ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФИТНЕС-ЙОГИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФИТНЕС-ЙОГИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью данной работы является изучение и теоретическое обоснование использования фитнес-йоги в учебном процессе студенческой молодежи, как эффективного средства физической культуры, а так же для повышения мотивации к занятиям физической культурой у студенток ВУЗа.

Фитнес-йога - эффективная программа занятий, которая создаёт баланс между телом и разумом, позволяет обрести хорошую физическую форму, развивает концентрацию и помогает предотвращать травмы при занятиях физической культурой. Фитнес-йога комбинирует элементы хатха-йоги с традиционными упражнениями для развития тела и растяжки мышц. Фитнес йога - это комплексная тренинг программа, которая объединяет в себе силу и гибкость в единую динамическую работу. Эта программа направлена на развитие функциональной силы и гибкости, как составляющих тела и тренировку нейромышечной системы в целом. Цель программы - смешанная работа. Современная фитнес йога направлена на все компоненты одновременно, объединяя работу на увеличение силы, выносливости и гибкости. Последовательность движений спланирована в противовес стрессам и для расширения практического применения силы и гибкости в нашей повседневной жизни. Современная фитнес йога - глобальный подход к нейромышечному фитнесу. Глобальный, потому, что тренирует тело, как единое целое, чтобы быть более сильным и гибким. Программа расширяет взаимозависимое развитие различных параметров фитнеса лучше, чем независимое. Она так же глобальна в плане философии, смешивая методы восточной и западной культур. Современная фитнес йога объединяет движение и стабильность, баланс и координацию, концентрацию и расслабление, для формирования тела в более сильное и гибкое, легко приспосабливаемое, способное противостоять травмам, чрезмерной усталости и утомлению.

Большинство девушек начинают обучение в ВУЗе в возрасте 17 лет, когда еще сохраняется возможность высоких темпов развития силы, гибкости и умеренно высоких - общей выносливости.

Применение фитнес-йоги должно способствовать развитию этих качеств у студенток и соответственно повышению уровня их физической подготовленности.

В исследовании приняли участия студентки 17-18 лет первого курса Кемеровского Государственного Университета, которые по результатам медицинского обследования (сентябрь) были зачислены в основную группу занимающихся физической культурой. Основным учебным материалом на практических занятиях являлись спортивные игры и общефизическая подготовка.

На учебных занятиях в контрольной группе для разминки мы применяли традиционные общеразвивающие упражнения: по преодолению веса собственного тела; с эспандерами, скакалками, гантелями; с использованием гимнастической скамейки; прыжки на месте, в движении; на растягивание мышц и связок; на расслабление мышц.

В экспериментальной группе основными средствами физического воспитания на протяжении практических занятий были упражнения из программы фитнес-йога. Для занятий были отобраны упражнения, которые по координационной сложности соответствовали подготовленности студенток и были рекомендованы на начальном этапе занятий йогой.

Примерная схема занятия в экспериментальной группе: в первой половине занятия применялся разработанный комплекс фитнес-йоги для разминки - дыхательные упражнения - 5мин, динамическая часть - 15мин., статические асаны - 10мин., силовая часть - 10 мин упражнения на растяжку - 10мин. Вторая часть занятия посвящалась специально-подводящим упражнениям по программе спортивных игр. В заключительной части занятия использовалась техника медитации.

Физическая подготовка студенток измерялась следующими показателями: челночный бег, подтягивание на нижней перекладине, сгибание туловища из положения, лежа на спине (пресс). А так же были приняты контрольные нормативы по спортивным играм: бросок в кольцо, передача мяча в парах за 30сек. (баскетбол), верхняя передача над собой, комбинированная передача в парах (волейбол).

В обеих группах у испытуемых нами обнаружено улучшение результатов по всем показателям, но более значительный рост их произошел в экспериментальной группе. Повышение скоростно-силовых и силовых способностей объясняется функциональностью выполнения асан. При выполнении упражнений на статику задействуется гораздо больше мышц, чем при выполнении силовых упражнений локального действия. При выполнении асан так же было применено правила симметрии, которое предусматривает последовательное выполнение упражнения в одну и другую сторону. Данный подход позволяет задействовать мышцы разных частей тела и способствовать развитию не только силы, но и координации.

При выполнении нормативов спортивных игр студентки экспериментальной группы не испытывали затруднений так как по нашему мнению упражнения из программы фитнес-йоги развивают необходимую для данного вида деятельности концентрацию и умение владеть своим телом. Так же нами было отмечено положительное влияние использования медитативных техник в конце занятия. Медитация является одним из важных факторов, определяющих значимость предложенной программы. В ритме современной жизни не всегда удается полностью расслабиться, чаще всего это достигается только в процессе длительных тренировок. Одним из способов овладения медитацией является релаксация.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Польза от систематических сеансов релаксации признана современной психотерапией. Более того, релаксация фактически служит основой для большинства современных психотерапевтических методик. Разрушительное влияние психологического стресса на организм доказано уже давно. Мышечная релаксация приобрела очень большое значение как средство противодействия ежедневному стрессу. Целью полной релаксации является успокоение и отдых нервной системы, максимальное избавление от умственного и физического напряжения. После полной релаксации наступает необычное состояние душевного спокойствия, бодрости, уверенности в себе.

По результатам проведенного анкетирования 94% студенток экспериментальной группы отметили, что занятия фитнес-йогой повышают уровень концентрации внимания, стимулируют бодрое самочувствие, способствуют благоприятному эмоциональному настрою, что в свою очередь служит активизации познавательной деятельности, желанию к учебе.

Подводя итог, можно смело утверждать, что методика фитнес-йоги, разработанная для использования в физическом воспитании студенток высшего учебного заведения, - эффективнее средство повышения общей физической подготовленности и работоспособности. Медитационные технологии, как одно из средств оздоровительной системы фитнес-йоги, являются эффективным средством срочной регуляции основных физиологических систем и параметров организма, что позволяет рекомендовать их для использования в режиме труда и учебы для сохранения и восстановления работоспособности. Фитнес-йога может использоваться в качестве разминки на занятиях по спортивным играм, позволяет подготовить мышечно-связочный аппарат к предстоящим нагрузкам, а так же повышает интерес студенток к занятиям физической культурой.

Список литературы

  1. Зайцева И.А. Большая книга йоги / Ирина Зайцева. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.

  2. Коваленко, Т.Г. Биоинформационные оздоровительные технологии в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем / Т.Г. Коваленко // - Волгоград: изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. - 120 с.

  3. Ковачева, И.А. Содержание физкультурного образования при учебных занятиях со студентами подготовительной и специальной медицинских групп / И.А. Ковачева, Б.Ф. Прокудин // Проблемы и перспективы развития Российской спортивной науки, конференция посвященная 75-летию ВНИИФК. - М., 2008. -С. 239.

  4. Панцова Л.В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания студентов в высшей школе / Л.В. Панцова // Физическая культура и личность: тез.докл. Всерос. науч.-практ.конф. 28-29 октября 2004г. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - С. 114-117.

Просмотров работы: 773