Цель исследования: изучение динамики и структуры абортов у девушек- подростков в Республике Адыгея (РА) за 2009-2013 гг.
Материалом исследования явились данные официальной медицинской статистики Министерства Здравоохранения РА (отчетная форма №13) и экспертная оценка медицинских карт прерывания беременности у девушек- подростков в возрасте до 19 лет в Адыгейском Республиканском Клиническом Перинатальном Центре (АРКПЦ) за 2009-2013 гг.
Ретроспективный анализ зарегистрированных в РА ювенильных абортов указывает, что каждый 13-й аборт в Адыгее производится молодыми женщинами в возрасте до 19 лет включительно. Четверть которых (27%) составляют девушки-подростки, 15-17 лет. Аборты в возрасте до 14 лет с 2009- не зарегистрированы. В целом, число прерываний ювенильной беременности в Адыгее за последние 5 лет сократилось от 6,9% до 4,7% от общего числа всех абортов.
Основная доля в структуре ювенильных абортов приходится на медицинские (легальные) аборты, удельный вес которых в 2013 г. в сравнении с 2009 г. существенно снизился (с 71 % до 46,2 %) на фоне параллельного увеличения (с 17% до 48%) самопроизвольных абортов. Общее же снижение числа подростковых абортов обусловлено сокращением абортов других видов: абортов по медицинским показаниям (с 4,3 % до 2,8 %) и неуточненных (внебольничных) абортов (с 7,7% до 2,8%). Криминальные аборты и аборты по социальным показаниям за последнее пятилетие в РА- не зарегистрированы.
Основная часть ювенильных беременностей (92%) была прервана в сроках- до 12 недель гестации. Из общего числа абортов в сроках 12-21 неделя беременности 33%- прерваны в связи с выявленными аномалиями развития плода.
Общеизвестно, что частота послеабортных осложнений высоко коррелирует с сроком гестации и методом прерывания беременности. Менее травматичными считаются ранние сроки беременности (мини-аборт) с использованием хирургической (вакуум- аспирация) и консервативной (фармакологический аборт) технологий прерывания беременности. По результатам нашего исследования частота абортов в ранние сроки у девушек-подростков стабильно низкая (41%). В методах прерывания беременности доминируют хирургические вмешательства (дилятация и вакуум-аспирация) и лишь 1,5% юных женщин воспользовались медикаментозным абортом.
При исследовании эпидемиологии ювенильного аборта установлено, что среди обследованных девушек-подростков, прервавших беременность: 11,8%- школьницы; 39,4%- учащиеся среднеспециальных учебных заведений; 48,8%- безработные; В зарегистрированном браке состояло 17,6% женщин; 51%- были первобеременные, в то время как 49% имели повторную беременность с исходом в аборт. Медико-социальный портрет исследованных девушек-подростков можно дополнить ранним сексуальным дебютом (15-16 лет), высокой сексуальной активностью и крайне низким уровнем информированности о современных высокоэффективных методах контрацепции и технологиях «безопасного аборта», что закономерно определило особенности их репродуктивного поведения и рост гинекологической заболеваемости, составляют 33% среди обследованных.
Таким образом, несмотря на снижение учтенных ювенильных абортов в РА остается крайне тревожной их структура: стабильно высокое число абортов у первобеременных, повышение уровня самопроизвольных и неуточненных (внебольничных) абортов; рост числа абортов больших сроков беременности; повышение уровня гинекологической заболеваемости в группе сексуально активных подростков, как истока отдаленных послеабортных осложнений.
Сегодня существует единственный безальтернативный путь реально изменить ситуацию: это культивирование среди молодежи вопросов нравственности и целомудренности в семье и школе, проведение образовательных мероприятий среди девушек- подростков- будущих матерей о вреде аборта и пропаганде здорового образа жизни.
3