Большая теоретическая и практическая значимость проблемы мотивации, ее несомненная актуальность, а так же недостаточно высокая мотивация к занятиям физкультурой обучающихся, выражающаяся в низкой посещаемости занятий и успеваемости, в ухудшении управляемости школьников и младших школьников со стороны учителей и преподавателей физкультуры, послужили поводом для проведения исследования проблем мотивации учебной деятельности и мотивации к урокам физкультуры.
Объектом исследования являются обучающиеся образовательных учреждений (средние общеобразовательные школы).
Предмет исследования – мотивация обучающихся к занятиям физической культурой.
Целью исследования стало изучение теоретических и практических аспектов формирования мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся.
В исследовании были поставлены и выполнены следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся;
2) провести сравнительный анализ мотивов к занятиям физической культурой у школьников разных возрастов;
3) разработать рекомендации по повышению мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся.
Методыисследования:
вторичный анализ;
сравнительный анализ;
статистический анализ;
анкетный опрос;
эксперимент;
педагогическое наблюдение.
Понятие «мотивация» представлена в трактовке разных авторов.
На основе анализа определений мотивации мы сформировали своё определение.
Мотивация – это внутренний процесс, происходящий в человеке, вызванный его потребностями, которые стимулируют к действиям и достижениям результата.
Физическое воспитание – это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность школьника к занятиям физической культурой. В этой связи особое значение приобретают исследования развития мотивационной сферы школьников.
В качестве объекта исследования выступили учащиеся младшего, среднего и старшего звена школы № 32 г. Полысаево, школы № 34 г. Кемерово и школы № 28 г. Киселевска.
На первом этапе исследования было проведено первое анкетированиес целью выяснения мнения школьников об уроках физкультуры, проводимых в каждой из школ. Сравнительный анализ проводился в зависимости от школы и от возраста учеников. Опросы проходили во время уроков, каждому ученику раздавали анкеты, в которых они отмечали свои варианты ответов. Опрос был анонимным, поэтому отказов от ответов не было.
Результаты высокие, очень многим нравятся подвижные уроки. В этом нет ничего удивительного, так как урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, бегать, а не сидеть за партой, и, кроме этого, установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
На втором этапе исследования был проведен эксперимент на базе МБОУ СОШ № 32 г. Полысаево, в котором приняли участие две группы учащихся. Контрольная и экспериментальная. В ходе эксперимента, в экспериментальной группе проводились интегрированные уроки, в контрольной обычные уроки физкультуры.
Кроме уроков, до эксперимента и после его окончания мы провели анкетирование учеников обеих групп (по второй анкете), в результате которого были определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой.
По данным результатам, на первом месте до эксперимента в обеих группах стоял мотив «желание получить хорошую оценку», на втором – «улучшение состояния здоровья», на третьем – «желание не отставать от сверстников». После эксперимента мотивы немного изменились. Абсолютно по такому же сценарию был проведен эксперимент в 4-х классах школы № 34 г. Кемерово. В школах № 34 и № 28 был проведен эксперимент с интегрированным уроком «Физкультура + русский язык + туризм» у шестиклассников. При этом опросы до и после эксперимента, как и в предыдущем случае, показали, что у детей повышается познавательная мотивация и двигательная мотивация. Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учеников к занятиям физической культурой.
В школах № 34 и 28 среди старшеклассников также был проведен пилотажный опрос для выявления факторов, мешающих занятиям физической культурой, чтобы понять, необходимо ли в старших классах проведение интегрированных уроков.
Судя по ответам учеников, можно сказать, что практически каждый пятый не проявляет интереса к физкультуре, почти столько же респондентов честно указали на лень. Значит, чтобы повысить мотивацию к урокам, необходимо также разработать сценарий интегрированного урока и провести эксперимент со старшеклассниками.
Для того чтобы повысить мотивацию к занятиям физической культурой у младшеклассников и учащихся среднего звена, можно проводить интегрированные уроки. Это доказали наши эксперименты и наблюдение за детьми и их поведением во время проведения таких уроков.
Для повышения мотивации к урокам физической культуры у старшеклассников мы предлагаем также проводить интегрированные уроки. Сценарий такого урока, разработанный нами для проведения в 10 классе, где объединяются физическая культура и ОБЖ, поможет, по нашему мнению усилить интерес к физкультуре. Проведение такого урока поможет, по нашему мнению, повысить мотивацию к занятиям физической культуры у старшеклассников.
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой должны учитываться следующие положения:
1) деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
2) этот результат должен оцениваться качественно и количественно;
3) требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;
4) для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы – некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;
5) деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.
Список литературы.
Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры / Л. Б. Кофман – М.: ФиС, 1998 – 187 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2009.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2012. - 508 с., с. 182
Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2001.− 264 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.-464 с., с. 441
Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. - Липецк: ЛГУ, 2013.
Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов / И.И. Портнягин, В.Г. Торговкин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.teoriya.ru/ru/node/853 (дата обращения 27.04.2014)
Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / М.В. Овчинников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1238/1/urgu0554s.pdf (дата обращения 02.06.2014)
Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy078.htm (дата обращения 16.06.2014)