СУЕВЕРИЯ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЕВЕРИЯ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ

Пугачева Ю.Н. 1, Алексеева М.Ю. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ИвГУ, Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной работы состоит прежде всего в том, что суеверия являются неотъемлемой частью человеческой культуры на протяжении многих веков – с глубокой древности и до настоящего времени.

Суеверия укоренились в человеческом сознании настолько прочно, что порой люди не задумываясь совершают ритуалы, не имеющие непосредственной связи с реальность и связанные с суеверием: плюнуть через плечо; изменить маршрут из-за того, что чёрная кошка перешла дорогу; постучать по дереву, чтобы избежать нежелательных последствий своих (или чужих) слов; стараться избегать числа «13», которое может принести несчастье. Несмотря на то, что уровень развития современного человека должен привести к пониманию нелепости такого рода действий и представлений, люди продолжают верить в эти приметы по сей день. Более того, в нашей современной жизни не только бытуют старые, в неё входят и новые суеверия. Да и старые традиции не просто не исчезают, они приспосабливаются к современной жизни, получая таким образом «второе дыхание».

Есть мнение, что тягу к суеверию люди наследуют чуть ли не генетически, как элемент архетипического сознания, но на самом деле это вряд ли соответствует действительности. Суеверными не рождаются, люди учатся быть суеверными. Нет людей, которым с рождения была бы свойственна привычка стучать по дереву, или плевать через плечо, люди этому учатся в течение жизни. Это может быть связано с некой незрелостью сознания, неспособного полностью отказаться от веры в магическое воздействие таинственных сил на человеческую реальность. Будучи детьми, люди верят в волшебников и волшебство, а во взрослой жизни это становится условием формирования суеверий.

Мы провели работу, которая заключается в выявлении общих основ формирования и развития суеверных представлений в разных культурах на базе изучения их генезиса и эволюции. В результате этой работы были сделаны следующие выводы.

Рассмотрев основные понятия суеверия и их происхождение, можно сделать вывод о том, что суеверия в некоторой степени обоснованы вечным стремлением человека узнать, что его ожидает завтра, через год, в будущем. Но главным функциональным назначением суеверий становится их аффективно-защитная функция. По своему происхождению суеверия тесно связаны с мифологическим мышлением, доминирующим в массовом сознании на ранних этапах развития человечества и в периоды кризиса культуры. На основе анализа теоретических концепций, рассматривающих суеверия, мы делаем вывод о том, что во-первых, в этом вопросе существенное подспорье для культурологии представляют собой исследования психологического и психофизического направлений, т.к. они направлены на изучение основ суеверий – особое мышление. Во-вторых – большинство из проанализированных концепций раскрывают ментальный характер суеверных представлений и отводят им роль одного из важнейших компонентов национального культурного кода. Рассмотрев типологию суеверий в культуре так же можно сделать вывод, что суеверия имеют различную природу и выполняют различные функции в культуре. С точки зрения культурологии главными функциями суеверий являются: культуроохранная – когда суеверия выступают как сфера сохранения древних (чаще языческих) традиций; коммуникативная – суеверные представления и приметы являются неотъемлемой частью народного фольклора, коммуникативной культуры и могут выполнять знаковую функцию для культуры определённого сообщества, тем самым выполняя роль семиотических маркеров; социализирующая – когда суеверия выступают как механизмы распространения и укрепления нравственных норм, поскольку мифологически мыслящий человек изменяет и регулирует свое поведение – преобразует его в сторону поступков и действий, необходимых для достижения оптимального результата – желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями; компенсаторная – когда суеверия «регулируют эмоциональную сферу человека, защищая его от негативных переживаний, осуществляя разрядку, снимая напряжение, успокаивая, давая облегчение. В результате следования приметам у верящих в них улучшается настроение, приобретается вера в себя, оптимистический настрой» [4]; прогностическая, вызванную желанием заглянуть в ближайшее будущее; когнитивная – с помощью примет суеверный человек познает окружающий мир и происходящие в нем события, объясняет и интерпретирует их, осуществляет восприятие и понимание объективной реальности и собственного внутреннего мира и самая главная для человека – защитная (или аффективно-мотивационная), когда обращение к суевериям происходит в основном из-за потребности людей чувствовать себя защищенными и не испытывать страх и неудачи, эта функция выполняет психотерапевтическую роль. Изучив историю возникновения суеверий в мировой культуре, можно сделать следующий вывод, что все суеверия произошли из языческой древности и основаны на древнейших воззрениях на природу и мифологическом мышлении, ключевой особенностью которого была нерасчлененность мира и его восприятия. Это синкретичное мировосприятие позволяло не тронутому сомнением уму успокоительно прикрывать черствую и холодную действительность и облегчить возможность толковать сложные явления самыми простыми и подручными способами, суеверия про домовых, леших, русалок и т.д. так же вошли в нашу жизнь под влиянием новой религии: народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Проанализировав особенности суеверий в разных странах мира, сделаем вывод о том, что и в России, и в странах Европы и Азии в основе суеверий лежали схожие задачи и представления, которые могут быть систематизированы и объединены в группы по тем принципам, которые мы описали в процессе типологизации суеверных представлений. Зачастую репрезентации этих принципов в конкретных приметах и поверьях не отличаются оригинальностью, поскольку в разных странах эти представления формировались на базе схожих жизненных ситуаций. Однако в некоторых странах есть ряд совершенно уникальных примеров суеверий, которые свойственны каждому конкретному типу национальной культуры, именно они могут восприниматься в качестве элемента национального культурного кода, в котором заложены базовые ценности той или иной культуры. Исследовав развитие суеверных представлений в современности логично сделать вывод, что современный мир науки и техники не искоренил суеверия из человеческого сознания. Современная жизнь наоборот стала подвергать человека еще большей опасности, так как техника обернулась против человека. Современный мир стал еще более непредсказуемым, поэтому предрассудки лишь еще больше укоренились в нашем обществе. Поэтому пока люди не уверены в своем будущем, они будут искать уверенности в суевериях. Тем более, что суеверия, несмотря ни на что, это, несомненно, часть культуры, отражающая быт народа, его страхи и надежды, пусть зачастую и довольно наивные и бессмысленные с точки зрения современного человека. Тем не мене многие из них, основанные на наблюдениях и опыте, являются частью народной мудрости, которая помогает и предостерегает от ошибок по сей день.

Таким образом, мы можем заключить, что цель работы достигнута: выявлены общие основы формирования и развития суеверных представлений в разных культурах посредством изучения их генезиса и эволюции.

Список использованной литературы:

  1. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманства и проч. – Москва: изд-во Ф. Гиппиуса, 1786. – 328 с.

  2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/dal/1.htm

  3. Книга примет и суеверий / Сост. И.А. Мудрова. – М.: Центрполиграф, 2011. – 300 с.

  4. Саенко Ю.В. Суеверия как препятствие для личностного и профессионального развития // Акмеология: личностное и профессиональное развитие / Под ред. О.В. Москаленко, Е.В. Селезневой. М.: «ЭКО», 2004.

  5. Энциклопедия суеверий. – М.: Миф, Локид, 1995. – 560 с.; илл.

Просмотров работы: 690