ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ОКАЗАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ОКАЗАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие образовательных услуг и правовые основы их оказания

Образовательные услуги - это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целями образовательных услуг являются передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимися. Субъектами образовательных услуг являются образовательные организации в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.

Ученые выделяют ряд существенных характеристик (свойств) образовательных услуг исходя из их социальной сущности:

1) изменчивость качества образовательной услуги. Она связана с тем, что на процесс оказания и получения услуги воздействует множество разных факторов, и в первую очередь профессионализм услугодателя. Кроме того, качество услуги может быть обусловлено и уровнем образовательных программ, организацией образовательного процесса, наличием необходимых материальных средств и др.;

2) несохраняемость образовательной услуги, которая обусловлена как ее нематериальной формой, так и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности. Знания довольно быстро теряют свою актуальность, требуют постоянного развития и совершенствования;

3) оказание образовательной услуги представляет собой непрерывный, продолжительный процесс, который растягивается во времени от нескольких часов до нескольких лет;

4) адресность образовательной услуги обусловлена тем, что разного рода образовательные услуги обращены к разному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками1.

Образовательная услуга обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами. Образовательные услуги не имеют материального результата, даже когда получение образования определенного уровня подтверждается выдачей документа (сертификата, свидетельства, диплома соответствующего образца). То, что в итоге получает лицо, завершившее обучение (выпускник), можно отнести к категории «нематериальные ценности», которые неотделимы от личности их носителя.

Тезис о регламентации правоотношений возмездного оказания образовательных услуг нормами Закона «О защите прав потребителей» в настоящее время общепризнан2.

В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. 702 - 729) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

П. 3 ст. 730 ГК РФ предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Поэтому правомерным является вывод о том, что договор об оказании платных образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательная организация оказывает услугу гражданину-потребителю (обучающемуся), и на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона «О защите прав потребителей».

Определение «образовательные услуги» формулируется через термин «услуги», содержание которого не раскрывается в данном законопроекте, т. е. определение «закольцовано». Формулируя понятие образовательной услуги, законодатель вынужден был «изобретать» определение, так как в настоящее время отсутствует надлежаще проработанная и официально установленная дефиниция общего (базового) понятия услуги. В частности, ст.779 ГК РФ, призванная регламентировать договор возмездного оказания услуг, не содержит определения, а лишь уточняет, что услуга оказывается путем совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности. П. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ признает услугой для целей налогообложения деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности3. Причиной такого состояния законодательной базы является отсутствие теоретически обоснованного понятия «услуги» как правовой категории и ее разновидности «образовательной услуги». Хотя следует признать, что в последние годы предприняты попытки усовершенствовать действующие законодательные нормы в сфере возмездных услуг. Так, С.С. Алексеев исходит из того, что услугой является не сама по себе деятельность, а ее определенный результат, который неотделим от деятельности4. Уважая мнение известного ученого-юриста, все же осмелимся заметить, что услуга и ее результат - две самостоятельные правовые категории, хотя и тесно взаимосвязанные. Поэтому понимать под услугой только ее результат, по сути, означает отрицание деятельности, посредством которой создается результат.

Прямо противоположную точку зрения высказала Г.Д. Отнюкова, предлагающая под услугами понимать «полезные действия предпринимателя (услугодателя, исполнителя), удовлетворяющие потребности кредиторов (заказчиков, клиентов) как таковые, не создающие овеществленного результата, который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав (оборотоспособностью)»5, если следовать ее рассуждениям, то получается, что услуга представляет собой деятельность, обладающую свойством удовлетворять потребности кредиторов (заказчиков, клиентов) без какого-либо материального результата. Г.Д. Отнюкова усматривает квалифицирующий признак услуги в ее свойстве удовлетворять потребности, но возникает вопрос: какие потребности (материальные или нематериальные) кредиторов (заказчиков, клиентов) удовлетворяются? К сожалению, из ее определения ответ на поставленный вопрос дать нельзя.

Аналогичного мнения придерживается Ю. Х. Калмыков, который понимает под услугой деятельность, направленную на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению6.

Многие авторы все же исходят из того, что услуга – это деятельность, направленная на достижение нематериального результата. Скажем, М. В. Гулей отстаивает точку зрения о том, что посредством услуги как деятельности достигается нематериальный результат – нематериальное благо7. Е. А. Пучков придерживается мнения, что услуга и желаемый от нее результат - цель - взаимозависимые категории, реализующиеся в деятельности, направленной на удовлетворение потребности получения (оказания желаемого и согласованного результата, который может быть как материальным, так и нематериальным духовным, культурным, образовательным и т. п.)8. Эту точку зрения развил А.В. Кудряшов, полагающий, что понятие услуги объединяет три самостоятельные правовые категории, а именно: деятельность, предшествующая оказанию услуги; деятельность, посредством которой оказывается услуга - собственно услуга; нематериальный результат услуги.

По мнению А. В. Кудряшова, каждой из перечисленных правовых категорий соответствует отдельный этап правоотношения, имеющий правовую завершенность. В частности, деятельность, предшествующая оказанию услуг предполагает совокупность действий, без которых невозможно оказать услугу, скажем, сформировать материально-техническую базу и приобрести оборудование, материалы, получить лицензию и т. п9. Применительно к образовательным услугам эта точка зрения полностью соответствует образовательному процессу – каждый последующий уровень образования возможен лишь после приобретения знаний и навыков предшествующего.

А. В. Кудряшов отмечал, что образовательные услуги имеют, как правило, двуединую цель: передачу знаний, умений, навыков и получение их обучающимся в виде невещественного результата, подтвержденного дипломом, аттестатом, свидетельством, сертификатом и т. п. Первая составляющая цели оказания образовательных услуг достигается путем осуществления исполнителем деятельности, направленной на передачу обучающемуся знаний, навыков и умения по определенной специальности или профессии. Вторая составляющая оказывает влияние на способ оказания услуги: процесс обучения строится не только путем передачи знаний и обучение навыкам работы (в том числе прохождением практики, стажировки и т. п.), но и включает интеллектуальную работу обучающегося, включая подготовку и сдачу соответствующих тестов, коллоквиумов, зачетов, экзаменов и других форм контроля уровня знаний. Таким образом, образовательная услуга оказывается посредством осуществления двух видов деятельности – передачи знаний, умений, навыков обучающего и их восприятие обучающимся.

Образовательную деятельность может осуществлять только субъект, обладающий соответствующими профессиональными знаниями, умениями, навыками, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и подтверждены документом установленной формы, подтверждающим достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации.

В качестве варианта, который может быть принят законодателем во внимание, предлагается следующий вариант определения: «Образовательные услуги – профессиональная деятельность управомоченного лица, направленная на передачу обучающимся образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), и предполагающая интеллектуальную деятельность обучающихся, направленную на освоение знаний, умений, навыков, подтвержденных соответствующим образовательным цензом, дающим право на продолжение образования на следующем уровне и/или занятие профессиональной деятельностью».

Выделяются общие критерии, по которым можно отграничить правоотношения возмездного оказания образовательных услуг, подпадающие под действие Закона «О защите прав потребителей», от правоотношений, не подпадающих в сферу регулирования Закона «Об образовании в РФ».

1) Возмездность оказания образовательных услуг. Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» под исполнителями в Законе понимаются лица, «выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору».

2) Субъектный состав. На стороне заказчика должно выступать физическое, а не юридическое лицо, так как в Законе «О защите прав потребителей» под потребителем понимается исключительно гражданин, а не какой-либо иной субъект права. На стороне же исполнителя согласно преамбуле Закона должны выступать юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

3) Цель потребителя - заказчика услуг. Образовательные услуги должны быть заказаны «исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Применение этого критерия может вызвать на практике наибольшие сложности10.

При получении лицом дошкольного образования, а также среднего (полного) общего образования сомнений в направленности этих действий на удовлетворение личных потребностей заказчика не возникает. При освоении же лицом профессиональных образовательных программ в рамках получения среднего профессионального и высшего образования цели заказчика могут быть самыми различными. Например, для осуществления частной детективной деятельности гражданин должен либо иметь юридическое образование, либо пройти «специальную подготовку для работы в качестве частного сыщика» в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»11. А обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие у него высшего образования в соответствии со ст. 12 указанного Закона. Прохождение гражданином специальной подготовки, видимо, нельзя рассматривать как получение образовательных услуг для личных, бытовых целей. Поэтому при получении профессионального образования гражданин далеко не всегда вправе рассчитывать на то, что его отношения с образовательной организацией (исполнителем) подпадут под действие Закона «О защите прав потребителей».

Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на правоотношения, в которых заказчиком выступает работодатель, оплачивающий повышение квалификации своих работников. Ведь работодатель в этом случае не является потребителем, т.е. «гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Между тем гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, признается потребителем вне какой-либо связи с фактом их оплаты. С практических позиций это позволяет студенту, обучающемуся даже за счет средств частного заказчика, выступать в качестве стороны по делу о ненадлежащем качестве оказанной учебным заведением образовательной услуги. Аналогичным образом будет вправе поступить выпускник образовательного организация, обучавшийся за счет соответствующего бюджета. Поэтому представляется возможным применение положений Закона «О защите прав потребителей» в защиту прав конкретного работника - потребителя образовательной услуги, который в отличие от своего работодателя (заказавшего обучение сотрудника) имеет намерение приобрести и использовать полученные знания исключительно для личных целей, не связанных с осуществлением им самим предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. О защите прав потребителей: федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 766.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер Собрания Рос. Федерации 16.06.1998г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 17.07.1998г (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)// Собр. законодательства Рос. Федерации. -1998. - № 31. - Ст. 3824.

  3. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I (в ред. 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ)// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Рос. Федерации. -1992. - № 17. - Ст. 888.

  4. Алексеев С. С. Вопросы общей теории советского права. - М.: Наука, 1960. - 380 с.

  5. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. - М.: Инфра, 2013. – 210 с.

  6. Калмыков Ю. Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве. - М.: Норма, 2014. – 310 с.

  7. Кудряшов А. В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг: дисс. канд юрид. наук. -М., 2008. – 69 с.

  8. Пучков Е. А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг : дисс. канд юрид. наук. - М., 2006. – 78 с.

  9. Российское предпринимательское право: учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. - М.: Норма, 2014. – 349 с.

  10. Гулей М. В. Гражданско-правовая природа жилищно-коммунальных услуг / М. В. Гулей // Право и политика. - 2010. - № 8. - С. 47-52.

  11. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. - 2009. - № 3. - С. 15-21.

1Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий / В.С. Потапенко // Журнал российского права. - 2009. - № 3. - С. 15.

2 О защите прав потребителей: федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 766.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер Собрания Рос. Федерации 16.06.1998г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации 17.07.1998г (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)// Собр. законодательства Рос. Федерации. -1998. - № 31. - Ст. 3824.

4Алексеев С. С. Вопросы общей теории советского права. - М.: Наука, 1960. - С. 96.

5Российское предпринимательское право: учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. - М.: Норма, 2014. - С. 185.

6Калмыков Ю. Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве. - М.: Норма, 2014. - С.52.

7Гулей М. В. Гражданско-правовая природа жилищно-коммунальных услуг / М. В. Гулей // Право и политика. - 2010. - № 8. - С. 47.

8Пучков Е. А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг : дисс. канд юрид. наук. - М., 2006. - С. 78.

9 Кудряшов А. В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг: дисс. канд юрид. наук. -М., 2008. – С. 69.

10Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. - М.: Инфра, 2013. - С. 63.

11 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I (в ред. 13 июля 2015 г. № 230-ФЗ)// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Рос. Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 888.

10

Просмотров работы: 3355