Логопедическая работа при алалии.
В настоящее время одной из распространённых проблем в отечественной логопедии является изучение детей с аллалией.Алалия-это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.На данный момент увеличилось количество детей алаликов с разной степенью тяжести –от полного отсутствия речи до лексико грамматического недоразвития,а так же может быть врождённое снижение слуха или же разнообразные поражения речедвигательного аппарата.
Проблемой обучения и воспитания детей со структурно-семантическими расстройствами занимались Токарева О.А., Хватцев М.Е., Маркова А.К., Балаева В.И., Гриншпун Б.М. и многие другие.
Первая попытка описания анализа нарушений речи при разных формах алалии была описана в 1925 году А. Либманном,но сейчас его термины не используются в логопедической работе.
В 1951 году Левина Р.Е.описала формы алалии у детей с точки зрения психолого-педагогической типологии.Она выделили 4 группы среди детей с грубыми нарушениями речи это с нарушением тактильных кинестетических ощущений,дети с алалией и нарушением фонематического слуха,с нарушением регуляции общения и поведения и с нарушением зрительно-пространственных представлений.А так же подробно описала как нарушаются процессы чтения и письма изучая состояние речи у детей с алалией.
Орфинская В.К. в 1963 году представила в своих работах психолингвистический аспект изучения алалии, проанализировав нарушения речи при алалии с точки зрения нарушенных механизмов языка.Все формы алалии разделила на 2 группы:первичные,при которых прежде всего нарушается речь,и вторичные при которых нарушение речи – следствие нарушения других высших психических функций. Среди первичных выделялись моторные и сенсорные формы на разных уровнях поражения языка: на уровне фразы, слова и звука. Этот подход имеет несомненно важный научный аспект, однако в практике логопедической работы применяется достаточно редко.
По мнению разных учёных, состояние интеллекта детей с алалией не однозначно. Одни из них считают, что у детей с алалией интеллект нарушается первично (Белова – Давид Р.А., 1972). Другие описывают вторичные изменения интеллекта в связи с грубым речевым недоразвитием (Левина Р.Е., 1951, Трауготт Н.Н., 1965). В работах Уманской М.Н., Давидович Л.Р., Гуровец Г.В. отмечаются особенности вербального интеллекта. Дети с алалией не могут классифицировать слова по семантическим группам, им практически не доступны навыки фонемного анализа и синтеза, дифференциация фонем по ведущим признакам. Дети с алалией обучаются в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа для детей с речевыми нарушениями, в группах для детей с общим недоразвитием речи.
Алалия,при которой у ребёнка совсем не развивается устная речь,а понимание её практически не нарушено, называется моторная(экспрессивная)алалия.Сторонники данной концепции объясняют речевую несформированность моторной недостаточностью(Р.Коен,Г.Гутцман,Ф.К.Орфинская и др.).Современный психолингвистический подход нашёл отражение в языковых концепциях(Е.Ф.Соботович,Б.М.Гриншпун,А.Ковшиков и др.).Е.Ф.Соботович(1985)отмечает,что основным при моторной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка,т.е.правилами сочетания и использования знаков в процессе порожения речи.Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования:выбор слов и порядок их расположения,звуковое оформление высказывания.Развитие фонетической стороны в значительной степени зависит от развития словаря,но их использование в составе слова сопряжено со значительными затруднениями.Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки при воспроизведениизвукового слова детьми даже при правильном произнесении изолированных звуков.По данным Н.Н.Трауготт,70% детей с моторной алалией полностью понимают обращённую речь,20% имеют незначительное снижение понимания,10% плохо понимают,но собственная речь детей в этих случаях всегда оказывается хуже их понимания.
Алалия,при которой нарушено понимание речи,и поэтому не развивается способность говорить-называется сенсорная алалия.У детей с сенсорной алалией,отмечается невнимательность к звукам,они могут слышать тихие звуки,а могут совсем не реагировать на звуковые раздражителис большим трудом заучивать отдельные слова и с трудом удерживают в памяти,их пассивный словарь обогащается медленно,поэтому возникает разрыв между пониманием слова и называемым предметом.Ребёнок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь,интонацию своего голоса.Речь сопровождается живой мимикой и жестами,имеет выразительную интонацию.Сенсорные алалики не способны контролировать собственную речь.Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию,зачастую трудно понять о чём он так эмоционально рассказывает.Так же наблюдаются нарушения личности,разнообразные трудности поведения,особенности эмоционально-волевой сферы,вторичная задержка умственного развития.У этих детей нарушена не сама возможность развития речи,а возможность обучаться речи на основе слуха,что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.
Эти два вида алалии схожи между собой тем,что в обоихслучаях поражается область коры головного мозга и поэтому нарушаются речевы способности у ребёнка.Но разница заключается в том,что при сенсорной алалии ребёнок не понимаеттого,что ему говорят,а при моторной наоборот-понимает,но не может этого сказать.
Патологию развития речи,при которой отмечаются признаки,характерные и для сенсорной, и для моторной алалии,называется сенсомоторная алалия.
Причины заболевания:
1.Возможное внутриутробное повреждение центральной нервной системы,которое возникает вследствие тяжёлого протекания беременности и родов.
2.Травмы головы,полученные ребёнком в первые годы жизни,которые могли повредить речевые центры мозга.
3.Фактор наследственности,если были какие либо проблемы с развитием речи у родителей.
4.Внутриутробные заболевания или перенесённые в раннем детстве болезни,которые могли дать осложнения на мозг.
5.Неблагоприятные условия,в которых развивался плод или ребёнок.
6.Тяжёлые заболевания,которые могли возникнуть у женщины во время беременности.
7.Воздействие токсических веществ.
8.Вредные привычки у беременной женщины.
Моторная алалия имеет характерные симтомы:
-слабое развитие движения рук;
-плохая координация;
-плохая работоспособность;
-речь может проявляться только к 4 годам;
-неспособность выразить свои мысли словами;
-замена одних слов на другие;
-неправильное построенные предложения;
-нежелание говорить;
-обидчивость,замкнутость,агрессивность.
У детей,страдающих сенсорной алалией,проявляются такие симптомы:
-нарушение восприятия речи;
-повторение за кем-то слов;
-замкнутость;
-изменение букв в словах;
-слияние нескольких слов в одно;
-импульсивность,повышенная активность,но в то же время ребёнок может быть замкнут или чем-то подавлен;
-отсутствие связи между предметом и словом,которое его обозначает.
Диагностирование проводится чаще всего логопедом,но в некоторых случаях родители обращаются к педиатрам,психологам,неврологам.
Лечение как моторной,так и сенсорной алалии состоит в том,чтобы скорректировать и улучшить речь малыша.Первый этап при алалии-это занятия с логопедом,а второй –самостоятельные занятия родителей с ребёнком.Можно добиться таких результатов как развитие словарного запаса,появляется связная речь,появление речевой активности,понимания значения слов.Лечебные массажи направлены на улучшение работы речевых мышц.
В большинстве случаев,при своевременном лечении дети выздоравливают,и со временем речь становится понятной,а по интеллектуальному развитию такой ребёнок не будет отставать от своих сверстников.Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии или плохого состояния речи нельзя гарантировать полного избавления от этого недуга.При этом сенсорная алалия лечится гораздо быстрее,чем моторная.
Можно сделать вывод о том, что недоразвитие речи по типу алалии с одной стороны одно из наиболее изученных, а с другой стороны одно из наиболее сложных речевых нарушений. В настоящее время нет достоверных статистических сведений о распространенности алалии в различных регионах России. Несмотря на большой теоретический опыт отечественной логопедии, сложным и дискуссионным является вопрос о механизмах недоразвития речи при алалии. Подходы к изучению проблемы недоразвития речи у детей носят многоаспектный характер. Специалисты разного профиля анализируют проблему недоразвития речи с точки зрения клинической типологии нарушения, описывают психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи, все более широко используется психолингвистический аспект изучения вопроса о недоразвитии речи у детей.
Литература.
1. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М., 1951
2. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М.: Классикс Стиль, 2003.
3.Черепкова Н.В.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.Журнал «В мире научных открытий»2010