Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества[1].
Двигательная деятельность, составляющая суть каждого физического упражнения, помимо развития физического здоровья способствует:
- развитию у человека ощущения пространства и времени и о возможностях своего тела;
- повышению концентрации и внимания, так как спортивные игры требуют сосредоточения своих движений и действий, а так же перенаправления внимания на различные объекты;
- быстроте ориентации, так как спорт, и спортивные игры в частности, повышают остроту восприятия окружающего пространства;
- развитию мыслительной деятельности — в процессе занятий спортом необходимо оценивать свои результаты.
Способы влияния физического воспитания на интеллектуальную составляющую личности показал П. Ф. Лесгафт. Он установил, какие виды упражнений помогут добиться лучших результатов в становлении сознания человека, осознании им физиологических возможностей собственного тела.
Эта система получила название физического образования и включала в себя мысль о том, что различные виды спорта по-разному воздействуют на умственные способности человека.
На данный момент собрано достаточно материала, доказывающего позитивное влияние физического воспитания человека на развитие его интеллектуальных способностей.
Однако ключевую роль в способности эффективно и долго заниматься интеллектуальным трудом играют систематические физические нагрузки. В отличие от периодических разминок, которые дают моментальный, но поверхностный результат, они повышают общую выносливость организма. Регулярные тренировки позволяют:
1. Решить проблемы со сном и в принципе лучше высыпаться за меньшее время. Особенно актуально для студентов, у которых на сон нередко остается всего пару часов.
2. Быстрее восстанавливать силы.
3. Повышать стрессоустойчивость организма. Физическая активность позволяет раскрепостить мышцы и активизировать нервную систему.
4. Улучшать способность концентрироваться и усваивать информацию. Эти качества связаны с общей выносливостью организма, которую развивают тренировки.
5. Быстрее переключаться с одной задачи на другую и держать в голове сразу несколько задач. Учеными США (впервые Фредом Гейджем) доказано, что физические нагрузки способны увеличить количество нейронов в мозге.
6. Укреплять уверенность в себе и целеустремленность. Человек, постоянно занимающийся спортом и преодолевающий определенный физический дискомфорт, проще справляется с трудностями в жизни.
7. Устранять головные боли, вызванные кислородным голоданием мозга или переутомлением зрительного центра.
Важно, чтобы физические нагрузки были сбалансированы и оптимальны, например сверхнагрузка, может привести даже к ухудшению здоровья. Объективный факт, что занятия физической культурой повышают уровень функциональных возможностей человека, его физическую и эмоциональную устойчивость, снижают уровень заболеваемости, обеспечивают высокую интенсивность и индивидуальную производительность труда, а также ускоряют процесс врабатываемости на учебных занятиях, а впоследствии и на рабочем месте[2].
ЛИТЕРАТУРА:
1.Черемушников, В.О. Физическая культура в обеспечении здоровья студенческой молодёжи / Черемушников В.О., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по матер. междунар. заоч. науч.-практ. конф., Тамбов, 30 сент. 2013 г. В 34 ч. Ч. 10 / Консалтинговая компания Юком. - Тамбов, 2013. - C. 147-148.
2. Шлемова, М.В. Влияние занятий физической культурой на общую работоспособность студентов политехнического вуза / Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Мусина С.В. // Изв. ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 9: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 11 (98). - C. 167-169.