В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением общества, возрастанием социальных, в том числе межнациональных, конфликтов. Все это происходит на фоне практически полного отсутствия гражданской культуры граждан, не желания вникать и участвовать в общественной жизни страны. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно [3].
Проблема формирования гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.
Практика формирования гражданского общества в других странах дает четкие ориентиры такого движения:
· становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества;
· подчинение всех государственных органов и общественных объединений закону, обеспечение его верховенства; разгосударствление части собственности; достижение необходимого уровня гражданской культуры.
Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского общества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов. Следовательно, существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особенно, гражданской культуры [1].
Современное российское образование должно быть готовым к формированию в течение всего периода пребывания ребенка в школе гражданина, способного быстро интегрироваться в современное общество, обладая при этом, высоким уровнем самоопределения и самореализации. Современный гражданин должен быть социально-активным, гуманным, законопослушным, конкурентоспособным, имеющим четко сформулированные понятия о своих правах и обязанностях, правильно соотносящим свои собственные интересы, с интересами государства. При этом он должен уметь устанавливать контакты с другими людьми, быть готовым к совместному творчеству, к сотрудничеству и согласию, стоять на позициях неприятия жестокости, агрессии и насилия над личностью.
Необходимость гражданско – правового образования закреплена в международно-правовых актах и в нормах российской законодательства.
В Конвенции о правах ребенка отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а так же принципам, провозглашенным в Уставе ООН (ст.29).
Согласно закону Российской Федерации «об образовании», содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Образование должно обеспечивать формирование у обучающегося целостной, адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование себя и этого общества. Мы полагаем, что процесс становления демократической правовой социальной государственности и гражданского общества в России настоятельно требует формирования у учащихся правовых знаний, нравственных представлений и ценностных ориентиров, соответствующих позитивным тенденциям социально-политического развития страны [2].
В последнее время в научных и политических кругах актуализируется понимание того, что именно образование призвано строить будущее.
Необходимыми условиями в социально-экономических, политических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества.
«Овладение современной системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто только путем усвоения гражданами юридических знаний. Необходима разработка целостной системы формирования гражданско-правовой культуры молодежи, особенно подростков, с учетом достижений теории ценностей на всех ступенях образования. Школе принадлежит центральное место в решении столь важной задачи, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации».
Встречающиеся факты гражданско-правовой безграмотности несовершеннолетних, правовой нигелизм и скептицизм многих подростков делают необходимым тщательный анализ состояния правосознания и правомерного поведения школьников. Социально-правовая незрелость школьника предполагает необходимость направленного формирования правосознания навыков правомерного поведения [3].
Гражданственность, предполагающая уважение к праву, знание своих прав и обязанностей, готовность действовать в рамках закона, возможность ориентироваться в важнейших законодательных актах, знание путей получения юридической помощи и защиты своих прав, иными словами гражданское правосознание и правомерное поведение являются целями правовой подготовки в общеобразовательной школе.
Этим целям должно способствовать изменение роли и места гражданско-правового образования в содержании общего образования.
Ведущей целью гражданско-правового образования и воспитания в школе является:
- создание условий для превращения школьной жизни в сферу получения учениками реального опыта взаимоотношений в обществе;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободе другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, о регулированных правом.
Список использованной литературы:
Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях г. Москва. / государства и права № 6, 2009г.
Диордиева О.Н. Обучение школьников праву. /Юридическое образование и наука. № 2. 2012г. С.32.
Ивонина А.И. «О проблемах правового образования в современной школе». /Право в школе, 2007г. № 2.