ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В АСТМА – ШКОЛЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ БОЛЬНЫХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В АСТМА – ШКОЛЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ БОЛЬНЫХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Низкая эффективность лечения пожилых больных бронхиальной астмой зачастую связана с недостаточной знаний пациентов о своем заболевании, факторах риска, отсутствием навыков самоконтроля течения болезни. Поэтому для этой возрастной категории пациентов так актуальны технологии, применяемые для повышения информированности и активного вовлечения их не только в лечебно-диагностический, но и профилактический процесс, так как от больного требуется тщательное, практически непрерывное соблюдение особого режима жизнедеятельности, определенных ограничений.

Цель. Анализ группы пожилых пациентов, обучающихся в Астма-школе.

Материалы и методы. Исследуемая группа слушателей четырех Астма-школ– 39 пациентов (средний возраст - 64,1 ± 3,1). До и после обучения анализировали осведомленность пациентов о своем заболевании и о факторах риска обострений, технологиях самоконтроля. Занятия проводились в форме интерактивных лекций, предоставляющих возможность использовать систему обратной связи, собеседований, позволяющих выяснять усвоение пожилыми больными необходимой информации, отработки практических навыков – использования пикфлоуметра, определения частоты дыхания, дыхательной гимнастики. Еженедельно анализировали дневники самоконтроля бронхиальной астмы.

Результаты Согласно проведенным исследованиям установлено, что в группах обучающихся в Астма-школах мужчины составили 25,7%, женщины – 74,3%. При этом, на диспансерном учете состоит 36,6% пациентов-мужчин и 63,4% пациентов-женщин. Следовательно, гендерные отличия в структуре больных, занимающихся в Астма-школе, зависят не только от распространенности заболевания в группах, различающихся по полу, но и от приверженности пациентов к образовательным медицинским технологиям.

При анализе степени выраженности бронхиальной астмы в группах обучающихся отмечено, что тяжелое течение было у 10,4 % пациентов, течение средней степени тяжести – у 80,1 %, легкое течение - у 9,5 % больных. Длительность заболевания - 10,2±6,1 лет. У 77,1% больных имела место сопутствующая патология – сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь.

При анкетировании пациентов в начале обучения установлено, что практически у всех больных (92,2%) имелся низкий уровень информированности о своем заболевании и о влиянии назначаемых лекарственных препаратов на течение сопутствующих заболеваний (89,5%). Достаточные представления о факторах риска обострения бронхиальной астмы отмечались только у 10,3% больных. Необходимые знания о методах самоконтроля отсутствовали у всех (100%) обучающихся в Астма-школах. Многие пациенты (87,7%) не имели представлений о пикфлоуметрах. Только 2 пациента ранее приобрели пикфлоуметры, но не использовали эти их из-за отсутствия навыка работы с ними. Примечательно, что 76,8% пожилых больных не смогли назвать ингаляционные лекарственные препараты, которые применяли в период анкетирования.

По данным анкетирования, после окончания цикла обучения уровень общей осведомленности пожилых пациентов повысился только до 69,7%, приверженность к лечению - до 61,3%, Кроме того, только 57,9% пациентов начали ежедневно вести дневник, 23,1% больных приобрели пикфлоуметры и начали использовать их для самоконтроля течения бронхиальной астмы. Следовательно, низкий уровень достигнутых результатов у пожилых слушателей Астма-школы свидетельствует о недостаточности общепринятой длительности курса занятий для этих пациентов и необходимости их дальнейшего обучения в динамике.

Просмотров работы: 796