ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние образования в России характеризуется, в первую очередь, с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и другое, отодвигаются на второй, а то и на третий план. Подобные характеристики образования в нашей стране обусловлены как негативными тенденциями развития отечественной экономики, так и неудовлетворительным состоянием самой системы образования.

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.

В настоящее время вопросы развития образования, форм его финансирования входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства, что является свидетельством достигнутого в обществе общего мнения относительно роли образования в социально-экономическом развитии страны. Возникает качественно новая реальность, в которой важным производственным ресурсом становится знания и информация.

Развитие системы финансирования образовательных учреждений должно быть нацелено на решение следующих основных проблем:1

  • доступность образования для различных социальных слоев населения;

  • осуществление структурных сдвигов в увязке с требованиями рынка труда;

  • повышение качества образовательных услуг;

  • финансирование материально-технической базы образования в целях его модернизации.

Финансовый механизм системы образования в общем виде можно представить как систему целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательных учреждений в рамках указанных элементов.

Таблица 1 - Финансовый механизм системы образования1

Финансовые методы

Финансовые рычаги

Нормативно-правовое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение

- финансовый анализ; планирование и прогнозирование;

- финансовое обеспечение деятельности;

- финансовое регулирование; бюджетирование;

- инвестирование;

- кредитование;

- лизинг;

- финансовый контроль и учет; введение новых систем оплаты труда;

- система расчетов;

- ценообразование в системе образования и др.

- ассигнования;

- субсидии;

- субвенции;

- бюджетные инвестиции;

- доход;

- амортизация;

- арендная плата; - стипендия процентная ставка;

- кредиты и займы;

- налоги;

- налоговые льготы и отсрочки и др.

- Конституция РФ;

- Кодексы;

- Федеральное законодательство;

- нормативные акты Правительства РФ; - нормативные акты федеральных министерств, агентств, служб;

- нормативно-правовые акты региональных органов власти и управления;

- нормативные документы вузов;

- прочие.

- финансовый учет и отчетность;

- управленческий учет и отчетность;

- налоговый учет и отчетность;

- внутренняя финансовая документация;

- информация о внешней среде;

- информация об источниках финансирования.

Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: сметное, нормативное и бюджетное, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.

Исторически сложилось, что для России типичной моделью является сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сфера, как правило, не имеющих собственных доходов.

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.

Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Принципы финансирования учреждения:

  • плановость (средства предусматриваются при составлении бюджета);

  • целевая направленность (использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели);

  • безвозвратность (у получателей средств не возникает обязательств по их возврату);

  • выделение средств по мере их расходования;

  • экономия (правильное и рациональное расходование средств).

Финансирование образования определяется:

1) схемой бюджетного финансирования образования в РФ;

2) распределением функций между органами, участвующими в финансировании образования.

Уровни финансирования.

1) Федеральный (Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо); Федеральное Собрание РФ и Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов РФ, включая систему федерального казначейства и его территориальных органов; федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета; уполномоченные банки как проводники денежных средств; собственно образовательные учреждения федерального ведения (учреждения профессионального образования).

2) Уровень субъектов РФ (президент, глава администрации, губернатор; законодательные органы субъектов РФ; министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов РФ; министерства и ведомства субъектов РФ (министерства, управления, комитеты по образованию, науке и образованию и т.д.), территориальные управления образованием; уполномоченные банки; образовательные учреждения ведения субъектов РФ – учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения послевузовского образования взрослых).

3) Муниципальный уровень (законодательные органы муниципального уровня; финансовые отделы; городские и районные отделы образования; банки и отделения банков; муниципальные образовательные учреждения – дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования).

Рассмотрим расходы областного бюджета Ростовской области в 2015 году на образование.1

Расходы областного бюджета Ростовской области в 2015 году на образование составили 35 774,3 млн. рублей.

  • Дошкольное образование - 9 801.0 млн. рублей

  • Общее образование - 19 791.7 млн. рублей

  • Профессиональное образование - 4 890.2 млн. рублей

  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации - 108.4 млн. рублей

  • Молодежная политика и оздоровление детей - 821.1 млн. рублей

  • Другие вопросы в области образования - 361.9 млн. рублей

Рисунок 1 - Структура расходов областного бюджета Ростовской области на образование в 2015г., %

При этом средства выделяются в следующих формах:

  • Субвенции 62,9%

  • Субсидии 12,1%

  • Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями 16,6%

  • Финансовое обеспечение казенных учреждений 7,3%

  • Прочие мероприятия в области образования 1,1%.

В условиях экономического кризиса чрезвычайно важным представляется выделение бюджетных средств в полном объеме. Только тогда можно обеспечить достойное исполнение социальных расходных обязательств в сфере образования.

Список используемой литературы

1. Дашиева Д.Ц. Модернизация финансового механизма // Система финансирования общего образования. - 2012. - №4. - С. 411-414.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. - М. – 2013 г. – С. 15-28.

3. Малышева Е. Н. Модернизация финансового механизма // Научный вестник. – 2010. - №2. – С. 79-80

4. minfin.ru. – Министерство финансов Российской Федерации.

5. minobr.ru – Министерство образования Российской Федерации.

6. Ria.ru. – РИА Новости.

1 Финансы. Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 307-310

11 Малышева Е. Н. Модернизация финансового механизма // Научный вестник. – 2010. - №2. – С. 79-80

11 minfin.ru. – Министерство финансов Российской Федерации

Просмотров работы: 5943