ТРАДИЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАДИЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

Акулина Н.Н. 1, Белкина В.В. 1, Субочев В.С. 1, Черкашина А.В. 1, Шкапо Н.Ф. 1, Якунина Т.С. 1, Сушкова Л.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: Изучение и освоение традиционной народной хореографии влияет на глубинное познание русской народной традиционной культуры. В настоящее время, как никогда, важно поддерживать национальную культуру, что недостижимо без осознания нами ее самобытности. Сохранение и трансляция самобытного народного наследия, которое осталось нам от наших предков, может быть осуществлено лишь посредством обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклора.

Народно - певческое искусство - это синкретическое искусство (нерасчленённость песни, танца и инструментальной группы). Деятельность народно - певческих коллективов делится на :

  • фольклорный тип исполнительства (пение с одновременным хореографическим действием тех же певцов);

  • исполнительство современного концертного плана (государственные профессиональные русские народные хоры, в которых разделены пение, танец и сопровождение).

Для народного творчества важным фактором является массовое участие самого народа в творчестве. Связующим фактором между исполнителями и зрителем является танец, танец - не только источник движения под музыку, но и форма общения. Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Культурно - этнический образ России характеризуется огромным разнообразием, обусловленный огромной территорией, природными, географическими, социокультурными различиями и др.

В современном мире существуют песенно - танцевальные коллективы часто схожие друг на друга. Это характерно не только для одного региона, а повсеместно по всей России. Главной причиной этого является незнание местных традиций, созданных на протяжении многих веков, русским народом.

Сейчас очень важно разграничить танцевальную культуру, т.к. каждый из стилевых географических регионов нашей страны по своему очень самобытен и интересен в хореографической плане, которую нужно раскрыть и культивировать, чтобы будущее поколение не утратила и не путала культуру своей местности с другими. Это корни нашей культуры. . Осмысление национального хореографического фольклора в исторической динамике, в контексте региональной культуры - актуальная задача современности.

Степень изученности: Изучением хореографии Юга России занимался И.И. Веретенников «Белгородские карагоды». А. Климов «Основы русского народного танца». Это издание является первой попыткой создания учебника по русскому народному танцу. В нем дается описание основных элементов русского народного танца, их характера и различных вариантов, бытующих в тех или иных областях России, а также методика их разучивания;

В. Мальми «Всё о танце» Человек авторитетный, неравнодушный, глубоко знающий культуру танца, она не одно десятилетие собирала материал, связанный с историей танца, его развитием и значением в жизни человека.

Г. Богданов «Урок русского народного танца» и многие другие.

Предмет исследования: Народный танец в контексте изучения традиций регионов России.

Объект исследования: сохранение и развитие традиций народной хореографической культуры стилевых географических регионов России.

Цель исследования представляет собой расширение профессионального кругозора студентов, формирование способности мыслить хореографическими образами, создавать и уметь воспроизводить хореографические постановки различные по жанру, стилю и форме, и свойственных для различных регионов России.

Задачи курсового проекта - овладение знаниями композиции танца;

освоение методики создания хореографического постановки в условиях народно - песенного коллектива; овладение практическими навыками в постановочной и репетиционной работы.

1. «Ох, ты, яблонка»

Казаков существовало великое множество. Донские, кубанские, терские, забайкальские, запорожские. У всех свои традиции, история. Однако главная особенность всего казачества - это воинственность. Все казаки - это в первую очередь воины. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего умения и мастерства.

В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиванием. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков.

Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Обязательным элементом служат лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака к тому или иному казачьему роду. Отсутствуют лампасы только у кубанских и терских казаков. У кавказских народов казаками заимствованы бурки, папахи, черкески, чем прослеживается влияние образа жизни и территориальной близости.

Донские и кубанские казаки в качестве головного убора используют небольшую круглую шапочку. Большинство танцевальных ансамблей используют именно этот образ казаков.

Казаки - очень свободолюбивый народ, предпочитающий независимость всем остальным благам цивилизации. Все это также отражается в их танцах. Выпрямленная спина, вращение вокруг оси, а также перемещение по танцевальной площадке по большому пространству. Очень ярко проявляется работа ног именно в казачьих танцах. Танцевальные движения вприсядку, высокие выпрыгивания вверх, шаги, притопы, удары пяткой в пол и т.д.

Казачьи танцы можно разделить на две большие группы:

Славянские (русские) - сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских и донских казаков.

Кавказские (горские) - появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев - владение оружием, одежда, музыка.

В отличие от русского женского танца, который отличается большой скромностью, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально «летают» по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта - положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.

Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами.

Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.

Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям.

Получается, не танец, а поединок - но не бой, а искусство!

Записана от народного хора станицы Казанской Кавказский район, Краснодарского края, запевает Анастасия Новикова.

  1. Ох, ты яблонка, яблонка

Кудрявая, кучерявая.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Кудрявая кучерявая,

Кудри зеленая, русаи.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Кудри зеленая, русаи,

Кудри зелена уранила.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Уранила по два яблочка,

Два яблочка два садоваи.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Два яблочка, два садоваи

Два садоваи, медоваи.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Два садоваи, медоваи.

Все по блюдничку катаются.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Все по блюдничку катаются.

Два на сахар рассыпаются.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

  1. Два на сахар рассыпаются.

Виноградом наливаются.

Ой, ли, ой, ля, ой, ля-а-ле,

Ой, ля, ой, ля, ой, ля-ле, ой, ля-ле.

2. "Я по жердочке шла"

"Я по жердочке шла", село Архангельское (Качен), Красночикойский район, Читинская область.

Фольклор является знаковым феноменом национальной духовной культуры, имеющими глубокие исторические корни. Он обладает свойством быть и устойчивым и изменяющимся в пространстве и во времени, сохраняет незапамятную древность, и вместе с тем впитывает новые явления, обусловленные жизненными реалиями.

Рассматривая фольклор семейских Забайкалья как общенациональное явление, он в то же время представляется в виде сложившейся системы, принадлежащей к определенному фольклорно - этнографическому комплексу.

Семейские являются старообрядцами. Старообрядцы - это старообрядчество или древлеправославие- совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х - 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего - с Церковью Константинопольской.

В основе старообрядческой фольклорной культуры лежит традиционно- бытовой культурный комплекс восточнославянской общности, который является ядром культуры других групп населения Забайкалья славянской принадлежности.

Фольклор в социально - бытовом укладе семейских всегда занимал важное место, он включался в различные звенья жизнедеятельности, как необходимая и неотъемлемая часть всей традиционной этнической культуры. Фольклорная культура Забайкалья представляет собой культуры вторичного образования, сложившуюся на основе местных традиций, привнесённых переселенцами из разных губерний Европейской России.

Важное место в фольклоре семейских Забайкалья занимают плясовые песни. Одной из таких песен является песня "Ох, я по жердочке шла" села Архангельское (Качен), Красночикойского района, Читинской области, где проживают семейские Забайкалья, в частности семья Кондратьевых.

В с. Архангельское Читинской области, был обнаружен "островок" пинежской песенной традиции, характеризирующейся мягкотекучей манерой исполнения со свойственными ей звуковысотными особенностями интонирования определенных интервалов, с подголосками и развертыванием мелодической линии, принадлежащей севернорусской песенной культуре.

Говоры старообрядцев (семейских) Забайкалья (Республики Бурятии и Читинской области) относятся к числу русских говоров, распространённых на территориях позднего заселения русскими, так называемых вторичных говоров, или говоров вторичного образования. Говоры старообрядцев-семейских представляют собой своеобразный лингвистический заповедник, так как, в основном, они сложились в результате колонизационных перемещений старообрядцев и сформировались в условиях инодиалектного и иноязычного окружения. Говоры старообрядцев - семейских в процессе языкового развития под влиянием различных факторов как внешнего (миграционные процессы, преобладание носителей какого-либо говора), так и внутреннего характера (аналогичные процессы разных типов, внутрисистемные отношения языковых единиц, местные тенденции языкового развития) сформировались в группу очень близких между собой говоров, наиболее соотносимую по принятым критериям, с западнорусским диалектным типом.

Какая природа у диалектов семейских Забайкалья, спорят до сих пор. Некоторые считают, что говоры семейских схожи с говорами южнорусской территории (В.А.Белькова, Е.И. Тынтуева, Т.Б. Юмсунова и др.). Сторонники противоположной точки зрения указывают на связь говоров старообрядцев севернорусскими и среднерусскими говорами (П.А.Ровинский, Т.В. Культенко, К.В.Маерова и др.).

Уникальность быта, говора, песенной традиции, географии старообрядцев Забайкалья - это поистине феномен, и изучение происхождения семейских преподнесет исследователям много новых тайн и открытий.

Хореографическая постановка плясовой песни "Я по жердочке шла" села Архангельское (Качен), Красночикойского района, Читинской области.

1. Хор становится в виде полукруга. Четыре куплета поет на месте, без хореографических движений. При желании можно немного пританцовывать при помощи переменного шага.

2. На пятом куплете начинается хореографическое движение.

Девушки, которые стоят по краям, друг напротив друга, начинают идти в центр полукруга обычным шаркающим шагом, далее берутся руками (локтями), и один раз кружатся влево, один раз кружатся вправо. Расходятся на свои места. Для яркой и интересной хореографии можно использовать разнообразные шаги, которыми двигаются назад.

3. На восьмом куплете - мальчик, который стоит в центре берет двух девушек, стоящих от него справа и слева за руки и идет с ними в центр. Девушки могут использовать разнообразные женские шаги, во время движения в центр: шаг с прибивом, переменный шаг, всевозможные комбинации ключей. После того, как парень и две девушки дошли в центр, одна девушка уходит - через воротца, которые делает парень и вторая девушка. Далее - парень и девушка кружатся два раза и уходят на свои места.

4. На двенадцатом куплете выходят парень с девушкой, идут друг к другу в центр, один раз кружатся и девушка, через руку парня, уходит на свое место. Парень уходит на свое место.

1. Ой, я по жердочке шла,ой я по тоненькай

Ой, я по тоненькай, я по яловенькай (2 раза).

2.Тонка жердочка гнется, не ломится (2 раза).

3. Ой, она не ломится, да не ламается(2 раза).

4. Со мялым со дружком даже не ссоримся (2 раза).

5. Хоть и ссоримся, да вместя сходимся (2 раза).

6. Вместе сходимся, да поздоровываемся (2 раза).

7. Я во садику была, да во зеленом гуляла (2 раза).

8. Во зеленом гуляла, сладку яблоню брала (2 раза).

9. Она налив(ы)чистая, сладка рассып(ы)чистая (2 раза).

10. На бялое блюдо клала, на серебряный поднос (2 раза).

11. Подносила ко мялому во высокий во тярем (2 раза).

12. Милый ягод не примает, ничяго со мной не бает (2 раза).

13. А я топнула ногой, да покачала головой (2 раза).

14. Покачала головой, да оставайся, черт с тобой (2 раза).

Хореографическая постановка плясовой песни "Я по жердочке шла" села Архангельское (Качен), Красночикойского района, Читинской области.

1. Четыре куплета хор поет на месте.

2. На пятом куплете хор начинает хореографическое движение. Девушки, которые стоят по краям, друг напротив друга, начинают идти в центр полукруга обычным шаркающим шагом, далее берутся руками (локтями), делают оборот и встают на свое место.

3. На восьмом куплете - мальчик, который стоит в центре берет двух девушек, стоящих от него справа и слева за руки и идет с ними в центр. Девушки могут использовать разнообразные женские шаги, во время движения в центр: шаг и прибивом, переменный шаг, всевозможные комбинации ключей. После того, как парень и две девушки дошли в центр, одна девушка уходит - через воротца, которые делает парень и вторая девушка. Далее - парень и девушка кружатся два раза и уходят на свои места.

4. На двенадцатом куплете выходят парень с девушкой, идут друг к другу в центр, один раз кружатся и девушка, через руку парня, уходит на свое место. Парень уходит на свое место.

3. "Ударила дубинка"

карагодная песня с. Хмелевое Красненского р-на Белгородской обл.

Белгородская область входит в те передовые регионы, которым не безразличны собственные музыкальные корни. История заселения послужила основным фактором формирования локальной песенной традиции Белгородско - Воронежского пограничья и определила ее внутреннюю структуру. Осмысление исторических факторов, повлиявших на её становление и развитие, играет чрезвычайно важную роль для понимания сущностных проявлений местной музыкальной традиции.

Южнорусские танки и карагоды представляют собой грандиозное явление русского хореографического творчества. Карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы. Танки, в этом отношении, ближе к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». В Белгородских сёлах под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом «потенциальных исполнителей». Слово «карагод» употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо

Карагодные, плясовые и хороводные песни тоже довольно распространены среди относительно ранних жанров песенного фольклора. Эти жанры, хотя и определяются по-разному, но имеют много общего в структуре, темпе исполнения, напевах и текстах. Практически их различение берется исходя из информации исполнителей. Если они говорят, что под эту песню водят хоровод, то мы определяем ее как хороводную, а если карагод – то как карагодную.

Именно карагод в нашей области замещает и хороводы и пляски. Хотя такие песни, будучи необрядовыми, относятся к более позднему пласту фольклора, но они практически всегда несут черты местной традиции и являются среди уцелевших жанров достаточно ранними и потому ценными для исследования традиций. Кроме того, они и воспринимаются исполнителями и ценителями, знатоками традиций очень хорошо.

В этой песне " Ударила Дубинка" за хореографическую основу взят «пересек» (форма полиритмии). Лидер дает знак для начала «пересека» (голосовые: «Раз – два!», « А – ну – ну» и т. д).

Особенность «пересека» заключается в соединении двух разных ритмов.

  1. Ох, ударила дубинка, загудела волынка

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Загудела волныка вышла Мария да Дария

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Вышла Мария да Дария ещё белая Алёна

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Ещё белая Алёна голопузая матрена

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Голопузая матрена ты зачем же выходила лучше б дома сидела

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Лучше б дома сидела рубашоночку шила помеленочку кулила

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Помеленочку кулила кабы знала не кулила лучше б новую купила

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. Лучше б новую купила. я по пятницам шила по субботам я шила

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли

  1. По субботам я шила. В воскресенье надела

Я подолы подмочила

Ох нуж лёли-лё-ёли али лёли лёли лё-ёли.

4. «Служба ли матушка»

военно-бытовая песня

На протяжении веков культура казачества Забайкалья являла собой образец традиций и устоев, вобравший в себя лучшие черты культуры разных народов Сибири. Неимоверно трудный быт казаков-земледельцев сочетался с суровой защитой рубежей отечества, и нашел отражение в богатом по содержанию казачьем фольклоре. Возрождение культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков является основой для будущей жизни такого феномена как казачество.

Казачество - это обособленная этнокультурная группа, сложившаяся на протяжении XVII - XVIII вв. в приграничных областях Российского государства. Привилегированное положение военного сословия, особенности жизненного уклада, соединение в казачьей среде народной культуры разных национальностей - позволило казачьей культуре стать поистине уникальным явлением.

В песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак прошлое, вспоминал о милой казачке, в чужой дальней стороне. В них любил и под них плясал. С ними в бой ходил, с ними отчизну защищал. Такой песней является «Служба ли матушка», которую исполняет ансамбль «Забайкальские казаки» который был основан в 1991 году. Его основная цель - возрождение забайкальского казачьего песенно-танцевального фольклора. В 2003 году коллектив получил статус государственного учреждения культуры.

Ансамбль «Забайкальские казаки» отличает высокий профессиональный уровень, программа тесно связана с казачьими традициями, которые исторически несут идею духовной силы, что способствует проникновению зрителя в атмосферу самобытности и своеобразия культуры казачества. Яркие композиции народной хореографии делают выступления ансамбля зрелищными и увлекательными.

Хореографическое постронение

1) Ансамбль выстроился в полукруг, звучит песня.

2) На третем куплете солист выходит в центр полукруга шагом с протяжкой по полу внешней стороной стопы и приглашает на танец девушку.

3) Девушка выходит к солисту, проходит мимо него и идет по кругу. Солист идет за ней прибивным шагом с пятки.

4) Пройдя один круг, становятся на место образовав полукруг. Заканчивают песню.

Заключение

Танец - это особый вид народного искусства. В России огромное разнообразие народной хореографии. Русская народная хореографическая культура одного региона имеет свои характерные особенности.

Некоторые элементы хореографии имеют одну основу, но различны из-за географических, социально - культурных, политических особенностей того или иного региона.

Мы в своей работе охватили народную хореографию различных регионов России, чтобы показать многообразие русской народной хореографии, показать её сходства и различия.

Сохранение и трансляция самобытного народного наследия, которое осталось нам от наших предков, может быть осуществлено лишь посредством обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего - фольклора.

Просмотров работы: 2274