Изучение роли эндотелия в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) привело к пониманию, что эндотелий регулирует не только периферический кровоток, но и другие важные функции. Именно поэтому объединяющей стала концепция об эндотелии как о мишени для профилактики и лечения патологических процессов, приводящих или реализующих ССЗ.
Среди множества биологически активных веществ, вырабатываемых эндотелием, важнейшим считается оксид азота – NO. Сегодня – это самая изучаемая молекула, вовлеченная в патогенез АГ и ССЗ в целом.
Превращение NO в различные метаболиты определяет его разнонаправленные эффекты: цитопротекцию, регуляцию вазотонических реакций, а их высокие концентрации создают условия для переокисления и развития нитрозативного стресса.
Таким образом, результаты исследований последних лет проливают свет на недостаточно изученную роль продуктов переокисления NO как важных биологических регуляторов не только процессов образования и утилизации энергии, направленных на поддержание жизнедеятельности клетки, но также и процессов, связанных с осуществлением программы клеточной гибели. Поэтому данная проблема остаётся актуальной и требует углубленного изучения.
Цель исследования – определение патогенетических механизмов воздействия окислительных модификаций NO на сосудистый эндотелий и прогрессирование эндотелиальной дисфункции при артериальной гипертонии у людей разного возраста.
Материалы и методы исследования.
Проведено лабораторное обследование 38 больных ГБ II стадии АГ 2 степени, среди которых 28 женщин (73,6 %) и 10 мужчин (26,4 %), вошедших в основную группу. Средний возраст обследованных 66,0±0,4 года: женщин – 65,6±0,4, мужчин - 68,1±1,1. Контрольную группу составили 16 практически здоровых лиц пожилого возраста: 13женщин и 3 мужчин, средний возраст – 66,5±0,7 года. Основная и контрольная группы сопоставимы по возрастно-половому составу.
Уровень продукции оксида азота (NO) оценивали в реакции Грисса - по содержанию стабильного метаболита NO - нитрита (NO2-) в плазме крови.
Ввиду невозможности определения содержания свободного пероксинитрита в плазме крови из-за его высокой реакционной активности, концентрацию пероксинитрита оценивали по содержанию 3-нитротирозина в сыворотке крови. Показатель определяли спектрофотометрически по характерным полосам поглощения при длинах волны 302, 338 и 438 нм.
Статистический анализ результатов выполнен с использованием компьютерных программ Statistica 6.0, BIOSTAT. Различия между группами признавались достоверными при p