ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Маркина С.С. 1
1ФГОБУ ВО Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……….

7

1.1 Муниципальные унитарные предприятия: организационно – правовой статус и их роль в экономике…………………………………………………….

7

1.2 Состав доходов и расходов организации…………………………….……...

13

1.3 Роль муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ………….…

18

2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………

27

2.1 Организационная характеристика МУП ЖРЭП (Заказчик)……….……….

27

2.2 Оценка финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик)………….………

34

2.3 Анализ доходов и расходов МУП ЖРЭП (Заказчик)…………….………

48

3 ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….

57

3.1 Проблемы роста доходов и сокращения расходов в сфере ЖКХ…….…..

57

3.2 Пути повышения эффективности работы МУП в сфере ЖКХ…….………

63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

84

ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………………………………………..……

85

   
   

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день имущественные отношения в Российской Федерации характеризуются преобладанием частного сектора в экономике. Несмотря на это в руках государства находится значительная часть собственности, более 25% по основным фондам. Основную часть муниципального имущества составляют муниципальные унитарные предприятия, имеющие социально значимую направленность. С начала процесса реформирования в России различные аспекты экономического состояния и развития муниципальных образований находятся в центре внимания общественности. В связи с этим вопросы эффективного управления муниципальной собственностью являются актуальными.

Процесс создание муниципальных унитарных предприятий преследовал две основные цели: получение дохода от деятельности предприятий с целью пополнения бюджета и создание нормальных жизненных условий для населения на территории муниципального образования.

Примерно 27 тысяч муниципальных и государственных муниципальных предприятий относятся к сфере жилищно – коммунального хозяйства. Жилищно – коммунальная сфера отвечает за функционирование системы жизнеобеспечения муниципальных образований. Сфере жилищно – коммунального хозяйства свойственно неэффективное расходование бюджетных средств, несмотря на то, что она отличается высокой значимостью и слабой заменяемостью другими услугами.

Таким образом, в настоящее время, сфера жилищно – коммунального хозяйства, отвечающая за обслуживание жилого фонда стала узлом социальной напряженности в обществе. В сложившейся ситуации возникает необходимость задействования всех возможных резервов для улучшения системы регулирования государственных предприятий жилищно – коммунального хозяйства.

.

Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в определении основных направлений роста эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно – коммунального хозяйства на основе комплексного анализа доходов и расходов предприятия.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

  • Выявить особенности муниципальных унитарных предприятий, их роль в экономике;

  • рассмотреть механизмы формирования доходов и расходов муниципальных унитарных предприятий;

  • определить роль муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно – коммунального хозяйства;

  • представить организационную характеристику МУП ЖРЭП (Заказчик);

  • оценить финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик);

  • проанализировать доходы и расходы МУП ЖРЭП (Заказчик);

  • выявить проблемы роста доходов и сокращения расходов в сфере жилищно – коммунального хозяйства;

  • определить пути повышения эффективности работы муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ.

Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие ЖРЭП (Заказчик).

Предметом исследования являются процессы формирования доходов и расходов МУП ЖРЭП (Заказчик).

Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по исследуемой проблеме.

Методическую основу исследования составляют диалектический и общенаучные методы исследования: комплексного анализа и синтеза, формальной и диалектической логики, обобщения, сравнительно-экономического, факторного анализа.

Информационной базой дипломной работы являются отчётные показатели предприятия МУП ЖРЭП (Заказчик), материалы Федеральной службы государственной статистики.

Структура работы включает: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и приложения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Муниципальные унитарные предприятия: организационно - правовой статус и их роль в экономике

Главной задачей российской экономики после распада СССР стало определение правового статуса и деятельности советских предприятий. На протяжении длительного времени управление предприятиями полностью принадлежало государству. Государство устанавливало все финансовые показатели предприятия, такие как величина уставного фонда, объем выручки, себестоимости, норма прибыли, объем фонда оплаты труда, норматив собственных оборотных средств и др. Эти факторы в значительной степени осложняли решение поставленной задачи. Направленность деятельности советских предприятий можно разделить на две группы. Первая была направлена на производство готовой продукции, направленной на реализацию индивидуальному потребителю. Деятельность другой группы предприятий была направлена на предоставление услуг населению в целом. Данные предприятия должны были сочетать в себе коммерческую деятельность наряду с целевыми назначениями государства или муниципальных образований.

Описанные выше обстоятельства послужили предпосылками для создания такой организационно – правовой формы предприятий, как унитарная.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия могут быть подразделены на 3 типа:

  •  
    1. Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП.

    2. Государственное унитарное предприятие субъекта РФ - ГУП.

    3. Муниципальное унитарное предприятие - МУП.

Одна из разновидностей унитарного предприятия – это казенное предприятие. В случае, если большая часть производимой продукции, работ, услуг предназначена для муниципального образования или для осуществления деятельности, дотируемой государством, или ведения убыточных производств, то данное предприятие является казенным.

Муниципальное предприятие – это организация, которая создана для ведения управленческой, социальной, культурной или другой некоммерческой деятельности. Муниципальное учреждение создается и финансируется полностью или частично органом местного самоуправления

Характеристика сущности унитарного предприятия:

  • неделимость имущества;

  • отсутствие членства;

  • выделение определенной имущественной массы собственником и создание юридического лица, а не объединение собственности нескольких лиц;

  • право собственности на имущество сохраняется за учредителем;

  • имущество закрепляется за юридическим лицом на ограниченном праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

  • единоличные органы управления.

Основной целью создания и деятельности унитарных предприятий является решение государственных задач на коммерческой основе.

В ряде основных причин создания унитарных предприятий следует выделить:

  • необходимость обеспечения отдельных видов деятельности, дотируемых государством, и ведение убыточных производств.

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

  • решение социальных задач путем осуществления деятельности по реализации определенных товаров и услуг по минимизированным ценам.

Правовая основа деятельности муниципальных предприятий определяется нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ определяют правовое положение предприятий, но не затрагивают права и обязанности работников. Права и обязанности работников регулируются трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Унитарное предприятие является разновидностью коммерческой организации с целевой правоспособностью. На основании ст. 173 ГК РФ сделки, совершенные с нарушением правоспособности унитарного предприятия, являются незаконными и признаются недействительными.

Унитарные предприятия не имеют права на создание дочерних предприятий в качестве другого юридического лица с частичной передачей своего имущества на основании федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ. До принятия федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имели права создавать дочерние унитарные предприятия. На основании федеральным законом от 18.07.2011 г. 223-ФЗ «О закупках това­ров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» унитарное предприятие обязано проводить ежегодный обязательный аудит, согласно договора. Договор на проведение обязательного аудита отчетности заключается по итогам размещения заказа, проведение торгов в виде открытого конкурса.

Согласно ст. 78 БК РФ унитарное предприятие может получать денежные средства как в форме бюджетных субсидий от учредителя, так и в виде доходов от предпринимательской деятельности. Осуществляя расходы за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, унитарное предприятие обязано исполнять требования федерального закона № 223-ФЗ. При расходовании средств, полученных в результате бюджетного субсидирования, унитарное предприятие попадает под действие федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 июля 2015г. Вступили в силу поправки к закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на унитарные предприятия.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом, который координирует и регулирует деятельность предприятия в соответствующей отрасли, согласно действующего законодательства. Устав государственного и муниципального предприятия содержит все сведения, необходимые для любого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, сведения о размере уставного фонда предприятия.

Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия равен 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц. В течение трех месяцев с момента государственной регистрации уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Согласно ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУП и МУП);

  • на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП).

Имущество муниципального унитарного предприятия не делимо и не может быть распределено по вкладам, долям, акциям, в том числе между работниками предприятия. Имущество, которое передано муниципальным предприятиям, находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения предполагает, что муниципальное образование, как собственник имущества, устанавливает общие правила функционирования предприятия, не принимая участия в текущей хозяйственной деятельности. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство предприятия вызвано указаниями собственника. В наименовании предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества.

Муниципальное унитарное предприятие имеет права юридического лица и выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект. В соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 ГК РФ как коммерческая организация муниципальное унитарное предприятие обязано работать рентабельно, производя и реализуя продукцию, оказывая услуги, выполняя работы. Основная деятельность направлена на получение прибыли в пользу муниципального образования или государства, как собственника имущества, а так же на покрытие собственных расходов. Не смотря на это, целью деятельности муниципального унитарного предприятия является покрытие государственных нужд и общественных интересов государства.

На сайте Федеральной антимонопольной службы в докладе «О состоянии конкуренции» деятельность унитарных предприятий обозначена как одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции и способствующих развитию коррупции. Такие выводы можно сделать вследствие того, что унитарные предприятия пользуются многочисленными льготами, такими как безвозмездное распоряжение имуществом, землей, недвижимостью, оборудованием. При этом унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая самостоятельно распоряжается своими доходами, что является стимулом для расширения спектра оказываемых платных услуг, а не повышения качества своей основной деятельности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 2593-р разработана Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. Согласно данной программе, если деятельность унитарного предприятия не соответствует деятельности учредителя, предусмотрена реорганизация предприятия в хозяйственное общество или бюджетное учреждение, либо ликвидация унитарного предприятия. Наряду с этим Федеральная антимонопольная служба в 2013г. приняла Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в России на период 2013-2024 гг., в которой говорится о ликвидации унитарных предприятий «во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны».

Предпосылками к осуществлению данных программ послужило то, что вследствие несовершенства законодательства, унитарные предприятия часто служат инструментов ненадлежащего распоряжения имуществом.

Возможные ненадлежащие действия унитарных предприятий включают в себя:

  • невозможность изъятия у унитарного предприятия собственником имущества. На основании ст. 295 ГК РФ собственник не имеет безусловного права изымать имущество, закрепленное за УП, только при наличии определенных оснований. Указанных в ст. 299 ГК РФ;

  • передачу в аренду земли под строительство жилых и нежилых объектов с последующим правом выкупа земельных участков, находящихся под объектами строительства;

  • незаконную продажу недвижимого имущества путем создания компаний и внесения имущества в уставной капитал создаваемых компаний с последующей продажей компаний с переданным имуществом.

Подводя итоги, отметим, не смотря на то что, муниципальные унитарные предприятия осуществляют коммерческую деятельность, они не построены на началах членства и не являются собственниками имущества, которое используют для осуществления своей деятельности. Законодательно муниципальные унитарные предприятия наделены вещным правом. Традиционному имущественному обороту не свойственна такая организационно-правовая форма, как юридическое лицо, не являющееся собственником.

1.2 Состав доходов и расходов организации

В отличие от иных организационно – правовых форм, финансовые ресурсы муниципальных унитарных предприятий в значительной степени отличаются от общепринятой модели.

В статье 41 НК РФ сказано, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Основные принципы определения дохода, согласно действующему законодательству Российской Федерации:

  • согласно содержанию статьи 40 НК РФ доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в которой их можно оценить.

  • учет в качестве объекта налогообложения доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме;

  • доходы (расходы) в иностранной валюте учитываются в совокупности с доходами в российской валюте. При этом доходы в иностранной валюте, как правило, пересчитываются в рубли по курсу Банка России соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату осуществления расходов;

  • доходы от сделки определяются исходя из фактической цены сделки, включая доходы, полученные сверх цены сделки. При реализации ценных бумаг, принадлежащих налогоплательщику, доход по такой сделке определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения ценных бумаг.

Не относятся к доходам налогоплательщика согласно НК РФ:

  • средства бюджетного целевого финансирования, суммы ассигнований, выделенные из бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения и использованные по прямому назначению, финансовых результатов деятельности предприятия не увеличивают и при налогообложении не учитываются. В случае использования указанных средств не по назначению они в размере этой части подлежат изъятию в соответствующий бюджет, так же как и доход, полученный от их не целевого использования;

  • средства в виде вкладов в уставный (складочный) капитал организации его учредителями или в виде инвестиций, полученных в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов);

  • средства, зачисляемые в уставный капитал (фонд) организации при размещении им своих акций в установленном порядке;

Финансовые ресурсы унитарного предприятия формируются из:

  • уставного фонда;

  • прибыли;

  • резервных и иных фондов;

  • заемного капитала;

  • бюджетных источников финансирования.

Уставной фонд унитарного предприятия формируется из основных и оборотных активов, закрепленных за данным предприятием. Уставной фонд находится под управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, т.к. является собственностью государства. Уставной фонд для муниципального унитарного предприятия определяется в размере не менее 1000 МРОТ. Размер уставного фонда определяется на дату утверждения устава унитарного предприятия и отражается в балансе предприятия. Уставной фонд предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Так же уставной фонд формируется за счет имущественных или иных прав, имеющих денежную оценку, таких как деньги, ценные бумаги.

После полного формирования уставного фонда возможно его увеличение, за счет:

  • дополнительно передаваемого собственником имущества, которое закрепляется за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения;

  • чистой прибыли, полученной в результате деятельности такого предприятия.

На основании данных годовой отчетности муниципального предприятия собственник может принять решение об увеличении уставного фонда, но его размер не может превышать стоимость чистых активов предприятия.

Собственник имеет право на принятие решения об уменьшении уставного фонда муниципального предприятия до размеров не менее установленной законодательством величины.

В случае, если стоимость чистых активов муниципального предприятия на конец финансового года окажется меньше уставного фонда предприятия, собственник обязан уменьшить уставной фонд до размеров, не превышающих стоимость его чистых активов. На основании Федерального закона от 30.11.2011 N 362-ФЗ определяется стоимость чистых активов предприятия.

Прибыль муниципального унитарного предприятия формируется за счет:

  1. использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;

  2. оказания коммерческих услуг, напрямую связанных с деятельностью предприятия.

На основании налогового кодекса РФ прибыль муниципального унитарного предприятия является источником неналоговых доходов бюджета, поэтому часть прибыли, полученной от использования имущества, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных платежей, ежегодно отчисляется в соответствующий бюджет.

Порядок распределения прибыли в муниципальном унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом часть чистой прибыли, оставшаяся после уплаты обязательных отчислений, может использоваться предприятием для следующих целей:

  • внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;

  • развитие и расширение финансово - хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;

  • строительство, реконструкцию и обновление основных фондов;

  • изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;

  • покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных бумаг;

  • рекламу продукции и услуг предприятия;

  • приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Орловской области, муниципального образования г. Орел;

  • материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия;

  • иные направления использования чистой прибыли, в том числе с учетом положений коллективного договора.

Помимо уставного фонда, муниципальное унитарное предприятие создает резервные и иные фонды за счет чистой прибыли. Порядок, размеры, перечень фондов определяются уставом предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно для покрытия убытков предприятия. Средства, направленные в иные фонды могут быть распределены на цели, определенные уставом и иными нормативными документами, не противоречащими законодательству РФ.

Одним из источников финансирования расходов муниципального унитарного предприятия являются финансовые резервы, которые формируются в соответствии с законодательством РФ. Возможно формирование трех групп резервов за счет:

  • чистой прибыли, полученной предприятием;

  • включения в себестоимость продукции;

  • балансовой прибыли, которая включается во внереализационные расходы.

На основании федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:

  • кредитов по договорам с кредитными организациями;

  • бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

  • путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Привлечение заемных средств, объем и направление использования определяется собственником имущества муниципального унитарного предприятия.

Т.к. муниципальное унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств, в качестве источников финансирования, является проблемным. На данный момент размещение облигаций, как способ привлечения заемного капитала, осваивается только крупнейшими предприятиями. Прогнозы доходности данных активов не способствуют активному участию муниципальных унитарных предприятий на рынке облигаций.

Учитывая, ограниченность финансовых ресурсов муниципального унитарного предприятия, которая обусловлена особенностями организационно – правовой формы, собственник может предоставить субсидии. Субсидии предоставляются с целью компенсации недополученной добавленной стоимости в случае использования предприятием более низких цен, обусловленных заинтересованностью публично – правовых образований.

Так же, к источникам формирования финансовых ресурсов муниципального унитарного предприятия относятся:

  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

  • доходы от сдачи в аренду имущества;

  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

В пределах, не лишающих муниципальное унитарное предприятие вести уставную деятельность, оно имеет право распоряжаться только активной частью основных средств, которая включает машины и оборудование, транспортные средства, инструменты.

1.3 Роль муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ

Рынок жилищно – коммунальных услуг относится к сфере жизнеобеспечения населения, имеет высокую социальную значимость и слабую заменяемость другими услугами. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, выступают в виде доведения до потребителей материальных носителей с качественными показателями, такими как электроэнергия, вода и т.д., а так же в виде обслуживания объектов.

Жилищно – коммунальное хозяйство включает в себя:

  • жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации;

  • объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.);

  • инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.);

  • санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города);

  • энергетические предприятия (электричество, газ, тепло);

  • инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.).

Жилищно – коммунальную услугу можно охарактеризовать как деятельность, которая направлена на поддержание или восстановление технического или санитарного состояния объектов жилищно – коммунального хозяйства.

Жилищно – коммунальные услуги можно разделить на несколько видов:

  • услуги, связанные с управлением жилыми домами:

  • услуги по предоставлению горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, вывоза твердых бытовых отходов;

  • услуги по капитальному ремонты жилых домов в соответствии с законодательством;

  • услуги, связанные с техническим обслуживанием и содержанием в надлежащем порядке общедомового имущества, уборку и освещение придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями.

Все предприятия сферы жилищно – коммунальных услуг можно подразделить на:

  • монополизированные;

  • немонополизированные;

  • сферу строительства.

К услугам, которые предоставляют предприятия – монополисты можно отнести отопление, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоотведение. Это делает выбор поставщика услуг безальтернативным для потребителя. При этом географические границы поставщиков услуг определяются административными границами городов и районов. В связи с этим рынок услуг жилищного хозяйства отличается высокой степенью монополизации. Предприятия испытывают хронический дефицит финансовых средств для обновления своих основных фондов, при этом искусственно завышая тарифы на услуги для населения.

В связи с этим многие вопросы сферы жилищно – коммунального хозяйства решаются местными органами власти:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

  • создание условий для жилищного и социально-культурного-досугового строительства;

  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- водоснабжения , канализации;

  • организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

Для органов местного самоуправления регулирование деятельности муниципальных унитарных предприятий является одной из сложнейших проблем, т.к. муниципальные предприятия относятся к социальному сектору экономики и призваны оказывать услуги жилищно – коммунального характера населению. Неэффективное управление муниципальными предприятиями может привести к потере муниципальной собственности, вследствие несостоятельности предприятий. Поэтому возникает необходимость в привлечении частного капитала.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрены 4 формы управления имущественными комплексами муниципальных предприятий, как:

1. Аренда, преимуществом которой являются регулярные поступления платежей в местный бюджет, возможность дифференцировать арендные платежи. Недостатком аренды является немотивированность арендатора инвестировать в муниципальную собственность в условиях краткосрочной аренды.

2. Концессия - форма долгосрочной аренды. Она так же, как и обычная аренда, предусматривает инвестирование средств концессионера в имущество арендуемого предприятия. Концессия может быть наиболее эффективной для монопольных и привлекательных в инвестиционном отношении муниципальных предприятий, в частности, в сфере теплоснабжения. Мотивирующим концессионера фактором может быть освобождение его от арендной платы за арендуемое имущество при инвестировании этих средств в развитие предприятия. Длительность концессионного соглашения может составлять до 50 лет.

3. Доверительное управление. Оно заключается в передаче имущественного комплекса МУП на определенный срок доверительному управляющему, обязующемуся управлять им в интересах муниципального образования за предусмотренное договором вознаграждение. Источником вознаграждения являются доходы предприятия. Обычно срок договора доверительного управления не превышает 5 лет.

4. Акционирование имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий при сохранении за муниципальным образованием контрольного пакета акций. При таком условии реальные рычаги управления предприятием остаются у органа местного самоуправления. Акционирование позволяет повысить эффективность предприятия за счет его большей хозяйственной самостоятельности, что делает возможной продажу или передачу под управление части акций заинтересованному инвестору [31, с. 254].

Если рассмотреть 20-летнюю историю российского опыта управления жилищно – коммунальным хозяйством, можно увидеть, что выбор эффективной формы управления имущественными комплексами муниципальных унитарных предприятий весьма сложная задача. Муниципальные органы власти стремятся сохранить управление муниципальными услугами, особенно в монопольных сферах, несмотря на все преимущества частного бизнеса.

В начальный период наиболее активно развивались арендные отношения, в отдельных случаях заканчивающиеся приватизацией через предусмотренное арендным договором право выкупа. Дальше с необходимостью вовлечения частного бизнеса в крупные муниципальные и региональные хозяйствующие структуры начало преобладать акционирование. Такие формы, как доверительное управление и, особенно концессия, развития не получили, хотя на перспективность концессии периодически обращалось внимание в директивных материалах. В частности, имеющий комплексный характер федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 г. очередной раз обратил внимание на ускоренное внедрение энергетических перфоманс-контрактов.

На примере стран Восточной (Венгрия, Словакия, Польша) и Западной (Франция, Финляндия) Европы, т.е. стран с различной степенью экономического и политического развития, имеющих более длительный опыт по привлечению частного бизнеса к управлению имущественными комплексами городских хозяйств, можно рассмотреть возможность использования их опыта в российской практике.

В европейских странах на уровне государственной власти и местного самоуправления оказывается содействие по привлечению частного бизнеса к сфере жилищно – коммунального хозяйства. Это позволяет сохранять органам местного самоуправления координирующую роль в деятельности частных организаций, при этом экономя бюджетные средства. Поэтому изучение опыта европейских стран показало много общего с российским опытом.

Следует отметить, что, несмотря на разные историю и опыт рыночных отношений как в целом в экономике этих стран, так и в их коммунальном секторе, европейские страны достигли правового сближения в рассматриваемом вопросе. В большинстве стран сохранена муниципальная собственность на объекты коммунальной сферы. В качестве форм управления ими с привлечением частного капитала наибольшее распространение получили акционирование, аренда, концессия, договорное управление и договорное обслуживание. Правовая сущность самих понятий, как концессия, приватизация и акционирование, в европейских странах в зависимости от применяемых форм имеет и схожесть, и различия. Например, акционирование в этих странах, как и в России, представляет собой процесс перехода государственного предприятия в акционерное общество.

Сложнее обстоит дело с приватизацией, которая в вышеназванных странах представляет собой передачу (продажу) частным лицам собственности, как в России, а также другую форму - контроль над государственными и муниципальными предприятиями и активами, - представляющую собой приватизацию без передачи имущественных прав. Поэтому для реализации таких форм к известным методам приватизации добавляются аренда, подряд и передача государственных и муниципальных предприятий частному бизнесу. При этом наблюдается сочетание муниципальной собственности на объекты коммунальной сферы и управления этими объектами частными лицами на условиях долгосрочной аренды. Такая форма приватизации, апробированная в большинстве стран с рыночной экономикой, известна как французская модель, которая принята за основу для внедрения в регионах России. Естественно, для российского опыта французская модель под понятие приватизация не подходит.

Концессия в вышеназванных странах также имеет свои особенности - более широкий диапазон применения. Она представляет собой форму государственно- частного партнёрства и предполагает передачу концедентом (государственным, региональным, муниципальным органом) концессионеру права на эксплуатацию различных объектов за соответствующее вознаграждение. При этом в их практике распространены следующие типы концессионных соглашений, которые обозначаются сокращенно первыми буквами названий осуществляемых концессионером мероприятий на английском языке:

1. Build – Operate– Transfer (строительство – управление – передача), когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта в течение договорного срока и передачу после его истечения государству.

2. Build– Transfer– Operate (строительство – передача – управление), предусматривающая строительство концессионером объекта и передачу его концеденту в собственность после завершения строительства. Далее объект передаётся концессионеру в эксплуатацию.

3. Build – Own – Operate (строительство – владение – управление), когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, владея им на праве собственности без ограничения срока.

4. Build – Own – Operate – Transfer (строительство – владение – управление – передача), когда концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, владея им на праве собственности в течение договорного срока, по истечении которого объект переходит в собственность концедента. Данный тип концессии известен еще под названием гринфилд –проект.

5. Buy – Build – Operate (покупка – строительство – управление), представляющая форму продажи и включающая улучшение существующего объекта. Концедент продаёт объект частному бизнесу, который делает необходимые улучшения для эффективного им управления [31, с. 257].

Необходимо отметить, что концессия и приватизация в такой оригинальной интерпретации составляют суть различий процесса управления городским хозяйством в странах ЦВЕ и России. Сравнение законодательно закрепленных подходов этих стран к понятиям концессия, приватизация позволяет выделить следующие их особенности:

- Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ из перечисленных типов концессионных соглашений предусматривает только один тип - ВОТ;

- в законодательстве России в рамках термина приватизация не предусмотрены аренда, подряд и частные управляющие.

Такая форма, как концессия, должна мотивировать инвестиционную деятельность по привлечению капитала в муниципальные образования и эффективное использование имущественных комплексов.

В целом, исследование опыта ведущих зарубежных стран по рыночному развитию системы жилищно – коммунального хозяйства, стремление обеспечить стабильную деятельность предприятий отрасли и высокое качество оказываемых услуг выявили целесообразность развития в условиях России таких направлений, как:

- демонополизация рынка оказания коммунальных услуг и развитие конкуренции в этой сфере;

- развитие новых более гибких форм приватизации и концессионных соглашений;

- сохранение контролирующей роли государства в жилищно-коммунальном комплексе.

26% от общего объема основных фондов экономики Российской Федерации – это основные фонды жилищно – коммунального хозяйства. 82,7% от общего числа предприятий, задействованных в сфере жилищно – коммунального хозяйства, созданы в организационно – правовой форме унитарных предприятий. До сих пор преобладающей формой собственности в жилищно – коммунальном хозяйстве остаются муниципальные унитарные предприятия, так как многие годы предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляют предприятия-монополисты, а также потому, что отрасль жилищно – коммунального хозяйства является убыточной.

2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Организационная характеристика МУП ЖРЭП (Заказчик)

Муниципальное Унитарное Предприятие ЖРЭП (Заказчик) зарегистрировано 29 ноября 2002 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому району г. Орла. Учредителем МУП ЖРЭП (Заказчик) города Орла выступает Муниципальное образование «Город Орел». С момента создания выступало муниципальным заказчиком жилищно-коммунальных услуг, контролировало и координировало работу всех ЖЭУ города Орла. В результате реформ МУП ЖРЭП (Заказчик) претерпело структурные изменения, и значительная часть жилого фонда перешла в управление частными компаниям.

На основании Свидетельства 004-04-5752030473 МУП ЖРЭП (Заказчик) является действительным членом некоммерческого партнерства «Орловское региональное объединение управляющих организаций» на основании Протокола №3 заседания Правления от 28.02.2013г.

МУП ЖРЭП (Заказчик) относится к отрасли эксплуатации жилого фонда.

Виды деятельности, осуществляемой предприятием (по кодам общероссийского классификатора видов экономической деятельности):

  • операции с недвижимым имуществом;

  • управление недвижимым имуществом;

  • управление эксплуатацией жилого фонда.

Виды производимой продукции (по кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности):

  • инженерная диагностика машин постоянного и переменного тока;

  • работы по техническому обслуживанию (содержанию) оснований покрытий транспортных и пешеходных улиц и дорог (тротуаров, проездов) к частным домовладениям и сооружениям, выполняемые по индивидуальным заказам;

  • работы по техническому обслуживанию и перекладке печей, дымоходов, очагов, каминов;

  • работы по техническому обслуживанию (содержанию) железных дорог;

  • инженерная диагностика сооружений и оборудования специальных видов водоподготовки;

  • инженерная диагностика оборудования, КИП и устройств автоматизированных систем управления (АСУ) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) централизованных систем и сооружений питьевого водоснабжения, включая диспетчерские пункты.

К МУП ЖРЭП (Заказчик) относятся два филиала:

1. ФЛ «Аварийно-Ремонтная Служба» МУУП ЖРЭП

Основным видом деятельности являются производство санитарно-технических работ, электромонтажные работы.

2. ФЛ «Управление специальных Работ» МУУП ЖРЭП

Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда.

На данный момент структура предприятия оптимизирована и имеет все необходимые подразделения для осуществления деятельности на жилом фонде. Организационная структура МУП ЖРЭП (Заказчик) представлена на рисунке 1. Существующая структура предприятия позволяет выполнять разнообразные задачи:

  • обслуживание населения по жилищным вопросам;

  • выполнение задач по техническому обслуживанию, текущему ремонту конструктивных элементов и санитарному содержанию жилых домов, находящихся на обслуживании;

  • выполнение задач круглосуточного аварийного обслуживания жилого фонда и социально – значимых объектов;

  • обслуживание (прочистка, ремонт) вентиляционных каналов, дымоходов, печей.

Рисунок 1 – Структура МУП ЖРЭП (Заказчик)

Штатная численность МУП ЖРЭП (Заказчик) составляет 243 человека, из них:

  •  
    • 44 человека – административный персонал;

    • 16 человек – инженеры;

    • 199 человек – рабочие.

Внутренняя структура МУП ЖРЭП (Заказчик) состоит из пяти отделов:

  1. Отдел бухгалтерии.

К основным функциям отдела бухгалтерии относятся:

  • формирование учетной и налоговой политики в соответствии с действующим законодательством, укрепление финансовой дисциплины;

  • разработка форм внутренней бухгалтерской отчетности, подготовка первичных учетных документов, плана счетов;

  • составление отчетности предприятия: бухгалтерского баланса, налоговой, управленческой, статистической, а так же достоверное и своевременное предоставление полной информации о финансовых результатах предприятия, управленческой информации согласно законодательству в налоговые органы, органы статистики, внебюджетные фонды и иные инстанции;

  • расчеты с контрагентами, осуществление платежей в наличной и безналичной формах, а так же учет хозяйственных операций, исполнения бюджетов предприятия;

  • расчеты по заработной плате и иным выплатам сотрудникам предприятия;

  • правильное и своевременное перечисление налогов и сборов, налоговое планирование;

  • участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведение инвентаризации средств, товарно-материальных ценностей;

  • предупреждение недостач, незаконного расходования денежных средств;

  • взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами предприятия.

  1. Отдел начисления платежей (абонентский отдел).

К основным функциям отдела начисления платежей относятся:

  • заключение договоров найма жилых помещений, договоры на техническое обслуживание помещений. Внесение изменений в договоры;

  • организация и контроль правильного оформления документов от населения;

  • контроль над правильным применением тарифов по оплате жилищно – коммунальных услуг. Учет начисления и оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

  • прием собственников жилых помещений (квартиросъемщиков, физических, юридических лиц) по вопросам, касающихся лицевых счетов: открытия, закрытия, внесения изменений. Организация приема населения по вопросам оплаты жилья, техобслуживания, коммунальных услуг, предоставления льгот населению;

  • учет поступлений и просроченной задолженности, разноска по балансовым счетам, контроль над оборотом и остатками на балансовых счетах;

  • организация расчетов с контрагентами предприятия, осуществление контроля за осуществлением платежей за жилищно – коммунальные услуги;

  • оформление исковых заявлений на взыскание задолженности по оплате за жилищно – коммунальные услуги;

  • доставка документов на оплату (квитанций) жилищно-коммунальных услуг населению.

  1. Производственно – технический отдел.

К функциональным обязанностям производственно – технического отдела относятся:

  • участие в разработке и обеспечение выполнения программ развития жилищно – коммунального хозяйства, таких как оснащение жилищного фонда объектовыми приборами учета потребления энергоресурсов и воды;

  • предоставление платных услуг контрагентам, согласно утвержденным тарифам;

  • контроль качества жилищно – коммунальных и других услуг, оказанных населению;

  • разработка технических заданий и оформление разрешительной документации на строительство, на реконструкцию, на присоединение инженерных коммуникаций, на перепланировку помещений при переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые;

  • осуществление технического надзора за объектами строительства в части жилищно – коммунального хозяйства, участие в приемке вновь построенных жилых домов;

  • плановый надзор за содержанием, эксплуатацией, ремонтом, техническим состоянием объектов жилищно – коммунального хозяйства;

  • выполнение подготовительных работ для проведения изысканий, проектирования и строительства, согласование и получение технических условий на подключение объектов к действующим сетям;

  • рассмотрение претензий, жалоб, заявлений, предложений в пределах своей компетенции, организация и участие в работе комиссий по аварийным ситуациям на объектах жилищно – коммунального хозяйства;

  1. Энергетический отдел.

К основным функциям, выполняемым энергетическим отделом можно отнести:

  • обеспечение эксплуатации, ремонта, модернизации, бесперебойной работы энергетического оборудования и электрических сетей;

  • определение потребности в топливно – энергетических ресурсах и выполнение расчетов по нормам расхода энергетических ресурсов, а так же составление заявок на приобретение оборудования, запасных частей, материалов;

  • организация проверки, участие в приемке энергетического оборудования в эксплуатацию, осуществление технического надзора за контрольно-измерительными, электротехническими и теплотехническими приборами, рассмотрение причин аварий оборудования;

  • разработка и внедрение технических условий, правил и норм охраны труда при эксплуатации электротехнического оборудования, контроль над исполнением инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию.

  1. Юридический отдел.

Функции, выполняемые отделом:

  • осуществление правовой экспертизы и подготовки проектов, актов правового характера, в соответствии с которыми действует предприятие, выполнение работы по соблюдению законности в деятельности предприятия;

  • организация подготовки заключений по правовым вопросам, мер по изменению правовых актов, на основании которых регулируется деятельность предприятия, внесение принятых изменений в нормативные акты на основании изменившегося законодательства;

  • представительство предприятия в суде, государственных и общественных организациях, в случаях возникновения правовых вопросов;

  • участие в подготовке и заключении договоров с населением и смежными организациями;

  • рассмотрение материалов по дебиторской задолженности, требующей принудительного взыскания, подготовка заключений о списании безнадежной задолженности;

  • осуществление правового сопровождения предприятия, урегулирование спорных вопросов между жителями многоквартирных домов, обслуживаемых предприятием;

Организационная структура МУП ЖРЭП (Заказчик) позволяет выполнять все социально – экономические задачи, возложенные на предприятие. Но помимо организационной структуры, для нормального функционирования предприятия необходима финансовая стабильность и актуальность на рынке услуг.

2.2 Оценка финансового состояния МУП ЖРЭП Заказчик

Анализ финансового состояния предприятия необходим для управления, осуществления деятельности и получения прибыли. Чтобы управлять предприятием эффективно, необходимо систематически проводить финансовый анализ предприятия.

Оценка финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик) показала положительную динамику в развитии. Представленный ниже анализ финансового состояния МУП ЖРЭП (Заказчик) выполнен за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 г. с учетом отраслевой принадлежности.

Таблица 1 – Структура имущества и источники его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.(гр.5-гр.2)

± %((гр.5-гр.2) : гр.2)

31.12.2011

31.12.2012

31.12.2013

31.12.2014

на началоанализируемогопериода(31.12.2011)

на конецанализируемогопериода(31.12.2014)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Актив

1. Внеоборотные активы

14 464

11 857

10 506

10 341

25

14,7

-4 123

-28,5

в том числе:основные средства

14 464

11 802

10 451

10 286

25

14,7

-4 178

-28,9

нематериальные активы

2.

Оборотные, всего

43 347

43 848

47 297

59 830

75

85,3

+16 483

+38

в том числе:запасы

3 835

3 326

4 460

4 648

6,6

6,6

+813

+21,2

дебиторская задолженность

38 623

39 616

41 719

54 106

66,8

77,1

+15 483

+40,1

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

609

613

911

922

1,1

1,3

+313

+51,4

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Пассив

1. Собственный капитал

3 105

3 071

3 024

14 648

5,4

20,9

+11 543

+4,7 раза

2. Долгосрочные обязательства, всего

20 000

11 600

6 800

34,6

-20 000

-100

в том числе:заемные средства

20 000

11 600

6 800

34,6

-20 000

-100

3. Краткосрочные обязательства, всего

34 706

41 034

47 979

55 523

60

79,1

+20 817

+60

в том числе:заемные средства

86

161

161

0,1

0,2

+75

+87,2

Валюта баланса

57 811

55 705

57 803

70 171

100

100

+12 360

+21,4

Структура активов организации, представленная в таблице 1 на 31 декабря 2014 г. характеризуется соотношением: 14,7% внеоборотных активов и 85,3% текущих. Активы организации за весь период увеличились на 12 360 тыс. руб. (на 21,4%). Отмечая рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – в 4,7 раза. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.

На рисунке 2 наглядно представлено соотношение основных групп активов организации:

Рисунок 2 – Структура активов организации на 31.12.2014г.

Рост активов организации связан, главным образом, с ростом показателя по строке "дебиторская задолженность" на 15 483 тыс. руб. (или 92,9% вклада в прирост активов).

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

  • кредиторская задолженность – 20 742 тыс. руб. (58,2%)

  • уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) – 13 010 тыс. руб. (36,5%)

  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 1 794 тыс. руб. (5%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить "основные средства" в активе и "долгосрочные заемные средства" в пассиве (-4 178 тыс. руб. и -20 000 тыс. руб. соответственно).

За 3 последних года произошел стремительный рост собственного капитала – в 4,7 раза (до 14 648,0 тыс. руб.).

Далее рассмотрим стоимость чистых активов.

Таблица 2 – Оценка стоимости чистых активов

Показатель

Значение показателя

Изменение

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.(гр.5-гр.2)

± %((гр.5-гр.2) : гр.2)

31.12.2011

31.12.2012

31.12.2013

31.12.2014

на началоанализируемогопериода(31.12.2011)

на конецанализируемогопериода(31.12.2014)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Чистые активы

3 105

3 071

3 024

14 648

5,4

20,9

+11 543

+4,7 раза

2. Уставный капитал

379

379

3 000

13 389

0,7

19,1

+13 010

+35,3 раза

3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2)

2 726

2 692

24

1 259

4,7

1,8

-1 467

-53,8

Чистые активы организации (таблица 2) по состоянию на 31.12.2014 превышают уставный капитал на 9,4%. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того, определив текущее состояние показателя, необходимо отметить увеличение чистых активов в 4,7 раза в течение анализируемого периода. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку. Уставный капитал рос в течение всего анализируемого периода. Наглядное изменение чистых активов и уставного капитал представлено на графике (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика чистых активов и уставного капитала.

Финансовая устойчивость предприятия составная часть общей устойчивости, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию.

Значения коэффициентов финансовой устойчивости позволяют оценить стабильность функционирования предприятия в данной сфере, эффективность использования и распоряжения денежными средствами, доходность или убыточность предприятия.

Анализ финансового состояния в ходе оценки финансовых показателей компании позволяет обнаружить резервы для повышения эффективности, а так же уязвимости предприятия, для устранения которых в дальнейшем разрабатывается ряд мер.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость МУП ЖРЭП (Заказчик) (таблица 3).

Коэффициент автономии организации на 31.12.2014 составил 0,21. Полученное значение показывает, что ввиду недостатка собственного капитала (21% от общего капитала) организация в значительной степени зависит от кредиторов. За 3 последних года коэффициент автономии резко вырос (на 0,16).

Таблица 3 – Основные показатели финансовой устойчивости

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя(гр.5-гр.2)

Описание показателя и его нормативное значение

31.12.2011

31.12.2012

31.12.2013

31.12.2014

   

1

2

3

4

5

6

7

1. Коэффициент автономии

0,05

0,06

0,05

0,21

+0,16

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала.Нормальное значение для данной отрасли: 0,55 и более (оптимальное 0,65-0,85).

2. Коэффициент финансового левериджа

17,62

17,14

18,11

3,79

-13,83

Отношение заемного капитала к собственному.Нормальное значение для данной отрасли: 0,82 и менее (оптимальное 0,18-0,54).

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,26

-0,20

-0,16

0,07

+0,33

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам.Нормальное значение: 0,1 и более.

4. Индекс постоянного актива

4,66

3,86

3,47

0,71

-3,95

Отношение стоимости внеоборотных активов к величине собственного капитала организации.

Продолжение Таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

5. Коэффициент покрытия инвестиций

0,40

0,26

0,17

0,21

-0,19

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала.Нормальное значение для данной отрасли: не менее 0,85.

6. Коэффициент маневренности собственного капитала

-3,66

-2,86

-2,47

0,29

+3,95

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств.Нормальное значение: 0,05 и более.

7. Коэффициент мобильности имущества

0,75

0,79

0,82

0,85

+0,1

Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации.

8. Коэффициент мобильности оборотных средств

0,01

0,01

0,02

0,02

+0,01

Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов.

9. Коэффициент обеспеченности запасов

-2,96

-2,64

-1,68

0,93

+3,89

Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов.Нормальное значение: не менее 0,5.

10. Коэффициент краткосрочной задолженности

0,63

0,78

0,88

1,00

+0,37

Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.

На диаграмме (рисунок 4) наглядно представлена структура капитала организации: Необходимо отметить, что долгосрочные обязательства на диаграмме не отражены, поскольку полностью отсутствуют.

Рисунок 4 – Структура капитала организации на 31.12.2014г.

На последний день анализируемого периода (31.12.2014) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 0,07, при том что на 31.12.2011 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами был меньше – -0,26 (рост составил +0,33). По состоянию на 31.12.2014 значение коэффициента соответствует норме.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами сохранял значение, не соответствующие нормальному, в течение всего периода.

Коэффициент покрытия инвестиций за 3 года снизился на 0,19, c 0,4 до 0,21. Значение коэффициента на 31 декабря 2014 г. значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 21%). В течение всего анализируемого периода имело место разнонаправленное изменение показателя.

В течение анализируемого периода (с 31 декабря 2011 г. по 31 декабря 2014 г.) коэффициент обеспеченности материальных запасов резко увеличился на 3,89 и составил 0,93.

В начале рассматриваемого периода коэффициент не укладывался в нормативное значение, однако позже стал соответствовать норме. Коэффициент обеспеченности материальных запасов на 31.12.2014 демонстрирует очень хорошее значение.

Коэффициент краткосрочной задолженности организации показывает на отсутствие долгосрочной задолженности при 100% краткосрочной. При этом в течение анализируемого периода (31.12.11–31.12.14) доля долгосрочной задолженности уменьшилась на 37%.

На графике (рисунок 5) представлено изменение основных показателей финансовой устойчивости МУП ЖРЭП (Заказчик) за весь рассматриваемый период.

Рисунок 5 – Динамика показателей финансовой устойчивости предприятия

Следует так же рассмотреть определить тип финансовой устойчивости МУП ЖРЭП (Заказчик) по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств (таблица 4).

Таблица 4 – Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

Значение показателя

Излишек (недостаток)

на начало анализируемого периода (31.12.2011)

на конец анализируемого периода (31.12.2014)

на 31.12.2011

на 31.12.2012

на 31.12.2013

на 31.12.2014

1

2

3

4

5

6

7

СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

-11 359

4 307

-15 194

-12 112

-11 942

-341

СОС2(рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу)

8 641

4 307

+4 806

-512

-5 142

-341

СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)

8 727

4 468

+4 892

-512

-4 981

-180

Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и затрат.

Поскольку по состоянию на 31.12.2014 наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по всем трем вариантам, финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное. При этом нужно обратить внимание, что два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов за весь рассматриваемый период ухудшили свои значения.

Рисунок 6 – Собственные оборотные средства предприятия

Одной из качественных оценок предприятия является способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной, т.е. ликвидность.

Ликвидность – это способность материальных ценностей быстро и без проблем превращаться в денежные средства, денежные активы для погашения долгов, проведения оплаты, сделок или для собственных нужд.

Далее, в таблице 5 рассмотрим коэффициенты текущей, быстрой, промежуточной ликвидности активов МУП ЖРЭП (Заказчик).

Таблица 5 – Расчет коэффициентов ликвидности

Показатель ликвидности

Значение показателя

Изменение показателя(гр.5 - гр.2)

Расчет, рекомендованное значение

31.12.2011

31.12.2012

31.12.2013

31.12.2014

1

2

3

4

5

6

7

1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности

1,25

1,07

0,99

1,08

-0,17

Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам.Нормальное значение: 2 и более.

2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

1,13

0,98

0,89

0,99

-0,14

Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам.Нормальное значение: не менее 1.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,02

0,02

0,02

0,02

Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам.Нормальное значение: не менее 0,2.

По состоянию на 31.12.2014 при норме 2 коэффициент текущей (общей) ликвидности имеет значение 1,08. При этом нужно обратить внимание на имевшее место в течение анализируемого периода негативное изменение – коэффициент снизился на -0,17. В течение рассматриваемого периода коэффициент текущей ликвидности изменялся разнонаправлено; значения показателя находились в диапазоне от 1,25 до 1,08.

Для коэффициента быстрой ликвидности нормативным значением является 1. В данном случае его значение составило 0,99. Это говорит о недостатке у организации ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства. Несмотря на то, что в начале анализируемого периода значение коэффициента быстрой ликвидности соответствовало норме, позднее оно стало неудовлетворительным.

При норме 0,2 значение коэффициента абсолютной ликвидности составило 0,02. При этом с начала период коэффициент абсолютной ликвидности остался неизменным.

На рисунке 7 наглядно показана динамика коэффициентов ликвидности.

Рисунок 7 – Динамика коэффициентов ликвидности.

Проведем анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения (таблица 6).

Таблица 6 – соотношение активов по степени ликвидности, пассивов по степени срочности погашения обязательств

Активы по степени ликвидности

На конец отчетного периода, тыс. руб.

Прирост за анализ.период, %

Норм. соотно-шение

Пассивы по сроку погашения

На конец отчетного периода, тыс. руб.

Прирост за анализ.период, %

Излишек/недостатокплатеж. средствтыс. руб.,(гр.2 - гр.6)

1

2

3

4

5

6

7

8

А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения)

922

+51,4

П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства)

55 362

+59,9

-54 440

А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность)

54 106

+40,1

П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.)

161

+87,2

+53 945

А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы)

4 802

+16,7

П3. Долгосрочные обязательства

0

-100

+4 802

А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)

10 341

-28,5

П4. Постоянные пассивы (собственный капитал)

14 648

+4,7 раза

-4 307

Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. Высоколиквидные активы не покрывают наиболее срочные обязательства организации (разница составляет 54 440 тыс. руб.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (П2). В данном случае у организации достаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств (больше в 336,1 раза).

В таблице 7 рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Таблица 7 – Расчет показателей оборачиваемости

Показатель оборачиваемости

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Изменение, дн.(гр.4 - гр.2)

1

2

3

4

7

Оборачиваемость оборотных средств, дни

(отношение средней величины оборотных активов к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 151 и менее дн.)

45

49

43

-2

Оборачиваемость оборотных средств, обороты

8,18

7,43

8,41

+0,23

Оборачиваемость запасов

(отношение средней стоимости запасов к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: не более 40 дн.)

4

4

4

Оборачиваемость запасов, обороты

98,87

86,45

97,61

-1,26

Оборачиваемость дебиторской задолженности

(отношение средней величины дебиторской задолженности к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 56 и менее дн.)

40

44

39

-1

Оборачиваемость дебиторской задолженности , обороты

9,12

8,33

9,4

+0,28

Оборачиваемость кредиторской задолженности

(отношение средней величины кредиторской задолженности к среднедневной выручке)

39

48

42

+3

Оборачиваемость кредиторской задолженности, обороты

9,43

7,62

8,73

-0,7

Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

7

Оборачиваемость активов

(отношение средней стоимости активов к среднедневной выручке)

45

49

43

-2

Оборачиваемость активов, обороты

8,18

7,43

8,41

+0,23

Оборачиваемость собственного капитала

(отношение средней величины собственного капитала к среднедневной выручке)

3

3

7

+4

Оборачиваемость собственного капитала, обороты

115,51

111,11

50,98

-64,53

Данные об оборачиваемости активов в среднем за 3 последних года свидетельствуют о том, что оборачиваемость оборотных средств сократилась на 2 дня и составила 43 дня. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов в среднем требуется 4 дня.

На основании проведенного анализа было установлено, что:

  1. В структуре активов предприятия преобладают оборотные активы, которые составляют 85% за счет дебиторской задолженности, составляющей 77%. В структуре пассивов предприятия основным источником финансирования являются краткосрочные обязательства, составляющие 79%.

  2. В течение анализируемого периода произошло увеличение чистых активов в 4.7 раза. На конец анализируемого периода (31.12.2014г.) чистые активы предприятия превышают уставной капитал на 9,4%.

  3. Исходя из анализа финансовой устойчивости, предприятие находится в критическом состоянии, т.к.:

  • коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,21), что говорит о зависимости предприятия от заемных средств;

  • значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, равное 3,79, можно считать неудовлетворительным;

  • значение коэффициента инвестиций на 31 декабря 2014 г. значительно ниже нормы и составляет 0,21 (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 21% (нормальное значение для данной отрасли: не менее 85%);

  • коэффициент обеспеченности материальных запасов на 31.12.2014 демонстрирует очень хорошее значение и составляет 0.93 за счет резкого увеличения на 3.89;

  • Коэффициент краткосрочной задолженности организации показывает на отсутствие долгосрочной задолженности при 100% краткосрочной. При этом в течение анализируемого периода (31.12.11–31.12.14) доля долгосрочной задолженности уменьшилась на 37%.

  1. На 31.12.2014 наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по трем вариантам, финансовое положение предприятия по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное.

  2. Не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности:

  • по состоянию на 31.12.2014г. коэффициент текущей (общей) ликвидности ниже нормального значения и составляет 1.08 при нормативе, равному 2. В течение анализируемого периода коэффициент снизился на -0,17;

  • значение коэффициента быстрой ликвидности составило 0.99, что говорит о недостатке у предприятия ликвидных активов для погашения более срочных обязательств;

  • коэффициент абсолютной ликвидности существенно ниже нормативного значения и составляет 0.02 при нормативном значении 0.2. Значение коэффициента абсолютной ликвидности осталось неизменным за весь рассматриваемый период;

  1. Соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. Высоколиквидные активы не покрывают наиболее срочные обязательства, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств, у предприятия достаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств (больше в 336,1 раза).

  2. Оборачиваемость оборотных средств сократилась на 2 дня и составила 43 дня. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов в среднем требуется 4 дня. Оборачиваемость дебиторской задолженности сократилась на 1 день и составляет 39 дней.

2.3 Анализ доходов и расходов МУП ЖРЭП Заказчик

Муниципальное унитарное предприятие ЖРЭП (Заказчик) осуществляет свою деятельность, получая доход, с которого происходит уплата налогов и других обязательных платежей. Средства, оставшиеся у предприятия после уплаты налогов и платежей, поступают в полное его распоряжение.

Ниже в таблице 8 приведены основные финансовые результаты деятельности МУП ЖРЭП (Заказчик) за анализируемый период (с 01.01.2012 по 31.12.2014)

Таблица 8 – Результаты деятельности предприятия

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Среднегодоваявеличина, тыс. руб.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс. руб.(гр.4 - гр.2)

± %((4-2) : 2)

 

1

2

3

4

5

6

7

1. Выручка

356 685

338 602

450 439

+93 754

+26,3

381 909

2. Расходы по обычным видам деятельности

354 016

336 566

444 509

+90 493

+25,6

378 364

3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2)

2 669

2 036

5 930

+3 261

+122,2

3 545

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

1 220

1 613

-3 917

-5 137

-361

5.EBIT(прибыль до уплаты % и налогов) (3+4)

3 889

3 649

2 013

-1 876

-48,2

3 184

6. Проценты к уплате

2 243

1 387

569

-1 674

-74,6

1 400

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-955

-2 154

-1 102

-147

-1 404

8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7)

691

108

342

-349

-50,5

380

Совокупный финансовый результат периода

691

108

342

-349

-50,5

380

Изменение за период нераспределенной прибыли по данным бухгалтерского баланса

1 366

103

325

х

х

х

За 2014 год годовая выручка составила 450 439 тыс. руб. За рассматриваемый период наблюдался сильный рост выручки, на 93 754 тыс. руб. или на 26%

Прибыль от продаж за 2014 год равнялась 5 930 тыс. руб. В течение анализируемого периода (с 31.12.2011 по 31.12.2014) финансовый результат от продаж повысился на 122,2%.

Обратив внимание на строку 2220 формы №2 можно отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2.

Судя по отсутствию в бухгалтерской отчетности за последний отчетный период данных об отложенных налоговых активах и обязательствах, организация не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Ниже на графике (рисунок 8) наглядно представлено изменение выручки и прибыли МУП ЖРЭП (Заказчик) в течение всего анализируемого периода.

Рисунок 8 – Динамика выручки и чистой прибыли

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;

  • изменение ассортимента реализованной продукции;

  • изменение себестоимости продукции;

  • изменение цены реализации продукции.

Проведем факторный анализ прибыли МУП ЖРЭП (Заказчик) (таблица 9), т.к. он необходим для оценки резервов, которые могут быть использованы для повышения эффективности деятельности предприятия.

Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельных составляющих факторов (как внутренних, так и внешних) на формирование итогового показателя. Основная задача факторного анализа заключается в поиске путей максимизации прибыли предприятия.

Таблица 9 – Исходные данные для факторного анализа прибыли предприятия

Показатели

Предыдущий период (2013г.), тыс. руб.

Отчетный период (2014г.), тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Относительное изменение, %

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции, работ или услуг

338 602.00

450 439.00

111 837.00

33.03

Себестоимость продаж

336 566.00

444 509.00

107 943.00

32.07

Коммерческие расходы

-

-

-

-

Управленческие расходы

-

-

-

-

Прибыль от продаж

2 036.00

5 930.00

3 894.00

191.26

Индекс изменения цен

1.00

1.15

0.15

15.00

Объем реализации в сопоставимых ценах

338 602.00

294 436.52

-44 165.48

-13.04

1. Влияние объема продаж на прибыль.

Выручка предприятия от оказания услуг в отчетном периоде составила 450 439,00 тыс. рублей. Определим объем продаж в базисных ценах (450 439,00/1,15), который составил 294 436,52 тыс. рублей. Изменение объема продаж за анализируемый период составило 86,96% (294 436,52/338 602,00*100%), т.е. произошло снижение объема оказанных услуг на 13,04%. За счет снижения объема оказанных услуг прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 2 036 * (-0,1304) = -265,49 тыс. рублей.

2. Влияние ассортимента оказываемых услуг на величину прибыли.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 294 436,52 тыс. рублей;

  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (336 566,00*0,8696) = 292 677,79 тыс. рублей;

  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (294 436,52–292 677,79) = 1 758,73 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 1 758,73 – (2 036,00*0,8696) = – 11,78 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес оказываемых услуг с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль.

Сопоставим себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 449 509,00 – (336 566,00*0,8696) = 156 831,21 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние цен оказания услуг на прибыль.

Сопоставим объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 450 439,00 – 294 436,52 = 156 002,48 тыс. рублей.

Рентабельность, как относительный показатель экономической эффективности предприятия, комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и других ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Рентабельность выражается как в прибыли на единицу вложенных денежных средств, так и в прибыли, которую несет каждая полученная денежная единица.

Проведем анализ рентабельности МУП ЖРЭП (Заказчик) (таблица 10).

Таблица 10 – Анализ рентабельности

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

коп.,(гр.4 - гр.2)

± %((4-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 13% и более.

0,7

0,6

1,3

+0,6

+75,9

2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

1,1

1,1

0,4

-0,7

-59

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).

0,2

 


Просмотров работы: 34949