О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Багатырова М.Н. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России происходит становление гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей.

В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных, в том числе межнациональных, конфликтов. Все это происходит на фоне практически полного отсутствия гражданской культуры граждан, не желания вникать и участвовать в общественной жизни страны. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно [3].

Проблема формирования гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.

Практика формирования гражданского общества в других странах дает четкие ориентиры такого движения:

· становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества;

· подчинение всех государственных органов и общественных объединений закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление части собственности; достижение необходимого уровня гражданской культуры.

Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского общества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов. Следовательно, существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особенно, гражданской культуры [1].

Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально-активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью.

Необходимость гражданско – правового образования закреплена в международно-правовых актах и в нормах российской законодательства.

В Конвенции о правах ребенка отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а так же принципам, провозглашенным в Уставе ООН (ст.29).

Согласно закону Российской Федерации «об образовании», содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Образование должно обеспечивать формирование у обучающегося целостной, адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование себя и этого общества. Мы полагаем, что процесс становления демократической правовой социальной государственности и гражданского общества в России настоятельно требует формирования у учащихся правовых знаний, нравственных представлений и ценностных ориентиров, соответствующих позитивным тенденциям социально-политического развития страны [2].

В последнее время в научных и политических кругах актуализируется понимание того, что именно образование призвано строить будущее.

Необходимыми условиями в социально-экономических, политических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества.

«Овладение современной системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто только путем усвоения гражданами юридических знаний. Необходима разработка целостной системы формирования гражданско-правовой культуры молодежи, особенно подростков, с учетом достижений теории ценностей на всех ступенях образования. Школе принадлежит центральное место в решении столь важной задачи, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации».

Встречающиеся факты гражданско-правовой безграмотности несовершеннолетних, правовой нигелизм и скептицизм многих подростков делают необходимым тщательный анализ состояния правосознания и правомерного поведения школьников. Социально-правовая незрелость школьника предполагает необходимость направленного формирования правосознания навыков правомерного поведения [3].

Гражданственность, предполагающая уважение к праву, знание своих прав и обязанностей, готовность действовать в рамках закона, возможность ориентироваться в важнейших законодательных актах, знание путей получения юридической помощи и защиты своих прав, иными словами гражданское правосознание и правомерное поведение являются целями правовой подготовки в общеобразовательной школе.

Этим целям должно способствовать изменение роли и места гражданско-правового образования в содержании общего образования.

Ведущей целью гражданско-правового образования и воспитания в школе является:

- создание условий для превращения школьной жизни в сферу получения учениками реального опыта взаимоотношений в обществе;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободе другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, о регулированных правом.

Список использованной литературы:

  1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москва. / государства и права № 6, 2009г.

  2. Диордиева О.Н. Обучение школьников праву. /Юридическое образование и наука. № 2. 2012г. С.32.

  3. Ивонина А.И. «О проблемах правового образования в современной школе». /Право в школе, 2007г. № 2.

Просмотров работы: 688