В повседневной жизни, среди людей, профессионально связанных с детьми (воспитатели, учителя, преподаватели, полицейские, врачи и др.), в России до сих пор распространен стереотип, согласно которому детям из неполных семей свойственно больше проблем по сравнению с детьми из полных семей. Данный стереотип активно подпитывается средствами массовой информации и негативно сказывается на успешности развития личности ребенка из ненормативных и многодетных семей, где материальное неблагополучие приравнивается к неблагополучию в целом, что становится практической проблемой [2].
В рамках поставленной проблемы авторы провели социологическое исследование цель которого, выявить динамику успеваемости студентов в различных типах родительских семей.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Определить тип родительской семьи студентов;
Изучить влияние социально - психологического климата в семье на успеваемость;
Проанализировать влияние семейного бюджета на качество образования.
Объектом исследования выступали 64 студента филиала ВГУЭС г. Артема, 1-3 курсов, в возрасте 18-20лет, всех направлений подготовки.
Практически все студенты (96%) обучаются на бюджете, лишь 4% обучаются на платной основе.
Исследование показало, что 30% респондентов являются единственным ребенком в семье, 46% имеютбрата/сестру и 24% проживают в многодетных семьях.
Рисунок1- Количество детей в родительских семьях студентов филиала ВГУЭС
При этом следует отметить, что успеваемость студентов из малодетных семей значительно выше, чем многодетных. Так на отлично и хорошо обучаются 62% студентов из малодетных семей против 30% из многодетных семей; на хорошо и удовлетворительно- 31% (60%); учатся с задолженностями по предметам - 7% (10%). Студенты из многодетных семей считают, что в их семьях присутствуют внешние факторы, отвлекающие от учебы (помощь родителям по хозяйству, в уходе за младшими членами семьи, необходимость подработки и т.д.).
Большая часть наших студентов (58%) проживают с родителями, 14% - живут с ближайшими родственниками и 8% проживают самостоятельно.
Рисунок 2- Местожительство студентов филиала ВГУЭС
Если говорить о бюджете семьи, то большинство студентов (60%) из малообеспеченных семей, при чем на хорошо и удовлетворительно обучается 85%, на отлично 5% и учатся с долгами – 10%. При этом 30% студентов имеют временную работу и помогают родителям материально, 65% - не работают и 5% -работают постоянно. Среди работающих студентов 43% сессии сдают в срок и 57% - обучаются с задолженностями.
Изучая отношения в семье, 44% студентов назвали их благополучными, 26% считают, что они проживают в нормальных, устойчивых семьях, 14% говорят о том, что в семьях бывают проблемы(отсутствие жилья, или продолжительная болезнь одного из родителей, отсутствие средств на содержание семьи и др.). Конфликты, как правило, присутствуют во всех семьях, но явно выражены они в семьях 16% опрошенных студентов.
Рисунок 3- Качество отношений в семье студентов филиала ВГУЭС
Немаловажную роль в успеваемости студентов играет контроль со стороны родителей. По мнению студентов - 38% родителей интересуются успехами своих детей; 36% студентов считают, что их родители ни как не участвуют в процессе обучения и26% затрудняются ответить на этот вопрос.
Рисунок 4 - Анализ проявления родительского интереса зауспеваемостью студента
При этом 30% студентов считают, что родители помогают им в учебном процессе; 12%, студентов утверждают, что помощь происходит иногда; и 48% - учатся без помощи родителей.
Исследование показало, что 52% студентов, находящихся под контролем родителей обучаются на хорошо и отлично; 30% на хорошо и удовлетворительно и 18% учатся на удовлетворительно и с долгами.
В заключении можно сделать вывод что,большинство студентов (58%) живет с родителями и не работает (65%), а значит, зависит от родителей. Большая часть студентов (70%) проживает в благополучных и устойчивых семьях. Во многих семьях (52%) родители проявляют интерес и помогают в учебном процессе своим детям, что дает свои результаты.
Список литературы
1 Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи/ Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2010.- 184с.
2 Гурко Т.А. Развитие личности подростков в различных типах семей/ Т.А. Гурко, Н.А. Орлова // СоцИс.- 2011.-№10-С. 99-108.
3Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи/ Ю. В. Гусева // Челябинск Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. Конф , 2015. — С. 253-255. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/147/7106/
4 Семья и воспитание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/16/semya-i-vospitanie 5 Крылова А.Г. Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/14688