Основной целью работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе.
Бесправное рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительного отношения к ребенку было свойственно практически всем странам.
Анализ материалов о системах и методах воспитания детей в разных странах свидетельствуют о том, что дети всегда подвергались различным наказаниям, включая смертельную казнь и каторжные работы. К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX начале XX веков.
В Женеве в 1924 году Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Но только с образованием в 1945 г. ООН проблема защиты прав ребенка вышла на международный уровень. Впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила 1917 г. Международным годом ребенка. Этим она не только еще раз обратила внимание мирового сообщества на положение детей, но и заставила мир перейти к конкретным действиям по защите прав детей. Значительно международно-правовым документом стала Конвенция о правах ребенка. И 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный Юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей.
Для настоящей конвенции — ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все её положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
1. Ребенок обладает личными правами — такими как: право на жизнь, приобретение гражданства, право на свободное выражение своих взглядов и т. д.
2.Ребенку гарантируются социальные права — это права на защиту и помощь, на пользование благами социального обеспечения.
3. Ребенку гарантированы как политические, так и права на образование и культуру — это право на свободу мысли, религии, доступ к образованию и т. д.
4. Ребенку гарантируются социальные права
5. На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст.20)
6. На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию [ст.16].
7. На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения [ст.9, 33, 34, 35, 37].
8. На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет [ст.37].
Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и многое другое.
По данным государственной думы в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции по правам ребенка. Обратите внимание, что 18 из 37 млн. детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Численность беспризорных детей в России от 2,5 млн. (по данным МВД), до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Расчет число детей, занимающихся бродяжеством и попрошайничеством. Масштабы этой трагедии еще до конца не осознаны.
В статье «Дети населения» в одной из газет — проводится потрясающие по своей социальной значимости данные: в России около 2 млн. неграмотных детей они оказались за пределами школы, а значит, без школьного воспитания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды безработных молодых людей? Бездомных, криминальных группировок.
Серьезные нарушения прав ребенка имеются в области образования. Это чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально — техническое обеспечение учебного процесса, имеющего место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т. д.
По данным газеты «Дошкольное образование» за 2005 год значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — это 100т. общественно опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40 % от общего количества преступлений, совершенных в нашем государстве.
Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослого (это 25–30 т. Преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80т. случаев сексуального насилия или развратных действий), но также дети становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.
Исследование по проблеме соблюдения взрослыми прав ребенка в детских садах и школьных учреждениях привело к следующим результатам:
50 % опрошенных — родители за различные проступки ругают детей.
23 % опрошенных — родители нарушают права ребенка — ругают и ставят в угол.
27 % опрошенных родителей — родители оказывают физическое насилие — бьют, шлепают.
Организация досуга детей тоже в основном проходит авторитарно.
Из 87 опрошенных:
- 47 % — это родители спрашивают мнения детей.
- 13 % — это родители, которые редко спрашивают мнения детей и редко организуют досуг.
- 40 % — родители ставят детей перед фактом куда пойдут.
На вопрос беседуют с вами родители о ваших правах, из 28 опрошенных подготовительной группы:
- 6 % — ответили положительно.
- 94 % — ответили, что родители не говорят о правах ничего.
На вопрос проводят ли беседы воспитатели о ваших правах:
- 68 % — ответили, что да проводят
- 32 % — ответили, что не проводят.
Из всего выше сказанного следует, что права ребенка часто нарушаются самими взрослыми, теми людьми, кто должен в первую очередь защищать и охранять эти права.
Детство — надежда и будущее человечества, ребенок — существо, которому еще только предстоит стать человеком.Поэтому работу по ознакомлению детей со своими правами необходимо проводить еще с дошкольного возраста. В детском саду нужно разработать систему мероприятий — беседы, игры, занятия для дошкольников.
Например, в старших группах воспитатели могут проводить с детьми беседы об их правах, обсуждать и рассматривать их. В других группах, детей в игровой форме, используя различные пособия и методики, могут знакомить детей с их правами.
Список использованной литературы:
1. Всеобщая декларации прав человека. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.
2. Права человека: сборник международных документов. Варшава, 2001.13.
3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // Права человека: сборник международных документов. Варшава, 2001.