«СЮРРЕАЛИЗМ — ЭТО Я!» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«СЮРРЕАЛИЗМ — ЭТО Я!»

Четвертакова П.Д. 1, Черокова А.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сальвадор Дали - человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе. Сальвадор Дали дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто - и причиной этих изменений.

«Сюрреализм — это Я!» — фраза, брошенная Дали в 1936 году после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов. Картины Сальвадора Дали поражали современников реалистичностью выдуманных сюжетов.[1]

Для сюрреализма характерно: пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Самодвижение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.

Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое творчество: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности».[2]

Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается. Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил.

Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути.

Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность — его программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой. Но в результате распадается сама материя, из которой они состоят.

Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию, и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.[3]

На картине «Сюрреалистическая композиция» изображено торжественное шествие «сырых» и биоморфных форм. Они движутся в соответствии с предначертанными путями в сопровождении цифр и букв, что подчеркивает их приверженность нормам хорошего авангардистского тона.

Творчество Сальвадора опережало время, что позволило ему еще при жизни стать признанным гением. Независимо от того, к чему притрагивалась рука Мастера, создавался шедевр. За исключением живописи, Дали большую роль в собственном творчестве уделял графическим произведениям. Его линии то динамичные и острые, то плавные; они меняются, что позволяет передать его «ауру» и, конечно же, восприятие художником.

В Иванове была организована выставка, на которой были представлены иллюстрации Сальвадора Дали к Ветхому и Новому завету. В коллекцию вошло 105 уникальных литографий, выполненных в смешанной технике (акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш). Новый выставочный проект признан одним из самых масштабных графический серий Сальвадора Дали.

Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой - себя Спасителем мира.

Особое впечатление производит картина «Суета сует». Она выполнена в ярких контрастных цветах и полна глубокого смысла. Картина представляет собой, одну большую загадку мироздания. Сальвадор изобразил разноцветную меняющуюся Вселенную и всевышнего, который наблюдает за всем происходящим со стороны.

На протяжении всей своей жизни Дали находился на виду у общественности, при этом, оставаясь одной из наиболее великих и таинственных загадок столетия и мира современного искусства.

В соответствии с теми фактами, которые известны об этом талантливом художнике, можно сделать вывод о том, что им двигало желание быть не таким, как его современники, но, в тоже время, добиться их уважения.

Список литературы

  1. А.К. Якимович "Сюрреализм и Сальвадор Дали": Вступительная статья. "Дневник одного гения" М.: "Искусство", 1991, с.5-43.

  2. Сальвадор Дали, "Дневник одного гения", Издательство "Эксмо", Москва, 2006

  3. Большая Советская энциклопедия, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1972

Просмотров работы: 578