ХАКЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХАКЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. Постараемся дать общее представление о социальной среде хакерства.

Применение информационных технологий при конкретных действиях или видах деятельности может оказывать влияние даже на всю личность в целом, одним из проявлений которых может быть хакерство.

Явление хакерства часто объясняется как один из способов ухода (эскапизма) или погружения в мир иллюзорной реальности, творимой и видоизменяемой самим хакером сообразно своему вкусу и в некоторой степени – групповым представлениям. Часто хакеров описывают с негативной стороны, подчеркивая их запретные действия. Однако эта точка зрения неверна.

В последнее время интерес к проблеме хакеров возрос, особенно в средствах массовой информации, поэтому данная работа направлена на исследование хакерства как социального явления, на изучение хакерской этики и социальной среды хакеров. Для исследования и изучения данной темы использовались интернет ресурсы и библиографические единицы, связанными с хакерством и информационными технологиями.

В 1984 году Стивен Леви в своей знаменитой книге «Хакеры: герои компьютерной революции» сформулировал принципы хакерской этики:

1. Доступ к компьютерам должен быть неограниченным и полным.

2. Вся информация должна быть бесплатной.

3. Не верь властям - борись за децентрализацию.

4. Ты можешь творить на компьютере искусство и красоту.

5. Компьютеры могут изменить твою жизнь к лучшему.

Эти формулировки четко определяют, что первоначально явление хакеров было социальным протестом.

Выделяют по отношению к вопросам этики и такую классификацию:

  1. Романтики-одиночки. Они, как правило, взламывают базы данных из чистого любопытства. В целом они довольно безопасны и бескорыстны, но и наиболее талантливы.

  2. Прагматики или классики. Работают как в одиночку, так и группами. Похищают, как говорится, что придется: базы данных, программы, электронные версии разных изданий.

  3. Разведчики. Сегодня в любой уважающей себя фирме имеется хакер, оформленный обычно как программист. Его задача - взламывать сети конкурентов и похищать оттуда самую разную информацию. Этот тип пользуется сейчас наибольшим спросом.

  4. Кибергангстеры. Это уже профессиональные компьютерные преступники. Их пока не так много, и работают они в основном на преступные организации и группировки. Действуют почти всегда группами. Тут задачи конкретные: блокировка и развал работы компьютерных сетей разных неугодных фирм, а также кража денег с банковских счетов. Дело это дорогое и небезопасное, зато самое высокооплачиваемое. В частности, не так давно группа российских хакеров взломала сеть солидного европейского банка и, запустив туда вирус, на сутки полностью дезорганизовала его работу.

По мнению психологов многие из хакеров были людьми с какими-либо недостатками, будь то излишняя полнота, или нелегкое детство: разбитые семьи, наркотики и отсутствие полноценного общения и со сверстниками, и со взрослыми. Например, детство Сьюзен Сандер (единственной девушки-хакера) описывается следующим образом: «Ей было лет восемь, когда она нашла утешение в телефонных разговорах». Ее дальнейшую судьбу можно охарактеризовать следующим образом: Сьюзен научилась проникать в компьютеры оборонного комплекса, была довольно популярна и буквально упивалась своей властью.

В портретах и историях хакеров можно проследить общие черты, некоторые психологические характеристики. Например, не подлежит сомнению, что большинство хакеров обладает исключительно высоким уровнем интеллекта. Высокие познавательные способности просто необходимы хакерам, так как для успешного доступа на удаленные компьютеры нужны блестящие знания телефонного, компьютерного оборудования и систем. Другой общей чертой всех героев книги является настойчивость, упорство в достижении цели. Говоря о высоких интеллектуальных способностях, необходимо отметить и высокую познавательную мотивацию многих хакеров: часто «хакинг» совершается ради того, чтобы иметь возможность поработать на более мощном компьютере, посмотреть, как работает та или иная программа, узнать больше о том, как работают новые операционные системы или программы. Не меньшее значение имеет и мотивация доминирования: многие стремятся стать лучшими среди хакеров, показать другим, на что они способны.

Другая типичная картина в историях и биографиях хакеров - неудачный опыт взаимодействия с обществом в детстве: неполные семьи, не сложившиеся отношения со сверстниками, одиночество. Многие авторы подчеркивают в своих публикациях значение такого опыта в жизни хакера, фактически решающего его судьбу. О Кевине Митнике пишут следующее: «Болезненные переживания, от которых он, одинокий и никому не нужный, мучился в детстве, привели к тому, что он стал издеваться над радиолюбителями, дурачить пользователей телефонной сети и взламывать компьютеры, - для него это был единственный способ ощутить свою силу и значительность». Таким образом, можно говорить о том, что увлечение информационными технологиями и успехи в этой области могут служить своего рода компенсацией недостаточного общения с близкими взрослыми и сверстниками.

Важным психологическим моментом является непонимание последствий своих действий хакерами. Парадокс состоит в том, что несмотря на свой высокий интеллектуальных уровень, хакеры плохо представляют себе последствия своих действий - простаивание выключенных компьютеров, людей, оторванных друг от друга и от своей работы. Эти последствия оказываются отгороженными от них временем и расстоянием.

Всё же сами хакеры часто обсуждают и вопросы морали. Так, одно из определений хакерства звучит как «следование хакерской этике». У этики хакеров есть два значения. Первое: декларация свободы информации; подчеркивается, что любая информация должна распространяться свободно, быть доступной всем. Второе определение касается взлома программ: в нем нет ничего аморального. В других публикациях, принадлежащих перу хакеров, можно найти и указания на новые тенденции в хакерской субкультуре. Во-первых, сами хакеры обратили внимание на то, что средства массовой информации создают в обществе стереотип хакера как асоциального субъекта, который ломает защиты на компьютерах и программных продуктах, создает вирусы, портящие информацию.

Необходимо отметить, что, наряду с тем, что в субкультуру хакеров вливаются новые поколения, среди старшего поколения хакеров можно наметить различные тенденции. Часть хакеров в старшем возрасте остается работать в научных центрах и лабораториях, изредка позволяя себе вспомнить прошлое. Другая часть хакеров, покидая андерграунд, примыкает к ряду «белых воротничков» в компьютерных технологиях.

В соответствии со своей идеологией элитарные круги хакеров не могут отделиться от новичков, которые приходят в это информационное сообщество за популярностью и признанием, однако, констатируют тот факт, что в новых поколениях хакеров появляются люди, ищущие общественного признания, уважения других и самоуважения, но мало интересующиеся самими информационными технологиями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для самих хакеров особую ценность представляет взаимодействие с компьютером, программным обеспечением (которое представляет собой продукт творчества многих талантливых людей и не одного поколения программистов), постоянный процесс познания, возможность обмена опытом и информацией с такими же, как они сами, энтузиастами и специалистами. Требование свободы информации в этой трактовке приобретает особый смысл - как требование самостоятельности, компетентности, информированности обо всех делах государства, независимости от чьего-то мнения, указания.

Если хакерство родилось и развивалось на протяжении десятилетий как форма социального протеста и ухода от реального мира в мир киберпространства, то в последние годы появилась тенденция ухода в сторону кибертерроризма. Сегодня явление хакерства в первую очередь связывается с разгорающейся всё сильней и сильней кибервойной – войной, в которой нет ни правил ни закона, а цели как бы оправдывают любые средства и методы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бабаев Мирза, Пресняков Максим. Новая порода нонконформистов. Режим доступа: http://www.viv.ru.

  2. История хакерства. // Журнал Computerworld №28-29, 2001 год, Режим доступа: http://www.osp.ru/cw/2001/28-29/040_0.htm.

  3. Путь от ламера к хакеру. Режим доступа: http://www.hackzona.ru.

  4. Смыслова Ольга. Психологические последствия применения информационных технологий (дипломная работа). Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Войскунский А.Е. МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 1998.

  5. Тропина Татьяна (исследователь ВЦИОП). Активность, хактивизм и кибертерроризм: Интернет как средство воздействия на внешнюю политику. Режим доступа: http://www.crime-research.ru/articles/Tropina0104.

  6. Хлебников Константин. Взломник из интернета. Режим доступа: http://krasrab.krsn.ru/archive/2003/05/31/13/view_article

  7. Чепчугов Д.В. МВД Онлайн. Режим доступа: http://vx.netlux.org.

  8. Черняк Леонид. Подлинная история хакерства и хакеров. Режим доступа: http://ezpc.ru/pchack.shtml.

Просмотров работы: 936