом. Такие шаги возможны, в частности, на уроках, в рамках учебного процесса, где школьники получали бы подобную информацию. Кроме того, издание и раздача подросткам информационных буклетов или брошюр «Знай свои права» также были бы уместны. На самом деле, сложно говорить о какой-либо защите и соблюдении прав несовершеннолетних, если сами они не имеют о своих правах никакого понятия. А это необходимо, ведь с соблюдения прав ребенка начинается соблюдение прав человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

  2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

  4. Джумагазиева Г. С., Филиппов П. М."Гражданское право", 2012, № 4

  5. Конвенция ООН о правах ребенка от 1989. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.

  6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  7. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

  8. Проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14.02.05. Авторы: д.ю.н. А.С.Автономов, Н.Л.Хананашвили.

  9. «Тревога! Ювенальная юстиция!» / Под общей редакцией С.С. Сулакшина М. : Научный эксперт, 2012.

  10. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)

  11. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

  12. Конституция США. http://www.umopit.ru/texts/USA.htm. Дата обращения 15.12.2015

  13. Конституция ФРГ http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm.

Дата обращения 15.12.2015

Просмотров работы: 5363