Цель. Анализ группы пожилых пациентов, обучающихся в Астма-школе.
Материалы и методы. Исследуемая группа слушателей четырех Астма-школ– 39 пациентов (средний возраст - 64,1 ± 3,1). До и после обучения анализировали осведомленность пациентов о своем заболевании и о факторах риска обострений, технологиях самоконтроля. Занятия проводились в форме интерактивных лекций, предоставляющих возможность использовать систему обратной связи, собеседований, позволяющих выяснять усвоение пожилыми больными необходимой информации, отработки практических навыков – использования пикфлоуметра, определения частоты дыхания, дыхательной гимнастики. Еженедельно анализировали дневники самоконтроля бронхиальной астмы.
Результаты Согласно проведенным исследованиям установлено, что в группах обучающихся в Астма-школах мужчины составили 25,7%, женщины – 74,3%. При этом, на диспансерном учете состоит 36,6% пациентов-мужчин и 63,4% пациентов-женщин. Следовательно, гендерные отличия в структуре больных, занимающихся в Астма-школе, зависят не только от распространенности заболевания в группах, различающихся по полу, но и от приверженности пациентов к образовательным медицинским технологиям.
При анализе степени выраженности бронхиальной астмы в группах обучающихся отмечено, что тяжелое течение было у 10,4 % пациентов, течение средней степени тяжести – у 80,1 %, легкое течение - у 9,5 % больных. Длительность заболевания - 10,2±6,1 лет. У 77,1% больных имела место сопутствующая патология – сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь.
При анкетировании пациентов в начале обучения установлено, что практически у всех больных (92,2%) имелся низкий уровень информированности о своем заболевании и о влиянии назначаемых лекарственных препаратов на течение сопутствующих заболеваний (89,5%). Достаточные представления о факторах риска обострения бронхиальной астмы отмечались только у 10,3% больных. Необходимые знания о методах самоконтроля отсутствовали у всех (100%) обучающихся в Астма-школах. Многие пациенты (87,7%) не имели представлений о пикфлоуметрах. Только 2 пациента ранее приобрели пикфлоуметры, но не использовали эти их из-за отсутствия навыка работы с ними. Примечательно, что 76,8% пожилых больных не смогли назвать ингаляционные лекарственные препараты, которые применяли в период анкетирования.
По данным анкетирования, после окончания цикла обучения уровень общей осведомленности пожилых пациентов повысился только до 69,7%, приверженность к лечению - до 61,3%, Кроме того, только 57,9% пациентов начали ежедневно вести дневник, 23,1% больных приобрели пикфлоуметры и начали использовать их для самоконтроля течения бронхиальной астмы. Следовательно, низкий уровень достигнутых результатов у пожилых слушателей Астма-школы свидетельствует о недостаточности общепринятой длительности курса занятий для этих пациентов и необходимости их дальнейшего обучения в динамике.