Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неопределенности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер[1].
Самостоятельные занятия студентов спортом, туризмом, физической культуройспособствуют лучшему восприятию учебного материала, дают возможность увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых молодежи. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.
В комплекс повседневной утренней гимнастики следует внести дыхательные упражнения, упражнения для всех групп мышц на гибкость. Повседневная утренняя гимнастика, дополненная водными процедурами считается эффективным средством повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
В перерывах между самостоятельными или учебными занятиями можно выполнять упражнения в течении дня. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10— 15 мин через каждые 1—1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Заниматься рекомендуется 2—7 раз в неделю по 1— 1,5 ч.
В первую очередь, перед тем как приступать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями следует выяснить состояния своего здоровья, физического развития и определить уровень физической подготовленности.
В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Включение в учебную программу по физической культуре самостоятельных занятий физическими упражнениями позволит увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус[2].
Литература:
1. Влияние физических нагрузок на учебную деятельность студентов / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Конструктивное обучение в образовательной системе Школа–вуз: проблемы и решения : матер. VII всерос. науч.-практ. конф. (15-20 нояб. 2010 г.) / Куйбышевский филиал ГОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т". - Новосибирск, 2010. - C. 11-14.
2. Физическая культура – неотъемлемая часть формирования культуры здоровья студентов / Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева, С.В. Мусина, М.В. Шлемова // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. (1 июля 2011 г.) / ФГБОУ ВПО "Ставропольский гос. ун-т". - Ставрополь, 2011. - C. 49-51.